Почему рыцарские ордены стали самыми боеспособными подразделениями своего времени? Что вынудило госпитальеров пиратствовать в Средиземноморье? Как тевтонский орден превратился в полноценное государство?
Вторая часть разговора с историком—медиевистом Филиппом Максимовичем Митлянским о судьбах рыцарских орденов.
Стенограмма эфира программы «Родина слонов» с историком-медиевистом Филиппом Максимовичем Митлянским.
М. Родин: Как была поставлена военная организация орденов? Как они воевали, чем отличались от остальных армий мира?
Ф. Митлянский: В Средние века регулярных армий не было. Были феодальные ополчения, которые собирались на определенное время и расходились после того, как завершалась кампания. Говоря о рыцарских орденах, можно сказать, что они были аналогом западноевропейских регулярных армий для того периода. Иерусалим и другие королевства практически некому было защищать. Появилась проблема, и появление орденов можно считать её решением.
Надо заметить, что в общем представлении рыцарский орден – это исключительно рыцари и европейского типа воины, но это не так. Поскольку нехватка воинов была велика, активно прибегали к помощи местного населения не западноевропейского происхождения. Это были либо крестившиеся и оставшиеся на территории крестоносцев мусульмане, либо, что имело место быть и было достаточно широко распространено, поскольку территория эта изначально принадлежала Византийской империи, православные христиане.
Они не могли претендовать на места рыцарей, но вербовались в ордена как служащие члены ордена, либо даже нанимались за деньги в качестве туркополов. Это слово обозначает лёгкого всадника, как правило вооружённого луком, щитом, хорошего разведчика. Поскольку многие бои происходили в виде мелких стычек на границе, этот род войск в орденах был очень прижившимся и имел большое значение. Более того, в ранние периоды истории всех рыцарских орденов была должность туркопольера, что говорит о важности этого рода войск. И великий туркопольер был как правило из тех же туркополов, и это был один из немногих способов незнатному, получить рыцарское достоинство.
М. Родин: То есть мы видим два рода войск: тяжёлую и лёгкую конницу.
Ф. Митлянский: Да. Тяжёлая конница, пехота, и в условиях Святой земли появляется лёгкая кавалерия.
М. Родин: А пехота из кого состояла?
Ф. Митлянский: Пехота состояла, как правило, из местного ополчения. Представление о том, что у рыцарских орденов в пехоте были братья-сержанты – не совсем верное. Как правило, братья-сержанты были вооружены как рыцари, может быть, чуть похуже. И они сопровождали рыцарей в задних рядах их знаменитого построения клином. Братьев-сержантов, участвовавших в боевых действиях, было не так много, частенько меньше, чем рыцарей. А тех, кто участвовал в бою, старались беречь и, соответственно, качественно экипировать.
М. Родин: А эти разные рода войск должны были носить на себе орденские знаки различия?
Ф. Митлянский: Изначально это были просто несколько десятков человек, которые старались как-то унифицировано одеваться. Но эта унифицированная одежда не была строго регламентирована до того момента, когда на них обращали внимание церковные власти и конкретно прописывали их устав.
Если мы говорим об ордене тамплиеров, то у них был очень почётный в средневековой геральдике белый цвет на основной их одежде, на мантии, на сюрко. Сюрко – это накидка, которая надевается поверх кольчуги. Белый цвет – цвет чистоты и очень приближенный к Богу. И красный крест. А братья-сержанты носили чёрную или тёмно-коричневую одежду, на этом не всегда сходятся историки, но будем считать, что чёрное одеяние, тоже с красным крестом.
Орден госпитальеров изначально носил чёрные одежды с белым крестом. Со временем, когда они уже переселились на Мальту, у них одежда сменилась на алую с белым крестом.
С Тевтонским орденом проще, его все у нас в стране узнают: это чёрный крест на белом поле.
М. Родин: И братья-сержанты, и туркополы должны были соответствовать этому?
Ф. Митлянский: Туркополы, как правило, имели какую-то орденскую символику, нарисованную на щитах. Но так как частенько это были не члены ордена, а просто солдаты на жаловании, они выглядели кто как, поскольку экипировку они покупали на собственные средства.
М. Родин: А насколько часто ордены использовали наёмников?
Ф. Митлянский: Это зависит от исторического периода. Если мы берём Святую землю, у нас есть пример туркополов. Периодически нанимали итальянцев – генуэзцев, венецианцев. Но на раннем этапе ордены не очень активно прибегали к наёмникам, кроме туркополов. А если брать историю ордена госпитальеров, то когда они стали жить на Мальте, то нанимали наёмников, потому что на тот период для военного дела позднесредневековой Европы наёмничество было привычным атрибутом.
Одним из самых активных нанимателей наёмников оказался Тевтонский орден. Особенно активно он нанимал их в XIV в., потому что, во-первых, мог себе это позволить, во-вторых, Тевтонский орден показал себя очень прогрессивным в военном деле и любителем всяческих инноваций.
М. Родин: Появление рыцарских орденов поменяло как-то военную тактику?
Ф. Митлянский: У меня такое ощущение, что оно не столько поменяло военную тактику, сколько позволяло кристаллизировать существующую на тот момент в Святой земле, чтобы происходило как надо, а не как происходило обычно. Потому что обычно всё выглядело весьма сумбурно.
Ордена использовали те же приёмы, просто в отличии от своих светских собратьев по оружию они действовали по уставу. А устав строго карал за неповиновение. Одна из первых статей в уставе ордена требовала подчинения старшим. И это делало рыцарские ордена действительно хорошими воинами.
Более того, это их защищало от ассасинов, Старца Горы. Известный факт, что ассасины предпринимали попытки вести политический террор, убивая высокопоставленных деятелей. С рыцарскими орденами они несколько раз удачно совершили покушение на убийство, но пришли к выводу, что это абсолютно бессмысленное занятие, потому что если мы рассматриваем убийство наследника какого-нибудь светского фьефа, то между его родственниками могла начаться грызня, мог придти некомпетентный наследник. А у орденов была структура. И, как часовщик заменял в механизме колёсико, назначали нового регионального администратора и всё продолжало работать. Он мог быть хуже или лучше, но не было этой сумятицы и паники. И ассасины перестали тратить на это ресурсы.
М. Родин: Чем судьба орденов друг от друга отличалась?
Ф. Митлянский: Начнём с тамплиеров. Этот орден интересен тем, что из всех существовавших орденов на территории Святой земли он вёл себя наиболее агрессивно. То есть если мы будем говорить о Тевтонском ордене, он появился несколько позже и имел более слабые позиции. И он чувствовал себя немного ущербным из-за того, что славу тамплиеров и госпитальеров было очень сложно нагнать. Госпитальеры помимо военной деятельности уделяли большое внимание благотворительности. Тамплиеры же занимались войной.
Войной они занимались постоянно. Когда заключался какой-нибудь очередной мир с мусульманами, они часто могли сказать, что они созданы для войны, устав велит защищать, воевать, и захватывать территории и они будут этим заниматься. Им не важно, о чём они там договаривались.
Воевали они с переменным успехом, но, как правило, достаточно эффективно, как и все ордена. Тут надо делать пометку на то, что крестоносцы, находившиеся в Святой земле, были гораздо более малочисленными. И у них в этом плане были большие недостатки по сравнению с врагами. У их врагов арабов были тоже тяжёлые проблемы, заключённые в том, что арабский мир был раздроблен. И очень часто арабские эмиры заключали свои сепаратные союзы с рыцарскими орденами и воевали против других арабских эмиров. И однажды даже орден тамплиеров воевал против ордена госпитальеров и Тевтонского ордена, которые воевали против тамплиеров вместе со своими арабскими союзниками.
Еще при этом в этой политике активно участвовали венецианцы и генуэзцы, которых поддерживали разные ордена и из-за этого тоже вступали в конфликты между собой. Потому что если венецианцы и генуэзцы вступали в вооруженные конфликты, то и ордена подтягивались.
М. Родин: Что тамплиеры делали после того, как вернулись из Святой земли? И почему их потом извели со свету?
Ф. Митлянский: Ситуация вполне прозрачная. После того, как извели тамплиеров, другие рыцарские ордена по их примеру имели шансы точно так же известись. Но тамплиеры в данном вопросе просто оказались теми, кому не повезло. А не повезло им по той причине, что они не были так нужны, как испанские ордена, которые были необходимы для войны с маврами. Госпитальеры были нужны, потому что они, закрепившись на острове, защищали моря от врагов. Немецкий орден попробовали как-то обвинить в чём-то, но было бесполезно, потому что у них было уже своё государство, и но чтобы как-то их судить, нужно было устроить с ним войну.
А тамплиеры не нашли себе практического применения, которое оправдывало их существование. Они начали копить деньги на новый крестовый поход, но была возможность их уничтожить. Чем и воспользовался король Франции к неудовольствию многих правителей. Когда начался процесс над тамплиерами, король Англии очень долго противодействовал ему. В Испании тамплиеров, находившихся там, переформировали в другой орден и они со всеми своими владениями продолжили сражаться. А что касается позиции Римской католической церкви, то на данный момент их позиция такова: провести этот несправедливый процесс их вынудил король Франции.
М. Родин: Кроме того, что им нечем было себя занять, у них были огромные богатства, на которые было кому зариться. Плюс им все были должны. И королю французскому показалось самым удобным вариантом просто взять их и засудить по каким-то липовым обвинениям.
Ф. Митлянский: Так по сути и было.
М. Родин: Но есть и другие примеры: орден госпитальеров, который в новых условиях, когда закончились крестовые походы, нашёл себе другое применение. Давайте про них поговорим.
Ф. Митлянский: Госпитальеры оказались тем орденом, который был наиболее близок к истокам орденов, потому что продолжал действовать в том же регионе. Просто их постепенно выбили с материка и они оказались на острове Родос.
Они занялись тем, что стали бороться с угрозой на море, превратившись сами в такую угрозу. Госпитальеры для западного мира являлись храбрыми защитниками морей от ужасных арабских пиратов, но это не значило, что они сами брезговали пиратством, что они не совершали высадок на мусульманские территории, захватывая, сжигая города, уводя население в рабство, точно так же, как мусульманские пираты грабили христианские территории.
Госпитальеры стали мощной военно-морской силой в регионе и были тем рыцарским орденом, который создал огромный и очень эффективный боевой флот.
М. Родин: Рыцари стали морскими офицерами?
Ф. Митлянский: В итоге всё действительно пришло к этому.
Флот у них был галерный, так как галера на тот момент была одним из самых эффективных боевых кораблей, за счёт вёсел и парусов не так зависела от погоды. Гребцами, как правило, были захваченные мусульманские рабы. И более страшных и безобразных пиратов, чем госпитальеры, арабский мир не знал.
М. Родин: Что им принадлежало?
Ф. Митлянский: Изначально они получили себе во владение остров Родос. С появлением артиллерии произошёл переворот в осадном военном деле. Крепости становились всё более низкими, приземистыми. И одними из новаторов в этих изобретениях были вынуждены стать госпитальеры, потому что от этого зависело их выживание.
Ну и в военно-морском деле они тоже очень быстро перенимали все новинки и использовали их как только могли. И средства они получали, потому что морские государства регулярно подвергались набегам арабских, берберских и прочих пиратов и из-за этого делали очень хорошие пожертвования ордену.
М. Родин: Куда делся орден госпитальеров?
Ф. Митлянский: Орден госпитальеров достаточно долго продержался на Родосе, но чем лучше шли дела у Оттоманской Порты, тем более для неё становился актуальным вопрос изгнания госпитальеров.
Было два знаменитых штурма Родоса. Первый штурм был отбит. Причём численность штурмующих составляла около семидесяти тысяч воинов против десяти тысяч защищавшихся. Но во второй раз Родос пал. После чего орден госпитальеров оказался на острове Мальта и продолжил заниматься тем же самым.
М. Родин: Расскажите про Тевтонский орден.
Ф. Митлянский: Немецкий орден пришёл к нам через Святую землю, через Венгрию.
Тевтонский орден появился позже госпитальеров и тамплиеров. Он был национальным орденом. Так исторически сложилось, что развился он на базе госпиталя, который был для немецких крестоносцев, потому что немцы в крестовых походах на Святую землю участвовали несколько менее активно, чем французы и англичане, и немцам было сложнее найти свой уголок в Святой земле. Поэтому Немецкий орден сформировался по национальному признаку.
И он постоянно был в шаге-двух от своих старших братьев, которые очень на него смотрели ревниво. Потому что создание Тевтонского ордена было угрозой для старших братьев со стороны Папы, который, давая устав, почётные белые одежды, демонстрировал госпитальерам и тамплиерам, что он может создать другой орден, незаменимых нет.
Но взлёт ордена произошёл тогда, когда император Фридрих совершил свой крестовый поход в Святую землю. И в этом походе ему очень помогал магистр Тевтонского ордена Герман фон Зальца. Это персонаж полулегендарный, ему удавалось мирить между собой Папу и императора, потому что они были в очень сложных отношениях. Он активно помогал в переговорах с мусульманами, зная местную кухню, о том, чтобы крестоносцам без боя сдали Иерусалим и другие святые места. И за счёт этого он увеличивал влияние ордена.
Нельзя говорить, что Герман фон Зальца ставил перед собой задачу создать в государство. Просто исторически так сложилось, что его деятельность в перспективе привела к его созданию. И первая попытка была создать его на границе с Венгрией: орден был приглашён в Трансильванию, чтобы защищать границы от половцев. И орден начал очень быстро и грамотно создавать структуру, и вассалы короля начали смотреть на орден как на очень грамотного мощного управителя. Королю это не понравилось и он орден изгнал.
На тот момент в Польше сложилась не очень благоприятная для страны ситуация, потому что она была раздроблена на несколько частей. И на своё несчастье они попытались захватить земли соседей-пруссов, язычников. Попытки захватить и крестить пруссов оказались неудачными, после чего пруссы ещё более активизировались в нападениях на границы.
И Конрад Мазовецкий, который не мог справиться с происходящим, пригласил немецкий орден. Конрад приглашал орден для того, чтобы он защищал границы, и была прописана статья о том, что те территории, которые он захватит, он получает себе.
Но Конрад не рассчитывал на то, что орден сможет захватить территории. А орден не только смог, но захватил их в таком количестве, что создал очень мощное государство.
И Немецкий орден интересен тем, что это тот рыцарский орден, коньком которого оказалась война замков. Действовал он следующим образом: появляясь на какой-то территории, пытался проводить переговоры с местным населением. А местное население состояло из большого количества племён. И они между собой очень жестоко враждовали.
Орден договаривался с местными племенами, защищая одни от других. И ненависть к соседнему племени была гораздо выше, чем к крестоносцам. При этом орден давал возможность влиться в местные элиты, поэтому относительно без проблем они строили на определенной территории замок, запускали туда гарнизон и из этого замка начинали терроризировать население, пока оно либо не уходило дальше, либо не принимало христианство. Шаг за шагом они строили эти замки, пока не покрыли все территории.
М. Родин: Что произошло с Тевтонским орденом в дальнейшем?
Ф. Митлянский: В определенный момент магистр ордена объявил себя светским властителем, принял протестантизм и появилась Пруссия. Оставшиеся верными ордену рыцари были приняты в Австрии, где был создан полк немецкого магистра ордена, воевавший на границах с Турцией. Вплоть до крушения Австро-Венгерской империи орден являлся частью военной структуры австрийского, а потом австро-венгерского государства.
Вы можете стать подписчиком журнала Proshloe и поддержать наши проекты: https://proshloe.com/donate
© 2022 Родина слонов · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено
Добавить комментарий