Как была организована финансовая система рыцарских орденов? Насколько часто должны были мыться братья? Почему рыцари-храмовники были обязаны спать при свете?
Первая часть разговора о рыцарских орденах с медиевистом Филиппом Максимовичем Митлянским.
Стенограмма эфира программы «Родина слонов» с историком-медиевистом Филиппом Максимовичем Митлянским.
М. Родин: Как возникла мысль соединить рыцаря, военного человека, и монаха? Зачем это было нужно?
Ф. Митлянский: Идея витала в воздухе ещё задолго до появления рыцарских орденов. И до крестовых походов существовала практика паломничества в Иерусалим и прочие святые места. И чем дальше, тем сложнее было туда безнаказанно пройти.
Поэтому спонтанным образом по маршрутам стали возникать странноприимные дома. Они жили частично на пожертвования тех, кто в них останавливался, частично имели своё хозяйство. И по сути были благотворительными организациями, часто под патронажем церкви. Орден госпитальеров, который имеет самые древние истоки, был изначально странноприимным домом для паломников.
И некоторые из этих странноприимных домов постепенно брали на себя функцию защиты от нападений: выделяли провожатых, договаривались с местными разбойниками, чтобы те за плату не трогали паломников. А иногда защищали и с оружием в руках.
Когда начались крестовые походы, в Святой земле возникла проблема, которую можно назвать нехваткой регулярной армии. Регулярных армий, как таковых, тогда не было, но поскольку крестоносцы были пришлым населением, большинство из них захватили Иерусалим и ушли. И возник вопрос: как защищать эти территории, маршруты и стратегически важные места. Рыцарей не хватало и многие рыцари, основавшие там какие-то свои владения, кроме них ничем не занимались.
Но какие-то, как, например, тамплиеры, взяли на себя благотворительную функцию защиты. Постепенно эти мускулы защиты накапливались и перерастали в кулак нападения и активно участвовали в войнах и прочих перипетиях. Их 14, по-моему, было.
Ордены возникали очень часто спонтанно.
М. Родин: Давайте говорить о социальной структуре орденов в первой половине XII в., в те времена, когда они были тем, зачем они и создавались в Святой земле. Кто туда мог вступить? Какие были градации должностей?
Ф. Митлянский: Пока ордена формировались, всё было наиболее демократично. Чем больше проходило времени, тем больше структура костенела. Но для всех рыцарских орденов характерно деление на три типа своих полноправных членов.
Это в первую очередь братья-рыцари. Это в основном профессиональные воины. Как правило, за редким исключением, знатного происхождения. Вторая часть – это незнатные члены ордена. Их часто называют братьями-сержантами. Они часто не принимали участия в боевых действиях вообще. Они не давали монашеских обетов. Они часто были купцами, которые просто находились в корпорации и вели её финансово-хозяйственные дела. Некоторые из них и воевали.
И, конечно, братья молящиеся, то есть, священники. Это были духовники, которые отпускали грехи, принимали исповеди, служили мессы, читали духовные книги или орденские хроники во время трапезы. Их в орденах, как правило, было мало по той причине, что у ордена была задача воевать, а не молиться. Тевтонский орден и орден меченосцев часто за это критиковали современники.
Была категория людей, очень сильно связанных с орденом. Они часто называются полубратьями или донаторами. Это, как правило, знатные или состоятельные люди, которые по каким-то своим причинам, не желая покинуть мир и влиться полностью в структуру, делали большие пожертвования или оказывали какие-то другие услуги ордену.
М. Родин: Рыцарь – это достаточно дорого. Это вооружение, лошади, в походе их надо обеспечивать. За счёт чего это всё существовало?
Ф. Митлянский: Поскольку изначально они организовывались на базе странноприимного дома, или какой-нибудь дружины, которая решила таким образом продолжить своё существование, то у них был изначальный стартовый капитал, как правило, очень небольшой. И добровольцы, решившие организовать орден, приходили к местным властям, как правило, к епископу, и просили о поддержке. Им обычно выделяли какую-то небольшую территорию, двор и финансирование.
И если этот орден действовал хорошо и проявлял себя, то о нём расползались слухи.
М. Родин: Гуго де Пейн, первый магистр ордена тамплиеров, совершил даже гастроли по Европе, рассказывая, что есть такой орден и призывая в него вступать и вносить пожертвования.
Ф. Митлянский: Это отдельный случай. Дело в том, что ему очень повезло: его поддерживал Бернард Клервоский. Бернард Клервоский – это один из идеологов крестовых походов, который смог сформулировать тот фундамент, на котором лежит оформленная идея рыцарских орденов. Он очень много проповедовал о крестовом походе среди знати и был известной фигурой.
Он написал трактат для Гуго де Пейна как раз о новом воинстве божием, где подробно объяснял, чем рыцарь ордена отличается от светского рыцаря. В этом трактате он очень сурово отчитывал светских рыцарей, говорил, что все они попадут в Ад. Он говорил об их грешной жизни, о том, что они развлекаются, ухаживают за женщинами, воюют ради славы, богатства. Что это такое? Это воинство чуть ли не дьявола. Гордыня, алчность, стяжательство – всё здесь.
И посмотрите на новое воинство Божие. Когда светские рыцари танцуют на балах и пируют на пирах, оно молится Богу. Когда оно идёт воевать, то воюет только в справедливой войне ради защиты христианства.
М. Родин: В Европе орденам принадлежали поместья и предприятия.
Ф. Митлянский: Да, могли доход давать, могли прибыль с налогов давать. Люди проникались этой идеей и жертвовали.
М. Родин: Как было организовано управление этими активами?
Ф. Митлянский: Был магистр, потом несколько великих госпитальер, которые ухаживали за больными и отвечали за благотворительную часть, великий маршал, военачальник. А потом, если мы берем полностью развившийся орден, всё делилось на земли. Земля Пруссия, земля Ливония, земля Германия, земля Италия – региональные отделения. У этих региональных отделений был региональный магистр. Этому магистру подчинялись командоры или комтуры. И, соответственно, разветвления шли всё ниже и ниже по владениям в зависимости от количества территорий.
Причем все эти персонажи не оставались на своих местах постоянно. Их достаточно часто ротировали.
М. Родин: Этих менеджеров, получается, должно быть достаточно много. К кому они относились? К братьям-сержантам?
Ф. Митлянский: По разному. Номинально всем руководили рыцари. Но часто на таких территориях оставались люди, которые к войне отношения не имели и спокойно занимались хозяйством. Хотя это не значит, что на это хозяйство не могли посадить рыцаря, который найдёт кого-то компетентного и будет просто его направлять. Шёл учёт, была огромная инфраструктура.
М. Родин: Этих людей, которые обеспечивали войско, их в процентном соотношении сколько было?
Ф. Митлянский: Как правило, их было поменьше. Потому что основная задача ордена была всё таки воевать.
М. Родин: К какой жизни должен быть готов рыцарь, решивший вступить в орден?
Ф. Митлянский: Им надо быть готовыми, во-первых, к тому, что они пожертвуют часть своего имущества в пользу ордена. Им стоило отказываться от привычной жизни и привыкать к уставу ордена. Т.е. питаться, одеваться, жить по уставу.
М. Родин: У них был один дом, в котом они жили, как в казарме?
Ф. Митлянский: Это называлось кельями. Да, отдельных индивидуальных келий обычно не выдавали. То есть они по сути жили в казармах. Ты живёшь в казарме, встаёшь на молитвы, причем и на очень ранние и поздние молитвы, ешь, тренируешься, молишься по расписанию, всё делаешь по расписанию. Плюс выполняешь задачи, которые перед тобой ставит тот, кто старше.
М. Родин: То есть это похоже на современную армию.
Ф. Митлянский: Да.
М. Родин: А как был устроен процесс тренировки?
Ф. Митлянский: Процесс тренировки не сильно отличался от тренировок, которые проводили в знатных семьях, когда тренировали профессиональных воинов незнатного сословия. Но при этом орденские рыцари в плане воинских качеств как правило превосходили своих собратьев, если не говорить об индивидуальных качествах, то именно с точки зрения дисциплины, потому что первое, чему заставляли учиться рыцарей – это подчинению старшим. У них были очень строгие регламенты о том, как себя вести на поле боя, что давало им преимущество.
М. Родин: Свою роль играло то, что в отличии от светского рыцаря, у них было больше времени на занятия. И это корпорация профессиональных воинов, которая может тебя чему-то научить.
Ф. Митлянский: Они оттачивали свои боевые навыки. Охота им разрешалась. Потому что охота воспринималась не как развлечение, а как упражнение воинских искусств. Но были оговорённости, на кого можно охотиться. На кабана, допустим, охотиться можно, потому что это требует какой-то сноровки. Соколиная охота разрешалась. В Тевтонском ордене право на охоту постепенно осталось только за великим магистром. Остальным всем запрещали. Но в принципе охотиться они могли. Но пиры – это не по их части. И в турнирах участвовать они не могли.
М. Родин: Турниры проводились ради славы и престижа. А это не то, что должен стяжать монашествующий рыцарь.
Насколько я понимаю, было чётко прописано, во что он может одеваться, что он может иметь. Выдавалась кольчуга, доспехи. Как обеспечение было организовано?
Ф. Митлянский: Действительно, кольчуга, доспехи, оружие были общественными. Причем покидая территории, к которым они были приписаны, как правило рыцарь должен их сдавать, если не было особого разрешения.
Одежда и имущество у них было строго регламентировано. По сути, кроме мисок, ложек они ничего не могли иметь. Им можно было дарить друг другу и себе вырезать фигурки и другие деревянные изделия.
М. Родин: Я так понимаю, даже по цвету одежда регламентировалась?
Ф. Митлянский: В зависимости от ордена, да, регламентировалась строго по цветам. Причем цвета, которые носили братья-рыцари как правило отличались от цветов, которые носили братья-сержанты. И из-за этих цветов между орденами периодически возникали склоки, потому что цвета имели свою иерархию.
Периодически правила нарушали. Есть устав ордена, есть постановления капитулов. И очень часто повторяются одни и те же постановления. Например о том, что рыцарь не должен никак украшать своё оружие и доспехи. Казалось бы, один раз сказали и хватит. Но судя по тому, что это повторялось с регулярностью, видимо, свою рыцарскую натуру и привычки смирить было сложно, и как-то они всё-таки украшали себя.
М. Родин: При этом у тамплиеров в уставе было даже прописано, в какое время года какую рубашку можно носить. Поскольку мы говорим про Святую землю и там жарко, то летом можно лён. А так ты должен шерсть носить.
Ф. Митлянский: Да. У них это всё было очень регламентировано и это можно понять. Им же нужно вести хозяйство и рассчитывать, что рыцарям нужно таких-то рубашек, таких-то портов, таких-то ещё вещей, которые им иметь полагается. Это просто было нужно в частности для того, чтобы грамотно распределять финансы и давать задачи по обеспечению этой рыцарской и прочей братии.
М. Родин: И там чётко регламентировались разные правила жизни. Например про то, как нужно спать. Например, ночью шарахаться нельзя, в чужую палатку нельзя ходить, спать при свете. Расскажите про это.
Ф. Митлянский: Да. И это не удивительно, потому что огромное количество людей находилось в одном помещении. Если каждый будет творить, что ему в голову взбредёт, то это просто будет банально мешать сну.
Интересный момент про мытьё. С одной стороны, они хотят умерщвлять плоть и не злоупотреблять мытьём, но при этом очень часто предписывалось мыться, например, не реже трёх раз в неделю, но не больше пяти. В зависимости от территории – по разному. То есть они были достаточно чистоплотными.
М. Родин: Ходят такие мифы, что половина рыцарских орденов страдала от гомосексуализма. И именно для этого были введены жёсткие правила, как, например, у тамплиеров: ночью в помещении должен гореть свет, спать нужно в одежде, и есть отдельная статья устава, что нельзя спать в одной кровати. Как с этим было?
Ф. Митлянский: С этим было сурово, и именно в рыцарских орденах явление это было редким. Поскольку свои судебные дела и прочие внутренние бумаги вели для своего пользования и исходили из того, что они никому не достанутся, они все эти протоколы, конечно же, держали.
Случаи происходили редко. Во-первых, потому что на то время это было смертным грехом. И люди в голове это держали и для них это было данностью. Тут не было вопроса свободы выбора. Всё было понятно: если ты делаешь такие дела, то ты попадёшь в Ад. Во-вторых, люди, которые шли в ордена, как правило были достаточно высоко мотивированы. Рыцарские, во всяком случае. Потому что если брать монашеский орден, туда можно попасть и спокойно жить где-нибудь во Франции, имея постоянную кормушку, и тебя воевать никто не заставляет. Туда же шли люди с осознанием, что их с большой вероятностью достаточно рано убьют. Потому что воевать придется постоянно.
Поэтому случаи такие были, но их было мало и они в первую очередь встречали неодобрение со стороны своей же братии. Плюс к тому, если один брат видел, что другой брат нарушает устав, он был обязан об этом сообщить. Так что это действительно сложно было осуществить, тем более в условиях казармы.
М. Родин: Еще было чётко регламентировано питание. Давайте про это поговорим.
Ф. Митлянский: Да. Они питались неплохо, довольно часто ели мясо, до трёх раз в день. Среднестатистический человек не всегда так хорошо питался. Пятница у них была, как правило, рыбным днём. Они соблюдали все посты. Но шла оговорка: поскольку братья-рыцари воюют, то в случае военных действий пост соблюдать не обязательно.
М. Родин: А как они были связаны с внешним миром, со своей прошлой жизнью? Влияло ли это на их быт?
Ф. Митлянский: По идее, они от мира полностью отказывались и им даже запрещалось общаться со своими родственницами-женщинами. С другой стороны, естественно, поскольку речь идёт о крупной корпорации, она имела связи с внешним миром и активно их использовала. Связи с родственниками помогали, если они были клиентами ордена, донаторами.
Надо понимать, что если семейство знало, что его член состоит в духовно-рыцарском ордене, это, как правило, было поводом для большой гордости. И это семейство продолжало делать ордену подарки. Они не обязательно могли достаться непосредственно их родственнику.
М. Родин: Как протекала жизнь орденов в Европе?
Ф. Митлянский: В зависимости от территории жизнь отличалась. Если речь идёт об Испании, то они там тоже достаточно много воевали. А касательно европейских территорий, они старались не вмешиваться в политику. Они сидели на хозяйстве, развивали инфраструктуру, вербовали новичков, искали пожертвования и жили мирно.
М. Родин: То есть представительство ордена во Франции выглядело так: отдельный дом, где они живут вместе, соблюдают устав. На мирных территориях разгильдяйство тоже не позволялось.
Ф. Митлянский: Разгильдяйство нигде не приветствовалось. Были какие-то периоды, где где-то оно появлялось. С этим, естественно, старались бороться с той или иной успешностью. Как правило, если видели, что где-то разгильдяйство, людей переводили куда-нибудь с понижением в должности, где им объясняли, как правильно себя вести.
М. Родин: А насколько часто люди вылетали из ордена?
Ф. Митлянский: Это были единичные случаи. Как правило, они не вылетали, а переводились по каким-либо причинам. Все рыцарские ордены своих прокажённых братьев переводили в орден Лазаря. Либо кто-то мог по старости, по состоянию здоровья, но не желая оставаться просто орденским молящимся братом, это понижение для рыцаря, переводился в монастырь со строгим уставом. Если ты принял монашеский обет, в мир ты уже не возвращался.
Вы можете стать подписчиком журнала Proshloe и поддержать наши проекты: https://proshloe.com/donate
© 2022 Родина слонов · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено
Добавить комментарий