Как предки Дэн Сяопина боролись за власть ещё в I веке нашей эры?
Каким образом наложницы становились китайскими императрицами? Как ситуация в гареме отражала политическую борьбу в Восточной Хань, и в какой момент в неё начали вмешиваться евнухи? Почему император Хэ-ди умер в 26 лет и связано ли это с гаремными войнами?
Продолжаем серию программ про империю Хань с Виктором Викторовичем Башкеевым — научным сотрудником Института Дальнего Востока РАН. Обсуждаем политическую историю правления императора Хэ-ди и её главное содержание – борьбу знатных родов за власть.
Стенограмма эфира программы «Родина слонов» с научным сотрудником Института Дальнего Востока РАН Виктором Викторовичем Башкеевым.
Виктор Башкеев – китаист, переводчик источников империи Хань. Многие тексты, вводимые им в научный оборот, никогда до этого не звучали на европейских языках. Это XIII выпуск нашего сериала, посвящённого империи Хань, основанного на переводе «Ханьшу» и «Хоу Ханьшу». Виктор часто выступает в различных научпоп-проектах. Наш герой занимается не только историей, но ещё и является тренером по ушу илицюань.
М. Родин: Казалось бы, гарем изобретён для услады правителя, и уж точно не для того, чтобы создавать ему проблемы и ограничивать его власть. Но именно гарем в эпоху Восточной Хань становится площадкой ожесточённой политической борьбы. Сегодня мы поговорим с Виктором Башкеевым о политической истории правления Хэ-ди и её главном содержании: борьбе родов за власть в Китайской империи.
У нас на дворе конец I в. н.э. и начало II в. н.э. Что в этот момент происходит в Китае?
В. Башкеев: У нас уже минули три императора Восточной Хань. В прошлом эфире я оговорился и неправильно перевёл источник. Император Чжан-ди не был 15-м сыном, он был 5-м сыном императора Мин-ди. А всего у императора Мин-ди было, если я не ошибаюсь, около девяти сыновей и одиннадцати дочерей.
У нас таки вышла книжка, которую мы анонсировали в прошлый раз, «Хань шу», первый том истории Западной Хань. Теперь мы имеем в переводе на русский язык источник, который позволяет гораздо проще изучать этот период. Постепенно такая же работа ведётся мной и нашими коллегами по Восточной Хань. В частности, мы используем «Хоу Ханьшу», официальную династическую историю этого периода.
Империя Хань существовала больше четырёх столетий примерно параллельно с Римской империей на западе: с конца III в. до н.э. до начала III в. н.э. Хань можно считать первой устойчивой империей, объединившей многие земли, впоследствии ставшие современным Китаем. Больша́я часть элементов китайской культуры и государственности возникла именно в этот период.
Император Хэ-ди – это 88-105 гг. н.э. Предыдущий наш эфир назывался «Фениксы – предвестники бури». Эта буря постепенно закручивается и близится серьёзная беда. Это последнее правление, когда мы видим завязки того, что принято называть кризисом Восточной Хань: с евнухами, восстанием Жёлтых повязок. Но до этого надо дожить, а пока мы находимся на рубеже I-II вв.
Из-за переносов эфира я успел больше перевести, и теперь могу прочитать по-русски: «Император Сяо-хэ-ди [Лю] Чжао 肇 был четвёртым сыном Сяо-цзуна [Чжан-ди]. Его мать Лян Гуйжэнь 梁貴人, будучи оклеветана августейшей императрицей Доу 竇皇后, скончалась от горя. Императрица Доу воспитала императора как своего сына». Люди, которые внимательно изучают исторические процессы, уже могут с уверенностью сказать, что нас ждёт очень весёлая серия.
Тут надо ещё раз представить героев. Род Доу – важнейший в политической борьбе всей Хань род. Он появился на арене ещё при Лю Бане, основателе Западной Хань. Из этого рода была жена императора Вэнь-ди. Мать Вэнь-ди из рода Бо была привезена Лю Баном с юга, но закрепилась она на севере, во владении Дай, грубо говоря, в окрестностях современного Пекина. Это северный фронтир, где будущий император Западной Хань Вэнь-ди должен был оберегать империю от степняков, от сюнну. Вотчины Доу были на севере: это владения Дай, владения Цинхэ (они находятся рядом). Они там набирались серьёзного влияния, потому что там была ставка одного из сыновей Лю Бана, который позже стал императором Вэнь-ди.
При Чжан-ди представительница рода Доу опять становится императрицей. Соответственно, влияние этого рода максимально усиливается, и он начинает претендовать на влияние на принятие решений. Подобное несколько раз заканчивалось кризисами при дворе. Иногда это династический кризис, как в Западной Хань при роде Люй. Род Ван вообще зачал новое государство. И вот опять влияние женского рода усиливается.
В 82 г., ещё при жизни императора Чжан-ди, его сына Лю Чжао, который потом станет императором Хэ-ди, делают наследником. И в 88 г., когда умирает его отец, он занимает императорский престол. К тому моменту ему было всего 10 лет. В связи с этим выходит очень важный императорский эдикт. Его публикует императрица: это очень редкое явление, при Хань такое было до этого только один раз, но тогда эдикт был небольшой. А здесь он очень пространный. Я позволю себе зачитать:
«Покойный император сумел поддерживать высочайшие добродетели своих предков, и мир при нём был тихим и мирным. Сейчас же император молод, и мне необходимо помочь ему в правлении».
Фактически объявляется регентство. Дальше она перечисляет своих советников. И тут всплывает очень важный персонаж из ещё одного рода, который будет нас в этой передаче преследовать. Это Дэн Бяо. Чем важен род Дэн? При Вэнь-ди был запрет на изготовление частной монеты. Запрет этот был связан с тем, что некий Дэн Тун так наловчился эту монету чеканить, что она заполонила всю Поднебесную. Он предок этих представителей рода Дэн, которые в это правление будут играть важную роль. (Потомком этого рода является Дэн Сяопин. Случайных людей в китайской политике нет, поэтому и нужно изучать весь Китай, чтобы понять современность.) В отличие от рода Доу, род Дэн происходит с юга. Это опять борьба севера и юга на нашей арене.
Род Дэн являлся одной из вынужденных опор императрицы Доу в правлении. Потому что, видимо, при слабости императора начинается постепенный «дерибан». Люди пытаются отгрызть от рода Лю часть влияния в свою пользу. Север и юг ищут компромиссы в политической борьбе.
В эдикте прямо заявлено, что император ещё не может управлять, и в помощь ему нужно назначить хороших людей. Буквально написано: «Бывший император похвалил Дэн Бяо за его благосклонность, поэтому сейчас ему можно доверить помогать нам в управлении». Карты разложены: два рода, один из которых представляет северные элиты, а другой – южные, заявляют претензии на контроль над страной.
Дальше в правящем роде Лю совершаются перестановки. Это стандартное мероприятие. Род Лю очень разросся. По-прежнему используется старая схема, когда каждому полагается по владению. И в начале правления всегда идёт перераспределение земель и влияния. Каждый раз нужно подтвердить власть императора и его верховенство. В данном случае это формальность: за несколько месяцев до этого был эдикт о том, что император ещё мал, и не ему управлять страной.
Мы часто говорили, что императора можно вытеснить в сакральную сферу. И император сразу же посещает храм Лю Бана в Сиани, старой столице Западной Хань, и прочих предков из династии Лю. Это сразу же указывает на его церемониально-ритуальную роль.
Дальше нужно сказать про структуру этой главы. Дзюань, посвящённый Хэ-ди, очень характерно делится на два сюжета. Первый сюжет – внешняя политика на севере. Опять будет много сюнну. Когда я работал с этим, у меня было ощущение, словно я переводил У-ди: сплошные северные походы, и здесь то же самое. В источнике пишется, что из Парфии прибыли послы с подношениями, привезя с собой льва, и некое животное «фу ба».
То есть у страны были инфраструктурные возможности поддерживать внешние связи. Амплитуды кризисов, которые мы наблюдаем, были разные. Политический кризис назревает, а кризис управления, или экономический кризис не наступает. Страна функционирует.
Доу Сянь, ключевой персонаж для этого правления, назначается генералом и отправляется в поход против северных сюнну. К данному моменту сюнну распались на два конгломерата, северных и южных. Южные были буферным образованием, подчинённым Китаю, и не давали северным степнякам напрямую атаковать страну.
Мы видим, что влияние рода Доу велико. Генералы из этого рода получают серьёзное влияние. Они отвечают за внешний контур на севере, а при дворе фактически продолжает править женский род.
В 89 г. род Доу вместе с родом Дэн наступает на степняков. Это показывает нам, что внешний контур под контролем, и пока нет проблем с внешней политикой. Это опять же говорит о разной амплитуде кризисов. Пока что политический кризис мы можем заметить, только обладая определёнными навыками анализа, которые позволяют понять, что при дворе не всё гладко. Но при дворе гладко никогда не бывает. А более обширный масштаб пока совершенно спокойно контролируется.
По частоте упоминаний рода Доу, и конкретно Доу Сяня, который главный генерал, мы видим, насколько активен и важен этот род. Он постоянно занят северным контуром. Это происходит и в следующем 90-м году.
Вместе с информацией о внешней политике мы постоянно наблюдаем какие-то административные движения. У нас три вида информации: назначение ванов из рода Лю на различные территории, и административное деление, с этим связанное, новости о том, что происходит на северных границах и назначения при дворе, а также некрологи.
Бань Чао, единоутробный брат Бань Гу, родившийся в том же 32 году, уже прожил больше 50-ти лет, что по тем временам серьёзный возраст. В 6-5-м месяце этого года он принуждает страну юэчжи, которая вторглась в Западный край, сдаться. Уже тогда он был старшим в Западном крае, т.е. отвечал за эти земли в целом. И ему удалось вопрос Средней Азии закрыть.
В эти же месяцы 90-го года Доу Сянь выступает против северных сюнну. Это происходит удачно. В девятом месяце этого года северные сюнну отправляют в столицу посольство, чтобы признать своё подданство. Зимой этого года Бань Гу отправляют передать какие-то повеления шаньюю южных сюнну, чтобы они помнили, кто главный. Параллельно с этим отдельно выступают люди, чтобы напасть на северных сюнну.
Постоянное взаимодействие со степью здесь очень ярко показано. Это указывает на то, что при дворе шли какие-то скрытые процессы. Кажется, что всё тихо и мирно, но мы не случайно в прошлый раз говорили о фениксах. Историографы этим показывают, что на самом деле есть вопрос.
И действительно, 91-й год, третий год правления, становится в какой-то степени рубежным. Император, как тут написано, «надевает головной убор», то есть достигает совершеннолетия. Формально теперь род Доу должен отойти и передать бразды правления. Происходят классические ритуальные действия, даруются ништяки разным категориям знати, важным чиновникам: золото, парча. А также объявляется пятидневный пир. Пятидневный пир – это обычно всегда маркер достигнутого компромисса между группировками: можно расслабиться и ни о чём не думать. Это показатель, что всё как-бы хорошо. Обычно, когда мы видим пятидневный пир, наоборот значит, что надо людей занимать, чтобы они не занимались чем-то опасным для государства.
М. Родин: В китайских источниках очень много символических и традиционных формулировок, которые нужно понимать не буквально. Как этот пятидневный пир или те же самые фениксы. Если говорится, что прилетают фениксы, это значит, что что-то произошло.
В. Башкеев: Это очень важное замечание.
Главнокомандующий Доу Сянь, борющийся с сюнну – основная военная опора рода Доу. Его долгое отсутствие в столице не то, чтобы полезно для женских родственниц. Они постоянно находятся под каким-то давлением, особенно сейчас, когда император формально становится совершеннолетним. Понятно, что совершеннолетие условно: ему нет восемнадцати, он ещё совсем молодой. В 88 году указано, что ему было 10 лет. Можно посчитать, что сейчас ему 13.
Император посещает Чанъань. Т.е., опять же, проявляет себя пока только как верховный жрец. Он делает это дважды, два месяца подряд, в том числе посещая храм Гао-цзу (Лю Бана). Но постепенно тенденция к тому, что он пытается перехватить власть, станет нам очевидна.
92-й год. Доу Сяня и представителя бокового женского рода Гэн Куя отправили на подавление некоего мятежа северных сюнну. Источник нам сообщает про то, что они практически сразу в этом же году вернулись в столицу: «Летом, в четвёртый лунный месяц, в день бин-чэнь главнокомандующий Доу Сянь вернулся в столицу». В шестом месяце «в первый день месяца было затмение Солнца». А дальше в этом же месяце в тринадцати округах и владениях было землетрясение. Скорее всего, учитывая следующую фразу, что «Доу Сянь тайно планировал антигосударственный мятеж с убийством императора», предыдущие две фразы, скорее всего, являются элементом историописания. Я не успел проверить, было ли затмение. Но землетрясение в тринадцати округах и владениях – вряд ли реальность.
М. Родин: Это символика.
В. Башкеев: Китай, конечно, трясёт, но не до такой степени.
Когда прямо пишется про антигосударственный мятеж, да ещё с убийством императора – это крайне редкая вещь. Буквально в первый раз за всю историю Хань. Употреблён иероглиф «цареубийство». А дальше выходит прямой эдикт: «Арестовать группировку высших должностных лиц: шэшэнсяовэя Го Хуана сына [Го] Хуана шичжуна Го Цзюя, вэйвэя Дэн Де и младшего брата [Дэн] Де бубин сяовэя [Дэн] Лэя» по обвинению в мятеже. Все они умерли в тюрьме. Также был послан специальный чиновник отнять у главнокомандующего Доу Сяня шнур с печатью. После чего он с младшими братьями Доу Ма и Доу Цзином был отправлен в свои владения. Добравшись туда, они все совершили самоубийство. Самоубийство – это такой вид казни, когда тебе позволяется с помощью специального шёлкового шнурка совершить удушение. Это наиболее почётно, поскольку тебя никто не истязает и не расчленяет. Как будто ты сам решил уйти из жизни.
М. Родин: Нужно понимать, что их наказали, и это самоубийство – вид казни.
В. Башкеев: Да. Это самый гуманный вид казни с точки зрения китайской мистической картины мира. Совершает самоубийство не только Доу Сянь, но и военный министр Сун Ю, который также был обвинён в участии в группировке Доу Сяня.
Мы понимаем, что в этот момент род Доу наконец отодвинут от правления. Потому что ключевые управленческие должности занимают другие люди. Обратите внимание, какой тогда кризис был в высшей среде: Инь Му, глава ведомства земледелия, стал военным министром и начальником императорской канцелярии в одном лице. Представляете, насколько мало было людей, на которых император мог положиться?
Десятый месяц этого года. Глава управления императорского дома (глава императорской администрации, человек, отвечающий за правильное отправление ритуалов в правящем роде) Лю Фан становится чиновником ведомства общественных работ. Т.е. с общественных работ человек ставится на военную должность, а на общественные работы – человек, который этим обычно не занимался.
Самый главный вопрос: кто подпирал императора после падения рода Доу? Но пока что мы видим, что всё очень трудно и плохо. Ещё только 92-й год, царствование длится четыре года, а править ещё до 105-го.
М. Родин: Вы так говорите, как будто это было предначертано.
В. Башкеев: Речь идёт о том, что первая треть правления была очень тяжёлой. Приходится бороться за власть, и это проскакивает во всех косвенных признаках. Не случайно фениксы прилетали. Мы наблюдаем борьбу за империю со стороны не правящего рода Лю, а родов, которые пришли к власти косвенно через женские каналы. Это первое правление, где появятся евнухи, как действующие лица. В хронике об этом ничего не сказано, но мы знаем из жизнеописаний, что именно в 92 г. опорой императора становится евнух Чжэн Чжун, который каким-то образом оказал ему поддержку и, видимо, стал тем плечом, на которое опирался правитель.
М. Родин: Чжэн Чжун – первый в череде евнухов, которые сыграли важную роль в истории Китая.
В. Башкеев: Первый, оставшийся в истории. В этот момент борьба женских родов достигает такого накала, что разросшийся род Лю уже не может найти в себе ресурсов, чтобы ей противостоять. Начиная с самых первых правлений Хань мы можем вспомнить род Люй у Лю Бана, Доу у Вэнь-ди, дальше появится род Ван, который вообще захватит власть. Мы постоянно наблюдаем, что разные знатные люди из разных мест Китая (их места происхождения тоже имеют большое значение. От того, откуда ты, вытекают традиционные форматы взаимодействия друг с другом, ещё начиная с доимперского периода). Всё это происходит постоянно. Фактически императорский двор становится полем борьбы за империю. Сейчас мы видим очередное обострение этой борьбы. Среди огромного количества людей из рода Лю мало надёжных. Все преследуют свои интересы. Поэтому опереться не на кого. Остаётся только гарем, евнухи, которые вроде как безопасны. Хотя мы понимаем, что, конечно, нет.
М. Родин: В какой момент мы понимаем, что евнух Чжэн Чжун стал играть важную роль в государстве? Как это проявляется в источнике?
В. Башкеев: Из описаний истории Восточной Хань мы знаем, что этот человек звучит именно в эти годы. В 92 г. он появляется, как фигура влияния на императора. Ещё раз подчеркну, что этого нет в официальной хронике периода. Тогда ещё это не мыслилось важным фактором. Это первый звонок. Тринадцатилетний император остался фактически одинок. Опоры настолько не было, что пришлось искать её в гареме. До этого опора искалась либо в чиновничестве среди земляков, как в случае с Лю Баном, либо в среде женских родственников, но тех, кто был ещё предан. Сейчас стало очевидно, что обладание правящего рода империей лишь частично: это сакральная роль верховного жреца. А борьба за реальную власть идёт между женскими родами. Весь кризис Восточной Хань, который мы будем наблюдать оставшиеся сто лет – это проявление этой борьбы. В конечном счёте эта борьба привела к концу империи Хань.
Я хочу подчеркнуть, что борьба в высшей политической сфере отстаёт по амплитуде от экономического и социального кризисов. Эти кризисы могут и не случаться сразу. Но когда возникает политическая нестабильность при дворе такого типа, то рано или поздно государство обречено на перемены вплоть до потери целостности.
М. Родин: Хочется поговорить про фигуру Бань Чао. Про человека, который сначала воевал с сюнну, а потом совершил поход на запад, дошёл почти до Парфии и как-то общался с Римом. Какова его роль в этой истории?
В. Башкеев: Он был уже довольно старый. Он жил с 32-го по 102 г. Род Бань сыграл свою роль раньше. Его звёздный час – время правления Мин-ди, когда этот род допустили до написания истории. Бань Чао пережил своего брата Бань Гу на десять лет. Бань Гу умер в 92 г., который мы и обсуждаем.
С точки зрения развития влияния контактов Китая с внешним миром такие походы заслуживают отдельного внимания. На эту тему у нас есть отдельные исследования ещё советского времени. В «Восточной литературе» выходили книжки про Западный край, в том числе написанные нашими питерскими коллегами. Я советую их полистать.
Но это уже немножко другой сюжет, про встраивание Китая в среднеазиатский ареал и в «протошёлковый» путь. К политической борьбе он имеет то отношение, что на севере удобно уйти от дворца, и с точки зрения переноса напряжения на внешний контур. Но посольства напрямую не указывают на борьбу. Они скорее говорят о том, что в экономическом смысле всё пока нормально. Если можно вести такие дальние походы, значит деньги есть.
В этом же году взбунтовались южные инородцы мань. На севере некие шадоанские цяны вторгаются в город Цзинчэн. Это, по-моему, в районе Внутренней Монголии. Но могу ошибаться. То есть постепенно поддавливают, и тоже есть ощущение, что двор не очень прочно стоит.
В 93 г. умирает один из представителей рода Дэн. И полностью сменилась линия людей, ответственных за внешний контур. Мы видим в источнике в основном сообщения двух типов: либо инородцы приходят отдать дань, либо они бунтуют. С 93 по 96 г. три года заняты постоянными боданиями с теми или иными некитайскими народами с юга и с севера.
В 96 г. мы примерно понимаем, почему. Во втором месяце этого года наложницу из рода Ин сделали императрицей. Т.е. перезаключены какие-то компромиссы и на политической арене появляется род Ин. Который, кстати, долго не продержится. Уже в 97 г. императрицей становится наложница по прозвищу Бэйян из рода Дэн, внучка Дэн Юя, полководца Гуанъу-ди, потомка Дэн Туна и предка Дэн Сяопина.
М. Родин: Какие процессы стояли за назначением императрицы? Император маленький и императрицу ему назначают. Кто и как это делает?
В. Башкеев: Как происходит отбор женщин в гарем? По крайней мере в Западной Хань: по Восточной я пока не читал материалы, и не знаю, есть ли они – источник менее подробен, чем «Ханьшу». Находится некое место, где знатный род, например, Дэн, представляет своих отпрысков пред очи императора. Император выбирает девушек и отвозит их к себе. Я так полагаю, при Восточной Хань император сам уже никуда не ездил. Понятное дело, что люди, которые могли представить девушек к отбору, были в пуле этих самых родов.
Когда они попадали в гарем, начиналась борьба за то, кто из этих девушек приглянется императору либо будет ему навязан. Это зависело от силы личности императора. В том случае, когда император был молодым, была хорошая возможность ему это навязать. Каким образом и кто принимал решение – я не скажу. Это происходило в гареме.
М. Родин: Как можно навязать одну из наложниц императору?
В. Башкеев: Её может и император выбрать: мы же не знаем, как это происходило. В гареме очень много наложниц. У них постоянно рождаются дети. В какой-то момент одна из этих женщин, мы не знаем, по какой причине, выходит на первый план. По исторической логике, это происходит благодаря политическому влиянию этого рода. Сам факт общения императора с наложницей и его личные симпатии к той или иной из них никак не гарантирует, что именно эта дама станет императрицей. Мы это видим и по Лю Бану, и по многим т.н. «любимым наложницам» других императоров, которые остаются в истории как «любимые наложницы». Возможно, она приживёт ребёнка, и возможно, если император достаточно сильный, он сможет дать ему титул наследника.
М. Родин: Но человеческая симпатия императора к наложнице не значит, что она станет императрицей. Кто станет императрицей – совершенно отдельный вопрос.
В. Башкеев: Эти вещи могут пересекаться в случае, если мужской род что-то решает. В это правление мы видим, что мужской род Лю очевидно слабеет.
М. Родин: Но у нас есть евнухи, которые как-то управляют процессами.
В. Башкеев: Люди, которые приводят девушек в надлежащий вид и представляют их императору – это те самые евнухи. И они, видимо, в силу ослабления императора, становятся ключевой политической фигурой в политическом процессе. В это время, очевидно, центр тяжести смещается к ним. Если раньше фигуры любимых жён появлялись в источнике, так и говорилось: «император особенно любил эту женщину», то сейчас мы этого не видим. Просто явочным порядком мы видим, что женщина из такого-то рода становится императрицей.
С 100 по 105 г. процесс борьбы усиливается. В 102 г. «Сместили императрицу из рода Ин. Её отец Ин Ван совершил самоубийство». А я напомню, что самоубийство – это вид казни. Род Ин, видимо, сделавший предложение, от которого невозможно отказаться, кому-то из принимавших решение, в итоге не устроил никого и был отодвинут от борьбы. Отцы наложниц, очевидно, как-то общались с центральным двором, заключали какие-то компромиссы. И, видимо, что-то не устроило центральную власть, и императрица тут же была смещена так же спокойно, как раньше назначена. Императору было уже 25 лет, и он мог сам принимать решения, и, вполне вероятно, это был он. Но мы доподлинно этого не знаем. Может, императрица просто ему не понравилась. Все ставки её отца не сыграли, и у него не осталось выбора.
К 102 г. явно обостряется борьба: летом 103 г. мы наблюдаем затмение Солнца и ураган в одной из областей. Может, он и был. Но, судя по структуре источника, скорее всего это указывает на некое политическое обострение. В итоге никакого жёсткого конца правления нет: Хэ-ди просто умирает.
Вместо рода Ин любимой женой назначается девушка из рода Дэн. И на этом я бы предложил политическую часть закончить.
М. Родин: Вы так легко сказали, что Хэ-ди просто умер. Но ему было всего 27 лет. Умирают ли люди случайно в 27 лет?
В. Башкеев: Это вопрос открытый. Никаких явных указаний на то, что ему помогли, мы пока не замечаем. Я просто зачитаю сообщение об этом событии:
«Первый год [правления под девизом] юань-син (105 г.)
Зима. Двенадцатый месяц. День синь-вэй. Император умер в переднем зале [дворца] Чжан Дэ в возрасте 27 лет.
Наследником императора сделали сына императора – [Лю] Луна (隆)».
То есть он не успел даже назначить наследника. Судя по всему, давление, которое на него оказывалось, могло если не прямо, то косвенно повлиять на его смерть. Мы такое наблюдали при сыне Лю Бана Хуэй-ди: вроде как его никто не убивал, но было написано, что император умер от печали в своём дворце. И учитывая, как ему было тяжело бороться с родом Люй, это было вполне возможно. Указаний на то, что Хэ-ди убивают напрямую, нет, кроме косвенного замечания, что ему было 27 лет, что не всегда мы наблюдаем раньше.
М. Родин: То есть утверждать, что его убили, мы не можем.
В. Башкеев: Даже в случае с Лю Баном, где я практически уверен, что ему помогли, мы однозначно не можем утверждать: никто никогда не пишет, что императора убили. Но есть косвенные признаки. Например, если перед этим дважды было затмение, то, скорее всего, это намёк на то, что что-то случилось не так. Или наоборот, если затмение было, но его не указали: такое было при Лю Бане.
В случае с Хэ-ди ничего подобного я не увидел. Тут другое: ничего не предвещало, как это обычно бывает. В источнике описывается всеобщая амнистия в Поднебесной. Произошла смена девиза, что очень показательно всегда. Но она была произведена примерно за полгода до смерти. Новый девиз – Юаньсин (元興). Потом произошла какая-то очередная движуха на северных границах, и после этого император умирает.
Но очевидно, что борьба при дворе была колоссальной. Несколько смен жён за одно правление – это всегда однозначный указатель на то, что борьба идёт. И кто бы не принимал решение формально, нам, как историкам, очевидно, что идёт борьба различных элит в различных частях Китая, которые используют, как канал влияния, императорский гарем. Чтобы туда попасть, уже нужно пройти огромное сито. Если вы вошли в этот пул и отправили девушку в гарем, дальше играют роль какую-то маршрутизаторы-евнухи. Раньше эту роль, видимо, играл сам император. Теперь род Лю настолько разросся, настолько ослаб и потерял целостность, распределился по стране и перестал быть единым кулаком влияния, что другие рода начали активно дёргать интересы в свою сторону. Это основная тенденция правления Хэ-ди.
М. Родин: Давайте теперь про экономику. Что за время правления Хэ-ди произошло в стране?
В. Башкеев: В основном источнике мы видим очень узкую сферу тем: внешняя политика на севере и частично на юге, назначение титулов и придворные дрязги. В общем, всё. В отличие от тех правлений, при которых экономика влияла на ситуацию, тут про экономику вообще нет. Здесь надо открывать отдельные главы. А в этом источнике, к сожалению, нет трактатов, в отличие от Западной Хань.
Но можно косвенно сказать, что как минимум финансовая система не претерпела принципиальных изменений. Она как устоялась в начале Восточной Хань после Ван Мана, так и продолжала функционировать. Налоги, очевидно, собирались, кроме тех мест, где были всякие стихийные бедствия: мы видим пару сообщений о том, что налоги в этой связи понижались. В целом по стране фискальная и экономическая система работала. Когда мы не видим сообщений об экономических кризисах – значит, в целом всё нормально.
Надо напомнить нашей аудитории, что речь идёт об источниках придворной истории. За это их постоянно критикуют наши коллеги. Но у нас других источников нет. Давайте сначала эти переведём. А то у нас так бодро сообщают, что эти источники «плохие», и в результате у нас за много лет почти ничего не сделано по переводу. Мы должны сначала это освоить, а потом уже говорить о больших амплитудах.
Если говорить о совсем больших амплитудах в экономике, то главный процесс всей империи Хань – это продвижение власти с запада на восток. Контроль и правильное распределение земель Великой равнины и огромных аграрных ресурсов – это и есть основная задача империи. То, к чему она шла все эти годы. И, в конце концов, то, что она, видимо, не смогла сделать адекватно. Мы до этого доберёмся, когда дойдём до кризиса и распада Восточной Хань.
Лоян стал столицей потому, что он находится в сердце Великой равнины. Чанъань была отдалена. И то, что Лю Бана не пустили на Великую равнину старые элиты – это и есть основное содержание начала эпохи Хань. И её развитие привело к тому, что к концу Западной Хань столица была перенесена в Лоян, потому что это экономически логично.
Пока империя контролировала ресурсы Великой равнины, в принципе с экономикой всё было хорошо. Просто потом политический процесс привёл к тому, что разные элиты, которые пытались подмять под себя этот контроль, настолько увлеклись, что немножко поломали страну.
М. Родин: На мой взгляд, эта программа в очередной раз показывает, по каким крупицам историкам приходится собирать информацию, которую мы видим в учебниках в виде простого нарратива. Историкам приходится анализировать и сплетать воедино огромное количество разных источников, пытаться понять, что имел в виду автор, и что стоит за этим текстом, для того, чтобы мы получили внятное повествование.
Вы можете стать подписчиком журнала Proshloe и поддержать наши проекты: https://proshloe.com/donate
© 2022 Родина слонов · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено
Добавить комментарий