Возможно ли раскрыть тайну происхождения Лжедмитрия? Откуда мы знаем о расследовании Бориса Годунова в отношении Юшки Отрепьева? Какие факты биографии самозванца впоследствии скрывала династия Романовых?
О борьбе учёного с «сопротивлением материала» на примере одного из самых известных сюжетов отечественной истории рассказывает кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Школы филологии Факультета гуманитарных наук Высшей школы экономики Александр Владимирович Лаврентьев.
Стенограмма эфира программы «Родина слонов» с кандидатом исторических наук, ведущим научным сотрудником школы филологии факультета гуманитарных наук Высшей школы экономики Александром Владимировичем Лаврентьевым.
Михаил Родин: Сегодня мы будем говорить о Лжедмитрии.
Александр Лаврентьев: Мне кажется, очень серьезный вопрос: каким образом этот персонаж (а приставка «Лже-» означает, что мы имеем дело с человеком, выдававшим себя за другого) ухитрился вздыбить гигантскую страну?
Историки указывают на целый ряд внутренних причин. Смута не пришла к нам откуда-то извне. Перечислять их довольно долго, но одну надо обрисовать.
В 1584 г. скончался царь Иван Грозный. И уже тогда была понятной ситуация, что Россия рано или поздно войдет в серьезный политический кризис. Российская политическая традиция знала только один способ наследования власти: от отца к сыну.
Грозный был женат не один раз. Детей имел от первого брака и от последнего. От первого, с Анастасией Захарьиной-Юрьевой, двоюродной бабкой будущего царя Михаила Романова, царь имел двоих сыновей. Судьба одного хорошо известна по картине Репина. Царевич Иван погиб. У него был младший брат, будущий царь Федор Иоаннович. А от седьмого, брака Грозный имел сына Дмитрия Иоанновича.
Михаил Родин: Давайте опишем краткие этапы нашего подхода к Смуте: первое – это смерть царевича Дмитрия. В тот же момент в народе появляются слухи о том, что царевич жив. Абстрактный Лжедмитрий как тень летает над Россией. Второй раз эти слухи появляются, когда умирает царь Фёдор. Их в тот момент удалось преодолеть, и царём в 1598 г. стал Борис. В 1600 г. болеет Годунов и опять начинается брожение и якобы даже заговор Романовых против Годунова. И опять вспоминают, что царевич, может быть, жив. И Лжедмитрий появляется в 1602 или 1603 г. в Польше. И вот этого Лжедмитрия нам нужно идентифицировать.
Александр Лаврентьев: Бездетный царь Фёдор Иоаннович скончался в 1598 г. Его сводный младший брат, царевич Дмитрий Иоаннович, погиб в городе Углич в 1591 г.
В России в отличие от других государств не было никакого политического механизма выхода из такого рода ситуаций. В Европе такая ситуация бывала, там знали, что делать. Например, в Речи Посполитой в конце XVI в. пресеклась династия Ягеллонов, но выборный орган аристократии – Сейм – выбрал нового короля.
В России не было прецедентов выбора первого лица государства. В 1598 г. попытались сделать то, чего не было никогда – избрать царя.
Мотивы того, почему был избран Борис Годунов – отдельный большой вопрос. Важно другое: механизм, примененный впервые, значительную часть общества не убедил. Царь должен быть природным. Царь – это не индивидуальное лицо, это будущая династия.
Михаил Родин: Это решение на века вперёд должно было влиять на судьбу России.
Александр Лаврентьев: Это стратегическое решение. Общественное неприятие в данном случае касалось не столько персоны Годунова, сколько самого механизма появления нового монарха: помазанник божий не может быть избран людьми. Тем не менее, это состоялось.
Вторая ситуация связана с кончиной царевича Дмитрия и она, очевидно, наложилась на неприятие Годунова.
Михаил Родин: Выбрали царем человека, который убил прямого наследника.
Александр Лаврентьев: В следственном деле никаких следов Бориса Годунова вроде бы нет. Но следственное дело, как известно, штука растяжимая. Практика новейшего времени это подтверждает.
А в ситуации 1598 г. имя царевича Дмитрия, как некая законная альтернатива избранному Борису Годунову, постоянно фигурировало в слухах. Еще один существенный момент: политическая жизнь России того времени не была принадлежностью широких масс.
В других европейских государствах, в той же Британии, придворная жизнь, борьба фракций имела отражение в парламентской борьбе, не была тайной для всех. А здесь всё происходило за стенами Кремля, и в значительной степени напитанная слухами атмосфера была следствием вечной закрытости при принятии решений.
Годунову не повезло. В начале XVII в. Восточная Европа попала в полосу серьезных климатических бедствий. Называется это малым ледниковым периодом. В начале XVII в. современники отмечают целую череду неудачных лет, когда в июне ударяли морозы, побивали все посевы. А следствие этого – голод.
Михаил Родин: 1603 г. В Польше заявил о себе Лжедмитрий, который утверждает, что он царевич Дмитрий не убиенный, но спасшийся. Годунов со своим правительством проводит расследование, кто же это такой.
Александр Лаврентьев: На место слухов приходят попытки объяснить, кто, что и как. Одна версия появилась в Речи Посполитой: самозванец должен был объяснить, кто он. Его рассказ был записан и переведен на многие языки. В Европе он был достаточно популярен. На русском языке его нет.
Михаил Родин: И там рассказывается, как он спасся, как он проник в Польшу, как он жил все эти годы?
Александр Лаврентьев: Да. Для Лжедмитрия I важно было для обретения «отцовского» престола найти некоторую поддержку. Версия, исходящая от Лжедмитрия, была адресована широкому кругу политически значимых сил Европы. В первую очередь, конечно, польскому королю.
Российское правительство прознало, что есть некий «царевич Дмитрий» в Польше. Были предприняты усилия через дипломатические каналы, чтобы показать Речи Посполитой, что это самозванец.
Наиболее подробный, системный и основывающийся на источниках рассказ о том, как происходили все события Смутного времени, начиная от кончины царя Ивана Грозного, появился в 1630 г.
Под руководством патриарха Филарета, отца царя Михаила Фёдоровича Романова, была написана официальная, не противоречивая с точки зрения правящей династии, история Смутного времени. Называлась она «Новый летописец».
То, что мы читаем в «Новом летописце», судя по всему, является достоянием расследования при Борисе Годунове.
Там говорится о том, что существовал провинциальный род мелких служилых землевладельцев, по русской терминологии – детей боярских. Служили они по Костромскому уезду. Род этот носил фамилию Отрепьевых. Из этого рода происходил молодой человек, которого звали Юрий, Юшка, который каким-то образом оказался в Москве (это один из самых тёмных моментов его биографии). Какое-то время спустя он был пострижен в монахи Чудова монастыря. А Чудов монастырь находился в Кремле, всегда находился в особых отношениях с царской властью.
Михаил Родин: Как Борис и его Посольский приказ, который, видимо, этим занимался, доказывал полякам, что этот человек, который называет себя царевичем Дмитрием, на самом деле Гришка Отрепьев?
Александр Лаврентьев: Доказательство было физически предъявлено в виде дяди Юшки-Григория (Григорий – это монашеское имя). Этот дядя, Смирной-Отрепьев, был привезён с посольством в Речь Посполитую.
Михаил Родин: А он с ним встретился?
Александр Лаврентьев: Нет, он с ним не встречался. Самозванец, оказавшись в Речи Посполитой, объявил о себе как о наследнике и претенденте на российский престол не в Варшаве и не в Кракове. А в замке Самбор. Владельцами замка были польские магнаты Мнишки. Юрий Мнишек стал покровителем самозванца.
Тут надо сказать очень существенную вещь: Речь Посполитая с точки зрения государственного устройства резко отличалась от российского государства. Российское государство было монархией. Rzeczpospolita по-польски означает «республика».
Это была республика шляхты. 15% населения Польско-Литовского государства были дворянами. У них были совершенно колоссальные права, несопоставимые с правами дворянства в остальных европейских государствах. Колоссальные возможности влиять на королевскую власть через выборные дворянские органы, которые назывались сеймиками. Они собирались территориально. И был большой сейм, который решал в том числе вопросы финансовой поддержки тех или иных идей.
Оказалось, что польский король, выразив самозванцу поддержку, тем не менее оказать ему военную и политическую поддержку не может, поскольку польский сейм высказался резко против. Лидер польской шляхты, канцлер Ян Замойский, назвал «Исповедь самозванца» комедией в духе Плавта и Теренция. Он, как положено хорошему шляхтичу, был латинистом и поэтому не нашел иных сравнений.
Всё, что началось потом, было чистой авантюрой, поддержанной очень узкой группой польской шляхты во главе с воеводой Юрием Мнишком, старостой сандомирским.
Границу между Россией и Литвой пересек отряд от силы в 2-3 тысячи человек. На фоне Российского государства это ничто. Но обстоятельства сложились таким образом, что в итоге самозванец в октябре 1604 г. перейдя границу, в мае следующего 1605 г. был в Москве венчан на российский престол.
Михаил Родин: Давайте вернемся к вопросу его идентификации. Что мы еще знаем?
Александр Лаврентьев: Мы остановились на той точке, что правительство Бориса Годунова в надежде покончить с этой интригой предъявило свою версию того, что это за человек. Понятно, что всё было исполнено глубоким негативом. Он, с точки зрения русского человека, абсолютно запятнал своё имя, бежав из монастыря. Он был расстригой. Многочисленные современные повести и сказания о Смуте его так и называли. И это было клеймо.
Но отступник отступником, а в мае 1605 г. царевич Дмитрий Иванович, как он сам себя величал, вступил в Москву абсолютным триумфатором. Царь Борис Годунов скончался своей смертью, правда, с сильным подозрением на отравление.
К этому моменту самозванец так и не был разгромлен, хотя была проведена мобилизация армии и серьезный военный контингент был выдвинут на то, чтобы задавить это дело в зародыше. После того, как в армии Годунова получили известие о кончине царя, она вся присягнула на верность царевичу Дмитрию Ивановичу.
Михаил Родин: Давайте пропустим этот хорошо освещенный момент с действиями его на престоле и перепрыгнем к моменту его смерти, когда опять возникли вопросы, кто же это был такой. И новый царь Василий Шуйский провёл новое расследование.
Александр Лаврентьев: Это расследование, как представляется, уже не касалось личности и происхождения Лжедмитрия. Принципиальным был другой момент: он был чьим-то орудием или он сам пришел?
Совершенно очевидно, что он пользовался колоссальной народной поддержкой. Он в Москву пришёл южными украйнами. Когда он был в Туле, к нему выехала практически в полном составе боярская дума и присягнула ему еще до того, как он оказался в Москве. В эту думу, между прочим, входил Василий Иванович Шуйский.
То есть наступила ситуация, когда надо объяснять. Кто это такой? Откуда он взялся? Самое простое – это свалить на соседей. Тут-то и появилась версия, что это – ставленник польского короля. Дальше надо было накрутить побольше негатива. Все его секретари были поляками. Серьезно на ситуацию повлияла история с женитьбой самозванца.
Еще перед началом московского похода в 1604 г, самозванец подписал договор со своим покровителем воеводой Юрием Мнишком, в котором в том числе обязался взять в жены его дочь, если он окажется в Москве. После того, как он был венчан на московский престол в 1605 г. в Речь Посполитую была отправлена делегация, чтобы привезти невесту. Невеста прибыла с довольно большой свитой, как положено царице.
И вот здесь начинается серьезное недовольство польским окружением самозванца. И вело себя оно не так, не придерживалось православных обычаев и на венчание Марины Мнишек и царя Дмитрия Ивановича в Успенский собор никого не пускали. И вели они себя разнузданно.
Михаил Родин: И царь Дмитрий Иванович сам ходил, в то время, как его должны были водить слуги.
Александр Лаврентьев: Он много чего делал не так. Телятину ел, например, что не поощрялось. И, разумеется, всё было объяснено присутствием поляков, тем, что он – орудие, что он был готов продать Родину Сигизмунду III и прочее, прочее, прочее.
Царь Василий Иванович Шуйский, объясняя, как такое могло произойти, провёл собственное расследование. Оно сохранилось в более-менее приличном виде до наших дней в виде расспросных речей ближайших людей самозванца. Прежде всего, польского окружения.
Всё было объяснено. Корень проблемы совсем не во внутренних противоречиях русского общества, не в проблемах легитимации власти, отсутствии механизмов выбора царя. Всё дело в зловредных соседях.
Но картина на самом деле была гораздо более любопытной. Самозванец был, похоже, самостоятельной политической персоной. Он собирался играть свою собственную игру, до поры до времени водя за нос польского короля. У нас нет никаких признаков того, что он собирался продать Родину, ополячить всех, построить костёлы и прочее, что ему шили.
Это расследование Василия Шуйского тоже попало в «Новый летописец». Но там оно было несколько гармонизировано, потому что в изначальном виде это был документ, который предназначался всей стране. Он не столько был ориентирован за рубеж, как расследование Бориса Годунова, сколько для внутреннего потребления. Этот документ был разослан по России, похоже, вместе с присяжной грамотой.
Когда новый царь занимал престол, вся страна приносила ему присягу. В уездные города рассылался специальный документ. Этот документ зачитывался по уездам в соборных храмах, куда собиралось окрестное дворянство и население. Это такая форма присяги новому государю. Вот вместе с присягой новоизбранному в 1606 г. царю Василию Шуйскому рассылалась такая версия событий.
Михаил Родин: Версия Василия Шуйского в принципе поддерживает историю с Гришкой Отрепьевым, но, как я понимаю, у современных историков вызывает много вопросов.
Александр Лаврентьев: Очень много вопросов возникает, когда мы пытаемся познакомиться с тем, а что же такое российское общество XVI-XVII вв. Это было общество, организованное по строго определенным принципам. Правящий класс в России назывался дворянством. Это собирательный термин. Дворянство состояло, условно говоря, из двух категорий: одна небольшая его часть была сосредоточена в Москве вокруг государева двора. Это была элита элит, довольно замкнутая корпорация. Наверху этой корпорации были бояре, а внизу – московские дворянские чины.
И была несопоставимая с ними в количественном отношении, гораздо большая масса мелких служилых дворян, которые сидели по уездам в своих мелких земельных владениях – поместьях. Они были организованы в территориальные корпорации. Отрепьевы служили в Костроме.
Поместья – это форма расплаты государства со служившими ему дворянами. С земли дворяне кормятся, у них нет других источников дохода, дворянин должен был служить. Причем тут же, где служили его дед, отец, где будут служить его дети.
Вот что и как случилось с Юшкой Отрепьевым, будущим Григорием, почему он не был повёрстан на службу у себя на родине и оказался каким-то образом в Москве – это один из вопросов, довольно существенный. Надо представлять, как было устроено русское общество. Там не было свободных людей: захотел – поехал. Это было служилое общество.
Михаил Родин: По современным меркам он был практически дезертир. Он не мог свободно разгуливать по Москве и там поступить на службу к Романовым, о которых в источниках упоминается.
Александр Лаврентьев: Вообще, несмотря на то, что общество было организовано по служебному принципу, некоторые привилегии существовали у высшей категории российского феодального сословия – бояр. Многие бояре имели собственные вооруженные отряды из мелких провинциальных дворян, которые находились в личной зависимости. Романовы имели владения под Костромой.
Можно предполагать, что какая-то ветвь довольно большого рода Отрепьевых была связана личными службами с Романовыми. У нас нет твёрдых подтверждений, хотя это вполне логично.
Михаил Родин: Впоследствии, в XVII в., Романовы всячески открещивались от того, что имели какие-то связи с Гришкой Отрепьевым.
Александр Лаврентьев: Не открещивались. Это не упоминалось, не педалировалось. Хотя механизм попадания в Москву как мелкого дворянина, служившего Романовым, в общем, представляется вполне логичным.
Михаил Родин: Мы многое узнали благодаря нашему «расследованию». Но мы точно можем сказать, что мы никогда не узнаем, кем на самом деле Лжедмитрий.
Вы можете стать подписчиком журнала Proshloe и поддержать наши проекты: https://proshloe.com/donate
© 2022 Родина слонов · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено
Добавить комментарий