20.07.2021      65      0
 

РС 45 Древние трепанации


Мария Медникова  в «Родине слонов»

Внимание! Выпуск не рекомендован для прослушивания людьми с ранимой психикой!

Зачем всем юношам в некоторых культурах делали сквозные отверстия в черепе? Когда была проведена первая прижизненная трепанация в истории человечества? Каков был процент выживших «пациентов» после таких операций?

О том, как и, главное, зачем люди древности вскрывали черепа своим родственникам и соплеменникам рассказывает доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института археологии РАН Мария Борисовна Медникова.


Михаил Родин: Сегодня мы будем говорить о древних практиках манипуляций со своим телом. Тема достаточно актуальна. Когда впервые появились попытки изменить своё тело? Мы видим это уже в палеолите?

Мария Медникова: Говоря о палеолите, нельзя утверждать, прибегали ли люди к таким способам модификации как татуировки. Для этой эпохи специалисты располагают только ископаемыми костями, но, изучая их, можно судить о применявшихся методах манипулирования своим телом. В данном случае есть примеры, связанные с древнейшей операцией в истории человечества – операцией трепанирования.

М. Родин: Т. е. проделывание отверстий в черепе человека.

М. Медникова: Широкое определение трепанации включает нарушение целостности свода черепа с целью прободения или неполную трепанацию, когда затрагиваются верхние слои свода, так называемую символическую трепанацию. Честь описания самой древней трепанации также, как и первая классификация, принадлежит французскому хирургу Полю Брока, который работал во втор. пол. XIX в. и помимо того, что имел отношение к лечению больных людей, интересовался прошлым. Трепанации можно классифицировать по цели проведения и по способу проведения. Брока предложил разделять трепанации на лечебные, к которым он относил сквозные, и ритуальные. Сейчас мы немного шире смотрим на вопрос, считая, что мотивация у древних хирургов, совершавших обширные вскрытия черепа, могла быть не только медицинской.

Среди ритуальных трепанаций сегодня выделяется вариант поверхностной, т. н. символической трепанации, т. е. фактически глубокого шрамирования. Очень глубокие рубцы, которые наносились в разных обществах на определенные участки головы или туловища, несли информационную функцию для окружающих, скорее всего, о принадлежности к какому-то сообществу.

М. Родин: Т. е. это символы, которые выступали какими-то социальными знаками.

М. Медникова: Совершенно справедливо. Это текст, который в дописьменном обществе обозначал очень важную информацию для окружающих. Вернемся к каменному веку. Самые древние такие шрамы встречены на территории нашей страны: мы с коллегами описали случай символической трепанации в центральной части лобной кости у человека, который жил на Тельмановской стоянке в Воронежской области, входящей в комплекс Костенки. Прямой радиоуглеродной датировки именно этого фрагмента не делалось, но речь идет о древности порядка 25-30 тыс. лет.

М. Родин: Это дырка во лбу у человека?

М. Медникова: Дырка не сделана, в данном случае прободения не было: взрослый человек до конца своих дней нёс в центральной части лба характерную вмятину. Ранее на территории Чехии на кроманьонском памятнике Дольни-Вестонице были найдены черепа, где у нескольких взрослых мужчин в немного другой части головы тоже были найдены последствия таких заживших шрамов. Конечно, можно сказать, что это последствия естестественной агрессивности, свойственной древнейшим эпохам, но дело в том, что они были встречены только у мужчин старше 18 лет, и все эти шрамы находились строго в одном и том же месте. Трудно представить, что люди стояли неподвижно, пока их били в одно и то же место. Но, если они проходят обряд посвящения, приобщения к ценностям взрослых охотников, то они будут терпеть любые воздействия.

М. Родин: Они относились к одной археологической культуре?

М. Медникова: Что касается кроманьонцев Чехии – это эпоха граветта, что касается Тельмановской стоянки – чуть раньше. Прежде можно было говорить, что это синхронно, но сейчас памятники на территории нашей страны немного удревняются. Я могу привести еще один пример: эпоха мезолита, по сравнению с кроманьонцами примерно на 20 тыс. лет позже, территория Крыма. Находки сделаны в гроте Мурзак-коба еще до Второй мировой войны. Там было раскопано двойное погребение мужчины и женщины, мужчине примерно 40 лет, женщине – 24-25 лет. Дмитрий Герасимович Рохлин, основатель палеопатологической школы в нашей стране, обнаружил, что этой женщине при жизни ампутировали обе концевые фаланги мизинца, и предположил, что она примерно за год до смерти пережила какой-то сильный стресс, трагедию, может быть, потеряла ребенка, и в знак траура ей ампутировали оба пальца.

Сейчас мы пошли дальше, использовав высококачественный цифровой рентген, и стало ясно, что операция эта произошла задолго до ее смерти. Она может быть связана с подростковой инициацией, когда девочка была причислена к категории взрослых женщин. Был подробно исследован и шрам на черепе этой женщины, который Рохлин расценивал как обычную травму. У нее в задней части головы имеется символическая трепанация, которая находилась под волосами. Возможно, она была сделана несколько позже, во второй момент изменения статуса этой женщины, когда та вышла замуж. Мы видим, что на протяжении жизни эта молодая дама испытала цикл социальных и физических превращений – то, что в этнологии называется обрядами перехода. Переход может быть от раннего детства к подростковому возрасту, инициация подростка, заключение брака и траур. В древности это осознавалось, как перерождение человека, в том числе, и физиологическое. Эти рубежные ситуации очень часто в разных культурах по-своему маркировались прохождением обрядов, иногда очень сложных и кровавых.

М. Родин: Какова статистика?

М. Медникова: К сожалению, когда мы говорим о таких далеко отстающих от нас временах, находок крайне мало, поэтому каждая очень значима. Когда мы говорим о более поздних временах, то тут статистика несколько другая: можно говорить о десятках или даже сотнях таких случаев. Если мы вернемся к трепанациям, то вероятным взрывом этой практики является эпоха неолита на территории Центральной и Западной Европы. При неолите происходит переход к производящему хозяйству. Зарождается этот процесс на территории Ближнего Востока. Люди становятся оседлыми, больше не охотятся по широкому ареалу, и это вызывает резкий пик рождаемости. В конечном итоге это приводит к миграциям населения спустя тысячелетия. И двумя рукавами через Кавказ и через Балканы эти земледельцы проникают в Европу и контактируют там с древними охотниками и собирателями. В кон. XIX в. собиратель древностей Прюнье в гротах департаментов Марны и Уазы обнаружил огромное количество очень хорошо сохранившихся останков со следами трепанаций: порядка 200 прижизненно трепанированных черепов этого периода со следами заживления. В некоторых случаях удалялась такая значительная часть свода черепа, что мозг подвергался опасности – сквозные трепанации, по сути дырки в черепе, причем довольно широкие.

М. Родин: Какого диаметра отверстия?

М. Медникова: Минимальные – где-то 50 мм, а есть и 100.

М. Родин: Дырка в черепе размером с блюдце, и человек продолжает жить.

М. Медникова: И очень немного случаев, которые показывают нам осложнения и воспалительные процессы. Если брать шире статистику, аналогичные случаи близкого культурного слоя примерно того же периода, где-то V-IV тыс. до н.э., встречены в Германии, Швеции, Португалии, Испании. Эти неолитические люди несли с собой странную традицию.

М. Родин: Вы сказали, что это связано с пересечением древних охотников-собирателей и неолитических земледельцев. Кто из них это делал?

М. Медникова: Безусловно, этот вопрос обсуждался, есть разные точки зрения. Думаю, тут было взаимное влияние. На примере грота Мурзак-коба мы видим, что традиция шрамирования и ритуальных ампутаций была. В последующую эпоху мигранты, которые несли с собой традицию сквозного трепанирования, попадали на благодатную почву, и в процессе этих взаимодействий мог родиться новый обычай или восприняться два обычая.

М. Родин: Поговорим о технике трепанирования.

М. Медникова: Существует классификация основных методов. Первый – это вырезание (англ. scrapping), когда ножом, иногда даже каменным – он очень острый, – под углом вырезается отверстие. Дальше оно расширяется и получается сквозная дыра в мозговую полость. Второй метод – это сверление, по-видимому, более поздний. Первый метод, как ни странно, не смотря на огромные отверстия, которые в результате получаются, значительно более щадящий. На территории Германии эпохи неолита до 90% оперируемых выживало. Если мы обратимся к XIX в., то в парижских и лондонских больницах, наоборот, умирало 90% во время трепанации. До изобретения антибиотиков это была страшная и опасная процедура.

М. Родин: У неолитических хирургов рука была набита лучше?

М. Медникова: Они обладали какими-то невероятными познаниями и пользовались, по-видимому, какими-то природными антисептиками.

М. Родин: Почему сверление – более сложная технология?

М. Медникова: Не более сложная, но в каких-то случаях более опасная, может, потому что не умели фиксировать сверло. Древнейшее свидетельство сверления свода черепа (череп со сквозной трепанацией со следами заживления) – это могильник Васильевка-3, раскопанный на левом берегу Днепра. Мужчина этот, как теперь считается, жил в эпоху мезолита, немного другая культурная традиция, чем в Мурзак-кобе, но тоже мезолит. Основатель ленинградской школы антропологии Илья Иосифович Гофман распознал эту находку как трепанацию еще в 1966 г.

М. Родин: Это всё закончилось в неолите?

М. Медникова: В бронзе традиция в Европе не умирает, но становится не такой многочисленной и значительно менее успешной: по сравнению с неолитом в эпоху бронзы смертность от нее возрастает на 30%.

На территории нашей страны в 2000-е гг. сделаны интересные находки. Первый центр – бассейн реки Дон, массовые применения трепанаций у людей, похороненных в одном памятнике, на одном кладбище, иногда на одном кургане. Вряд ли все эти люди так страшно болели, что к ним применили такое воздействие, причем это прижизненное воздействие, т. е. есть здесь мы можем подозревать некий ритуал. И второй центр – это Поволжье, очень интересный памятник, раскопанный еще в 60-е гг., так называемый Пепкинский курган (датируется XVIII в. до н.э.). В одной могиле погребены останки 27 человек, погибших во время какого-то военного столкновения. Там найдено два черепа со следами сквозной трепанации, но без следов заживления. Интересно, что в обоих случаях головы отделены от туловища и расположены не в анатомическом порядке, т.е. это какой-то ритуальный комплекс, тот самый текст, который мы просто не можем прочитать.

М. Родин: Этот текст был адресован врагам?

М. Медникова: Думаю, скорее богам. Эти люди были отправлены в загробный мир с невероятно ценным по тому времени инвентарем, в частности, среди них присутствует кузнец, который не был трепанирован, но к нему была положена очень ценная форма для отливки бронзовых топоров. Может быть, трепанация – это мостик, который помогал перейти в загробный мир. Кстати, на этой территории встречаются отдельно найденные амулеты, подвески, сделанные из человеческих костей. Это может говорить о том, что сам череп воспринимался как вместилище чего-то сакрального, и обереги связывали людей с давно ушедшими предками.

М. Родин: В Древнем Риме это становится чисто медицинской процедурой?

М. Медникова: Безусловно, когда мы говорим про такие цивилизационные центры как Рим, ситуация меняется. До нас дошли трактаты выдающихся хирургов того времени, и в этот момент у римлян появляется инструмент, венечный трепан – круглая циркулярная пила с зубчиками, которая высверливает такие отверстия.

М. Родин: В сериале «Рим» есть эпизод, в котором досконально показано, как она работает (https://youtu.be/Ro9tn-wN9-0?t=51s).

М. Медникова: Если мы перенесемся, скажем, на территорию Сибири конца предыдущей и начала н. э., мы застанем там совершенно другие племена, которые, на мой взгляд, с греками и римлянами не контактировали, но у них тоже существует уходящая корнями в глубокую древность традиция трепанаций. Это поздняя тагарская культура, таштыкская культура – культуры полукочевников, ведущих отгонное скотоводство, которые пасли скот в районе Минусинской котловины. У них распространяется обычай посмертного вскрытия черепа, по-видимому, только так человек мог заслужить нормальный проход в царство мёртвых.

М. Родин: Душу выпускали?

М. Медникова: Подобные представления о выпуске души существовали на территории Индии: есть тексты о том, что, когда умирает человек, надо разобрать крышу, чтобы душа улетела.

М. Родин: Я правильно понимаю, что те общества, которые вы описали – это те кочевники, которые начали потом движение на запад, Великое переселение народов?

М. Медникова: В широком смысле слова, они затронуты этим процессом. Какие-то подвижки к Великому переселению народов начинаются во 2 в. до н. э., когда правил китайский император Цинь Шихуанди, который построил стену. В результате конфликтов на северных границах Китайской империи часть кочевых племен откочевывает в южном направлении, затем они затрагивают других людей, которые откочевывают на запад и так далее, как домино. Это тот период, когда какие-то манипуляции с телом становятся надэтническим феноменом, и люди, выполняющие эти действия, примыкают к какому-то большому союзу, как-то себя самовыражают.

М. Родин: В эпоху Великого переселения народов обычаи трепанации очень сильно распространились по Евразии?

М. Медникова: I тыс. н. э. – это время повсеместного распространения символических трепанаций, что хорошо видно на примере населения поволжского, частично кавказского региона, населения Венгрии, конечный пункт, куда выплескивались эти волны – карпатская долина.

Наши коллеги из МГУ недавно напечатали статью, где они связывают появление так называемых символических трепанаций всё-таки с травматизмом. Они считают, что это результаты медицинской помощи людям, пострадавшим в военных стычках. Мне хотелось бы обратить внимание на то, что это не всегда подтверждается, потому что здесь самое важное – это локализация. Если у представителей одной культурной группы мы встречаем повреждения на своде черепа строго в определенных местах, вряд ли, что их постоянно туда били. А мы встречаем на территории Болгарии раскопанные могильники, где на одном черепе до одиннадцати таких шрамов, образующих рисунок. Хочется обратить внимание, что такие шрамы, как правило, отсутствуют у детей, мужчин с ними больше, чем женщин. Возможно это возрождение древней традиции посвящения в сообщество каких-то статусных людей.

М. Родин: Есть две основные версии: медицинская и сакральная. Что можно вылечить трепанацией?

М. Медникова: Тут нам на помощь приходят данные этнографии, наблюдения за деятельностью лекарей, практикующих до сих пор в Африке. Есть несколько документальных фильмов и подробные задокументированные данные середины ХХ в. Итак, племя киси в Танзании. Еще в 60-е гг. европейский путешественник встретился с человеком, у которого отсутствовала вся верхняя часть головы, так ему лечили головную боль. А я видела фильм, в котором показано, что таким методом женщине лечили головную боль уже в 90-е гг.

М. Родин: А из сакральных соображений зачем они могли это делать?

М. Медникова: Мы можем здесь опосредованно судить. В мифах Старого света распространено представление о происхождении мира из головы какого-то гиганта; мифологическое, архетипическое представление о том, что голова имеет непосредственную связь с небом.
М. Родин: То есть абы кому не сверлили?

М. Медникова: Да, это какие-то избранные люди. Трепанированные при жизни, захоронены не так, как все остальные члены этого общества, что говорит о некотором обособлении. Трудно сказать, кто они были: представители культа или жертвы. Может, люди жертвовали собой ради каких-то высоких целей своего племени.

М. Родин: Есть какая-то связь между религиозными изменениями в этих обществах и исчезновением, или возникновением этих обычаев?

М. Медникова: Конечно. И этот пример хорошо задокументирован. Король Иштван Святой, правивший на территории Венгрии в нач. XI в., начав распространение там христианства, законодательно запретил применение символических трепанаций, что отчетливо указывает на языческую подоплеку этого явления.

Вы можете стать подписчиком журнала Proshloe и поддержать наши проекты: https://proshloe.com/donate

Поддержите «Родину слонов»:
https://www.patreon.com/rodinaslonov

Кнопка «Поддержать проект». Она находится под аватаркой группы. https://vk.com/rodinaslonov?w=app5727453_-98395516

Яндекс.Деньги https://money.yandex.ru/to/410018169879380

QIWI qiwi.com/p/79269876303

PayPal https://paypal.me/rodinaslonov


Об авторе: Михаил Родин

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Для отправки комментария, поставьте отметку, что разрешаете сбор и обработку ваших персональных данных . Политика конфиденциальности