Как жили гладиаторы? Насколько смертоносными были гладиаторские бои? И как познакомиться с девушкой с помощью рекламы игр?
Продолжаем разговор о гладиаторах имперского времени с кандидатом исторических наук, доцентом исторического факультета Белорусского государственного университета Алексеем Владимировичем Козленко.
Стенограмма эфира программы «Родина слонов» с кандидатом исторических наук, доцентом исторического факультета Белорусского государственного университета Алексеем Владимировичем Козленко.
М. Родин: Давайте переходить к экономике конкретной игры, которая проводится в императорскую эпоху. Как это устроено, кто инициатор, как это работает?
А. Козленко: Инициаторами могут выступать императоры, которые таким образом могут праздновать годовщину своего правления, рождение наследника, завоевание какой-либо провинции. Например, игры, которые дал Траян в ознаменование покорения Дакии продолжались чуть ли не полгода. Это были зрелища циклопических масштабов.
Кроме императоров игры устраивали также соискатели должностей. Быть может, победоносные военачальники. Никто не отменял и погребальные обычаи. Вполне возможно было отписать состояние наследнику при том условии, что он даст в вашу память зрелище гладиаторских боёв. Ради этого использовались здания амфитеатров, богатая инфраструктура.
Что касается стоимости игр, как ни странно, у нас есть довольно много свидетельств. Например, римский поэт-сатирик Марциал пишет в одной сатире о том, что игры обойдутся некоему высмеиваемому им персонажу в сумму от ста до ста двадцати тысяч сестерциев. Я немножко позже скажу, сколько это. По современным Марциалу источникам получается, что самые дешёвые игры с небольшим числом бойцов без экзотических животных в четыре раза дешевле, это тридцать тысяч сестерциев. Но при этом оказываются известны и игры, которые стоят двести тысяч сестерциев.
После скандала с обрушением амфитеатра в Фиденах для того, чтобы застраховать от повторения подобных случаев, император Тиберий принимает указ, в соответствии с которым запрещается устраивать гладиаторские игры тем, кто не обладает состоянием в четыреста тысяч сестерциев.
Что это за суммы? Семья из трёх человек, которые живут в Помпеях, может в течении года кормиться на сумму 1300 сестерциев. Зарплата среднего класса, это, например, учитель, квалифицированный врач или адвокат не из самых модных – это в районе 3500-4000 тысяч сестерциев в год. Т.е. в десять раз меньше, чем необходимо для устройства гладиаторского состязания.
Современные популяризаторы истории подсчитали, что в эпоху империи римский сестерций – это примерно два нынешних евро. Получается, что 30 000 сестерциев, необходимых, чтобы задать какое-то минимальное развлечение – примерно эквивалент 60 000 современных евро. При том, что верхняя планка где-то на уровне полумиллиона евро будет стоить.
При этом, судя по всему, расходы на зрелища возрастают со временем. Например, в нашем распоряжении есть письма римского сенатора и достаточно известного для своего времени автора – Симмаха, жившего в конце IV-начале V в. Он неоднократно давал состязания для того, чтобы отметить этапы карьеры своего сына. В частности, одно из состязаний стоило ему две тысячи фунтов золота, а это, на минуточку, девять миллионов сестерциев. Понятно, что речь идёт об инфляции, изменении порядка цен в эпоху поздней Античности. Но если, скажем, сопоставить эти затраты с бутербродным индексом, то получается, что на эту сумму примерно двадцать тысяч крестьянских семей могут жить в течение года.
М. Родин: Судя по тому, что существовала индустрия, которая обслуживала это шоу, люди, которые вкладывались в эту индустрию, рассчитывали на то, что это будет регулярно происходить. Как готовили гладиаторов в этот период? Как существовала система, которая обслуживала это шоу?
А. Козленко: Они тратили деньги прежде всего на гонорары гладиаторов. Они нам известны благодаря надписям в Севилье, в нынешней Испании. Нашли достаточно пространный документ, где идёт регулирование заработной платы гладиаторов. И мы можем вполне распространить эту норму на другие части империи. И получается так, что по ценовым категориям гладиаторы разделены на четыре класса.
Стоимость гладиаторов самого первого класса – тысяча сестерциев. Второй класс – две тысячи, третий – три тысячи. Сумма выплат для четвёртого класса могла колебаться от пяти до пятнадцати тысяч сестерциев. И мы видим, что довольно значительная часть затрат, которые несли устроители игр, покрывала стоимость гладиатора.
М. Родин: Я так понимаю, мы сейчас говорим не про чистые гонорары, а про то, что платят организатору. И потом это распределяется как доход организатора или его затраты, и самому человеку.
А. Козленко: Да. Оплата самих гладиаторов была несколько иная. Это была не заработная плата, а скорее гонорар, который, с одной стороны, зависел от закона, который в некоторых случаях ограничивал эту ставку, а с другой стороны – от воли устроителя. Он мог дать мало, а мог – очень много. Порой называются совершенно сказочные суммы: до тысячи золотых монет, скажем, могла доходить ставка гладиатора. А цифры, которые я озвучил ранее – это суммы, которые шли ланистам, содержателям гладиаторов.
Тут следует обратить внимание на достаточно сложную структуру организации этого зрелища. С одной стороны, мы имеем некоего заказчика, устроителя, который намеревается устроить зрелище. Для того, чтобы нанять участников-гладиаторов, ему приходится обращаться к профессиональным тренерам и содержателям этих гладиаторов, которые называются ланисты. Гладиаторские труппы, которые содержат ланисты, могут быть достаточно большие, а могут быть совсем крошечными, буквально меньше десяти человек. А могут и в несколько тысяч человек.
Остатки гладиаторских школ, которые дошли до нас, скажем, в результате раскопок в самом Риме и, скажем, в Помпеях, тоже принадлежали этим корпорациям гладиаторов. В школе тренировалась какая-то группа, содержателем которой был ланиста. Он получал от устроителя игр определённую сумму, и за неё препоручал устроителю своих гладиаторов.
В случае, если гладиатор переживал состязание, устроитель должен был ему заплатить заранее обусловленный гонорар. С другой стороны, если гладиатор погибал, полная его стоимость, которую я озвучивал раньше, выплачивалась устроителем игр в карман ланисты. Соответственно, расходы на игры могли в результате смертей гладиаторов возрастать ещё сильнее.
Поэтому интерес устроителей состоял в том, чтобы сделать игры минимально кровопролитными. Чем меньше бойцов погибнет – тем меньше придётся платить ланисте. С другой стороны, в гладиаторских играх всегда был выражен компонент борьбы, кровопролития, насилия и смерти. Это то, ради чего римская публика и приходила в амфитеатр. Соответственно, здесь был некий разумный компромисс между ожиданиями публики и интересами устроителя.
Также бывали менее кровожадные эпохи и более кровожадные эпохи. Например, эпоха правления Августа – это время, когда бои без пощады практически не практиковались. Сам Август отличался мягкостью своего характера. С другой стороны, его преемники, например Калигула или Клавдий, отличались кровожадностью и зачастую приказывали сражаться на арене без пощады. Судя по всему, медленный тренд в сторону поздней империи скорее всего связан с запросом на кровожадность зрелища. Вместе с этим росла стоимость игр.
М. Родин: В той же самое статье для «National Geographic», которая стала поводом для нашего разговора, упомянута такая оценка, что, в отличие от того, как мы себе представляем, погибал на арене только один из десяти гладиаторов. Т.е. это была редкость. Какие у нас есть источники для понимания этого? Какие оценки мы можем привести? И как это менялось?
А. Козленко: Это вполне справедливая оценка. Она основана на очень конкретной работе историка Джорджа Вилля. Достаточно долго с тех пор, как историки начали писать о гладиаторских состязаниях, обычно их подавали, как кровавый фестиваль, безумие, связанное с убийством массы людей. Но следует ввести некоторое разграничение. Эти зрелища были очень неоднородны по своей структуре.
Они включали как гладиаторские поединки, которые не особенно сопровождались потерями среди участников, так и, скажем, фрагменты, когда на арену выгонялась масса публики: приговорённые к смерти преступники, военнопленные, или другие категории лиц, которым смертную казнь заменили на участие в зрелищах. Их либо бросали хищникам, которые терзали их на глазах у зрителей, либо заменяли казнь поединком с профессиональным гладиатором. И это тоже было скорее вырезанием беззащитных жертв. Там действительно потери среди участников были достаточно большими. Но следует сказать, что устроитель за эти жизни платил минимальные суммы, или не платил вовсе, поскольку речь шла скорее о реализации правосудия или воздаяния.
Что же касается потерь, собственно, в гладиаторских поединках, Джордж Вилль впервые привлёк к обсуждению этого вопроса такой материал, как эпитафии гладиаторов. В нашем распоряжении имеется довольно большое количество надписей, в основном датирующихся I, II, и в меньшей степени III в. н.э. Это золотой век Римской империи, эпоха относительного благополучия, когда люди были довольно состоятельными и нередко при погребении заказывали эпитафии, рассказывающие об их жизни, обстоятельствах смерти, и т.д. Гладиаторы тоже нередко были состоятельными людьми, заказывали эпитафии после себя. И немалое их число дошло до нашего времени.
И вдруг обнаруживается, что далеко не все они были рабами, не все жили в школах, а у многих были жёны и дети. Кроме того, обнаруживается причина смерти. И здесь бросается в глаза, что относительно небольшая масса гладиаторов умирает от меча на арене. Это буквально один из десяти участников боёв. Бо́льшая часть из них отделывалась ранениями и оказывалась отпущена зрителями и устроителем, если они вели себя на арене достойно, либо объявлялись победителями оба участника, и бой заканчивался вничью. В этом смысле угроза насильственной гибели гладиатора – это возможность, но отнюдь не обязательная судьба.
М. Родин: Мы всегда воспринимаем гладиаторские сражения, как признак варварства, стремление к тому, чтобы увидеть смерть, и т.д. И чувствуем себя гораздо лучше представителей той эпохи в моральном смысле. Но я упомяну ММА, где, в общем-то, мы наблюдаем за тем же самым, и редко, но смерти там происходят. Если заглянуть чуть дальше в прошлое, я, как фанат «Формулы-1», могу сказать, что в 60-70-е гг. за сезон погибало 3-4 пилота, и это считалось нормальным. При том, что гонок тогда было максимум 15 в год.
Надо понять, что это не настолько дикое зрелище, как мы его воспринимали раньше. Это просто борьба.
А. Козленко: Это борьба вооружённых людей, задача которых состоит не в том, чтобы убить друг друга как можно быстрее, но продемонстрировать техническое умение прежде всего. Гладиаторы – это были фехтовальщики. В этом смысле их искусство скорее сравнимо с искусством танцоров. Это своеобразный кровавый балет. Вы должны не столько разыграть поединок, сколько изобразить его в лицах. Изобразить правдоподобно, чтобы зрители оказались вовлечены в это зрелище. При этом время от времени действительно кто-то погибал. Но чаще всего дело ограничивалось ранениями. Если гладиаторы теряли силы в ходе сражения, или были ранены, они могли выкинуть палец, как говорится сейчас, т.е. воззвать к милосердию устроителя. И если они вели себя достойно во время поединка, то устроитель их отпускал. Конечно, известны случаи кровожадных зрителей, которые приказывали добить поверженного. Такие случаи тоже происходили.
В этом смысле гладиаторские состязания действительно очень похожи на современную борьбу без правил, в которой угроза смерти достаточно отдалена. Но всё-таки она где-то витает рядом. Именно это придавало состязаниям своего рода пикантность.
М. Родин: Т.е. мы говорим о том, что это в первую очередь шоу. Шоу многогранное и состоящее из разного количества актов. Давайте поговорим про то, как это было устроено.
А. Козленко: Программа появилась, в принципе, ещё в эпоху Поздней Республики. Состязания были рассчитаны на целый день. И для того, чтобы потрафить вкусу зрителей, им предлагались зрелища достаточно разного рода. Первая половина дня, как правило, была связана со звериными травлями, или демонстрацией редких экзотических животных, каких-то трюков, немножко напоминавших современные цирковые представления, когда специально обученные актёры, или бойцы, их называли бестиариями, скажем, водили на поводке тигра, вкладывали свою руку в пасть льва, заставляли плясать слона на канате.
После этих цирковых развлечений выступали звероловы, охотники, которые представляли вниманию зрителя зрелище охоты. Скажем, всадники охотились на кабана или дикого быка, пешие бойцы состязались с тигром. Животные чаще всего погибали. Иногда количество этих животных было достаточно велико: сотни, порой даже и тысячи участников. И, как правило, это зрелище занимало первую половину дня.
В обед, когда начинало припекать полуденное солнце, и часть зрителей уходила домой, чтобы поесть, взорам оставшейся публики представлялась наиболее кровожадная часть состязаний: травля массы военнопленных, или же терзание зверьми брошенных им преступников. Часто количество этих жертв тоже было достаточно велико. Это десятки и сотни людей, которые погибали порой без всякой борьбы.
В принципе, римляне, в особенности те, которые относились к интеллектуальным классам, относились к этому зрелищу с крайним неодобрением, осуждали любителей подобных кровавых представлений. Но справедливости ради следует сказать, что такие всегда находились.
Наконец, собственно гладиаторские состязания происходили во второй половине дня, ближе к вечеру, когда спадала жара. Как правило, состязание открывалось помпой: торжественным шествием всех участников. За ними несли их оружие, как правило, очень роскошно изукрашенное. Все они были одеты в роскошные одежды, в плащи. Затем, когда процессия описывала круг по арене, участники возвращались в камеры, технические помещения, и в дальнейшем проводились бои.
Как правило, бои проходили в виде поединков. Но по источникам нам известны и какие-то групповые действия, когда, скажем, несколько гладиаторов одного класса могли сражаться против равного числа гладиаторов другого класса. Иногда речь идёт о действительно массовых сражениях, которые должны были напоминать настоящие полевые, с десятками, а порой даже и сотнями участников. Иногда представляли осаду и падение города. Т.е. здесь воображение устроителя игр практически ничем не ограничивалось. Иной раз на арене представлялись и морские сражения, т.н. навмахии. Это особенно дорогостоящие мероприятия, которые привлекали к себе десятки тысяч зрителей. Известно, что состязания отличались порой изощрённой фантазией.
М. Родин: Ну да, это то самое шоу, о котором я говорил.
А. Козленко: Это шоу, которое должно было поразить воображение зрителя и остаться у него в памяти надолго.
М. Родин: Насколько я понимаю, отдельно в рекламках обозначалось, что «сегодня будут бои без пощады». Т.е. это не так часто бывало, когда действительно насмерть бились. Насколько я понимаю, в рекламках ещё упоминалось, что «сегодня будут биться острым оружием», что тоже нам говорит о том, что это не всегда было. Что мы знаем про рекламу этих шоу? Ещё когда мы обсуждали заранее, вы упомянули мафию вокруг этих шоу. Что это?
А. Козленко: Реклама была, и довольно сильно напоминала современную. В Помпеях до нашего времени дошло довольно большое количество надписей рекламного характера на стенах, которые и являются часто объявлениями о предстоящих играх. Где обозначалось, будут ли биться без пощады, или как-то иначе, будут ли звери, будет ли занавес от солнца для зрителей, какие-то другие обстоятельства упоминаются.
Очевидно, были и бумажные какие-то проспекты наподобие современных театральных программок. Потому что Овидий в «Искусстве любви» рассказывает, что можно познакомиться с девушкой, как раз презентуя ей программки будущих мероприятий.
М. Родин: Парень с девушкой не мог пойти, потому что женщин отсаживали далеко.
А. Козленко: Не могут. Они могут сидеть только на самых верхних рядах. Только весталки могут смотреть на это зрелище с первых рядов. Но, тем не менее, их пускали в цирк на эти мероприятия. И можно было, улучив момент, решить свою судьбу повернувшейся программкой.
Что касается мафии. Были разнообразные предприниматели, которые продавали устроителям игр самые разнообразные услуги. Помимо самих гладиаторов, обычно были необходимы рекламщики, те, кто пишет рекламные объявления. Иногда они даже говорят от своего имени. В одной из надписей в Помпеях обозначено, что она написана таким-то и таким-то при лунном свете. Очевидно, при свете солнца ему пачкать стены города никто не разрешал. Иногда необходимо было нанять поэта, который, скажем, мог срифмовать объявление. Нужны были клакеры, которые хлопали в нужном месте или выкрикивали лозунги на трибунах в поддержку устроителя. Нужны были музыканты, певички, карлики, те, кто будет развлекать публику в перерывах.
Это огромная инфраструктура. И существовали определённые лица, фирмы, которые продавали эти услуги. Вероятно, это была часть теневого рынка римской столицы, которая довольно мало известна нам по источникам, это не афишировалось. Но всё-таки известна.
Хотя это было не основное, теневое влияние, но вступать в конфликты с этими людьми крайне не рекомендовалось. Например, отец Нерона, Домиций Агенобарб, отличавшийся довольно скверным характером и иногда нечистый на руку, после какого-то из данных им зрелищ отказался расплачиваться с этими людьми, и они пожаловались на него императору. И ему пришлось извиняться и платить то, что надлежало, плюс неустойку сверх того. Т.е. можно только догадываться о каналах и рычагах этого влияния, если у самого императора удалось найти управу на такого хитрого должника.
М. Родин: По надписям понятно, что гладиаторы были рок-звёздами своего времени. Про какого-нибудь могли написать «заставляющий биться сердца девушек». Давайте поговорим о том, как они жили. Об их статусе, который, я так понимаю, был всё-таки сложный, об их семьях, о том, как они держали себя в форме, и т.д.
А. Козленко: С гладиаторами всё достаточно непросто. С одной стороны – широкая известность, когда даже знаменитые поэты, такие, как Марциал, воспевали отдельных персонажей. С другой стороны, в плане своего правового статуса это лица несвободные, часто рабы. Даже если вы были свободнорождённым, но что-то увлекло вас на кривую дорожку и вам захотелось стать гладиатором, для этого вам необходимо было пройти через форму самопродажи в рабство. Вы приносили клятву в присутствии городских властей в том, что выступаете по собственной воле, и приносили особую клятву гладиаторов, которая известна из романа Петрония «Сатирикон». В этой клятве вы разрешали жечь себя огнём и убить себя железом, т.е. обязались подчинять себя некоторой норме дисциплины, характерной для других бойцов. После этой самопродажи в рабство вы могли влиться в коллектив гладиаторов и принимать участие в состязаниях на арене в качестве формально несвободного бойца. Единственное отличие вольнонаёмного от раба или военнопленного состояло в том, что он мог выкупиться на волю в самый последний момент, даже перед самим состязанием. Вернуть заплаченную ему сумму и освободиться. У военнопленных и рабов такой возможности не было.
Самопродажа в рабство и вольнонаёмные бойцы превратились в эпоху расцвета империи в своего рода эпидемию. Слишком многие хотели выступать в этом амплуа. Императорская власть посчитала необходимым ограничить эту возможность, как всегда, денежным путём. Ставка первого гонорара за поединок такого свободного бойца составляла какую-то очень ничтожную сумму. И только со второго поединка он мог надеяться получить действительно достойную оплату.
М. Родин: Я правильно понимаю, что схема такая: я влез в долги, у меня всё плохо в жизни, но я здоровый мужик. Я продаюсь в рабство ланисте, он мне за это платит. Потом я выкупаюсь или истекает договор – и я расплатился с долгами и снова свободный человек.
А. Козленко: Да. И потенциально вы можете снова продать себя в рабство. Судьбы широко известных гладиаторов, таких, как например сириец Фламма, которые известны нам из эпитафий, говорят нам о том, что тот несколько раз получал вольную от устроителей игр, и вновь поступал в состав гладиаторской труппы. Потому что гладиаторский бизнес приносил ему довольно серьёзный доход. Во всяком случае, он умер достаточно состоятельным человеком, чтобы позволить воздвигнуть себе этот надгробный памятник.
М. Родин: Один из первых выпусков «Родины слонов» (https://rodinaslonov.ru/epohi/antichnost/rs-13-roskoshnoe-rabstvo/) был посвящён тому, что мы не понимаем, как было устроено рабство тогда. И очень часто раб мог быть лично несвободен, но при этом вёл нормальный образ жизни, зарабатывал достаточно много денег, мог выкупиться на свободу, стать вольноотпущенником. Я так понимаю, в этой сфере то же самое было. В том смысле, что если человек раб, ставший гладиатором по принуждению, он всё равно мог получать личное содержание, гонорары, иметь семью, и жить более-менее пристойной жизнью.
А. Козленко: Да, как правило. Рабство – это правовой статус прежде всего. Исходя из этого правового статуса, довольно сложно понять реальный вес человека в обществе. Бывали достаточно бедные свободнорождённые, и бывали достаточно богатые и влиятельные рабы.
Гладиаторы рабами были все. Они не могли выступать на арене в каком-либо другом статусе. Таковы были правила игры. Прежде, чем стать гладиатором, необходимо было пройти через стадию самопродажи.
В императорскую эпоху порой были потомки сенаторских и всаднических родов, которые выступали на арене. Это были весьма скандальные случаи, поскольку потомки некогда знатных республиканских фамилий фактически оказывались в рабском положении. То, что они сражались с мечом в руке, ни у кого не вызывало никаких особых вопросов, потому что время от времени это рассматривалось, как мужской образ жизни, надлежащий для римлян. Но правовой аспект, необходимость самопродажи, безусловно был скандальным элементом, который выносил эту практику за рамки чего-то привычного.
М. Родин: И, насколько я понимаю, вне зависимости от того, каким статусом ты обладал, ты сам продался в рабство, или просто был рабом, им обеспечивали нормальный уровень жизни: у них были массажисты, врачи, их кормили специальным образом.
А. Козленко: Вероятно, речь идёт о разных уровнях жизни. Гладиаторы – не однородная масса, было несколько категорий в зависимости от ставки оплаты. Вероятно, жизнь самых дешёвых гладиаторов, грегариев (это аналог нашего «рядовой»), была достаточно малоприятной. Это тесные каморки, жестокое обращение со стороны окружающих и надсмотрщиков. В конце концов, у римлян образ жизни гладиаторов не ассоциировался с достатком или приятным времяпровождением. Это был путь, полный лишений, и практически полувоенной дисциплины.
Но когда количество ваших побед росло, вес ваш становился всё больше – полагаю, образ жизни тоже довольно серьёзно менялся. И наиболее оплачиваемые бойцы могли себе позволить все прелести богатой, роскошной жизни, включая и массаж, и хорошую пищу, и времяпрепровождение.
Образ жизни гладиаторов был прежде всего связан со спортивными упражнениями. Это практически постоянные силовые тренировки, которые вылепливали очень сильного атлета, который на голову превосходил обычного рядового человека того времени. Поэтому гладиаторы очень часто были предметом изображения в искусстве. Их изображали и описывали авторы, как своеобразных сверхлюдей.
Очень интересные вещи нам стали известны в результате археологических раскопок, когда лет 15 назад в Эфесе, в современной Турции, нашли кладбище гладиаторов с несколькими десятками захоронений. Учёные получили в свои руки уникальный антропологический материал, который позволил подтвердить или опровергнуть целый ряд сведений, известных из повествовательных источников. Например, Плиний Старший, когда описывает гладиаторов, часто называет их «гордеарии». Это редкое слово, которое можно перевести на русский, как что-то вроде «едоки ячменя», «едоки ячменной каши». А также пишет о том, что те пили своеобразный напиток: золу, размешанную в воде.
Современные исследователи, сравнивая уровень разнообразных минералов в костях этих гладиаторов, подтвердили, что их питание было ровно таким, каким его описывал Плиний. Повышенное содержание стронция и кальция, скорее всего, было связано с диетой, которая предусматривала большое количество зерновых и не столь большое количество мяса. В результате у гладиаторов нарастал подкожный жир, они становились большими, массивными, оплывшими.
Почему так? Очень справедливой мне кажется гипотеза, которая говорит о том, что этот жир играл роль своего рода «доспехов»: защищал гладиатора от поверхностных порезов, не позволял клинку противника войти слишком глубоко в плоть и нанести серьёзную рану. А тоник из золы играл своего рода роль магниевых таблеток. Он снимал нервное напряжение и позволял быстро отдохнуть в условиях представлений.
Мы видим, что за ними следили. Это была достаточно качественная медицинская помощь. Мы видим на костях следы от залеченных ран. Гален, автор одного из немногих дошедших до нас медицинских трактатов Античности, на заре своей карьеры выступал в качестве врача школы гладиаторов императора в Пергаме. В частности, многие свои хирургические методы он оттачивал на такого рода пациентах. У него, скорее всего, была довольно богатая практика.
Судя по тому, что гладиаторов довольно часто хоронили их родственники, т.е. их жёны и дети, вероятно некоторая часть из них была семейной. Очевидно, речь идёт о тех, кто достаточно давно работал в профессии и прошли через десятки поединков, быть может те, которые уже не выступали на арене в качестве бойцов, а были учителями, или даже содержателями отдельных трупп. И сам статус их был достаточно высок, очевидно.
М. Родин: Мне кажется, что мы совершенно по-новому раскрыли эту тему, посмотрели на неё с другой стороны. Увидели, что это более сложное, более интересное явление, чем раньше нам это представлялось по письменным источникам. Археология, антропология, новые данные, в том числе эпиграфические, позволяют нам говорить, что это было реальное шоу, которое было очень сильно похоже на современный профессиональный спорт. Тот вид спорта, который связан с высокой вероятностью смертности. Высокой, но не обязательной. Плюс помноженный на разные сложности социально по-другому организованного общества. Правильно?
А. Козленко: Да. У нас просто нет аналога. Современный спорт немножко похож на эту индустрию, но всё-таки представляет собой иную сферу в силу другого устройства общества, другого правового статуса спортсменов. Мы сегодня гораздо меньше ограничены теми правилами, которые были обязательны для людей, живших в ту отдалённую эпоху.
Вы можете стать подписчиком журнала Proshloe и поддержать наши проекты: https://proshloe.com/donate
© 2022 Родина слонов · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено
Добавить комментарий