Насколько рабовладение было выгодно с экономической точки зрения? Почему американская история не знает ни одного крупного рабского восстания? В чём заключался конфликт между «промышленным севером» и «рабовладельческим югом»? Что такое «бабье лето принудительного труда»?
О том, как рабство повлияло на историю Соединённых Штатов Америки, рассказывает кандидат исторических наук, доцент факультета гуманитарных наук ВШЭ, старший научный сотрудник Института Всеобщей Истории РАН Андрей Александрович Исэров.
Стенограмма эфира программы «Родина слонов» с кандидатом исторических наук, доцентом факультета гуманитарных наук Высшей школы экономики, старшим научным сотрудником Института всеобщей истории РАН Андреем Александровичем Исэровым.М. Родин: Как возникло рабство в будущих США?
А. Исэров: Возникло оно в южных колониях британской Америки уже в начале XVII в., вскоре после основания колонии Виргиния. Табак, культуру, которая спасла колонию, очень скоро начинают возделывать рабы.
М. Родин: А как возникла эта идея? В XVII в. в Европе уже не было рабства.
А. Исэров: Португальцы знали рабство. Всегда было рабство в Османской империи. Более того, рабство было и в британской Америке. Рабство было и в испанской, португальской Америке. Последней страной в Новом Свете, где отменили рабство, была Бразилия.
М. Родин: Как это было организовано?
А. Исэров: Это был хорошо обустроенный бизнес. Были специальные корабли, которые перевозили рабов. Торговцы покупали рабов в западной Африке у местных. Есть исследование, которое показывает, как очаги войн в западной Африке шли дальше в центральную Африку, как распространялась зона непрекращающегося конфликта между племенами именно потому, что вожди могли продавать европейцам военнопленных.
М. Родин: Англичане целенаправленно вкладывались в эту сферу экономики?
А. Исэров: Конечно. До определённого момента. Потому что потом начинается борьба с работорговлей. И это очень важно сказать: в конце XVIII века приходит понимание зла рабства. То, что оно зло, всегда было понятно. Но об этом не очень много говорили.\
Многие отцы-основатели США были рабовладельцами. Например, Томас Джефферсон, главный автор «Декларации о независимости». Конечно, они понимали, что это зло. Но у них было представление, что в долгосрочной перспективе свободный труд всегда будет выгоднее рабского. И рабство само отомрёт.
Очень важным событием стало изобретение в 1793 г. северянином Эли Уитни хлопкоочистительной машины. Табак к этому времени был вытеснен хлопком. И Эли Уитни изобрёл машину, которая очищает коробочку хлопка от шелухи, которую нельзя допускать в вату, из которой делается нить. К концу XVIII в. уже есть паровая машина Уатта, есть текстильные фабрики. Механизировано производство тканей. Это первое массовое производство в мире, то, что положило самое начало промышленной революции. Эли Уитни в десятки раз увеличивает скорость очистки этой хлопковой коробочки. И здесь рождается огромный запрос на плантационных рабов.
Современный английский историк Бейли говорит о XIX веке, как о бабьем лете рабства. А ведь более точно надо было бы сказать, что это было бабье лето принудительного труда вообще. Можно вспомнить и крепостничество, и пеонов в Мексике, законтрактованных слуг в Британской империи. Это глобальный процесс. Без рабства не было бы промышленного капитализма в той форме, в которой мы его знаем.
Плантаторы подражали образу жизни европейских джентри. И не случайно, когда началась гражданская война, выяснилось, что почти все офицеры – южане. Но это не были люди, которые не думали о самых последних событиях в экономике. Они внимательно следили за Ливерпульской хлопковой биржей и очень хорошо понимали, что такое капитализм.
Получается, что уже независимые США – это ещё экономическая периферия Великобритании. Без этого хлопка не будет Ливерпуля и Манчестера, не будет первой современной промышленности.
С 1800 по 1860 г. производство хлопка в США выросло в 60 раз, как раз в связи с изобретением хлопкоочистительной машины. Если в 1791 г. 0,4% производства хлопка в мире приходилось на США, то к 1850 г. – почти 68%. США стали страной-монополистом в мировом производстве хлопка.
Но доля афроамериканцев с момента провозглашения «Декларации о независимости» к 1830 г. снизилась до 15,5%, менее 10% из них были свободными. Она уменьшалось из-за очень высокого естественного прироста, иммиграции в США. Сейчас доля афроамериканцев ещё меньше: 12% с небольшим. Но были штаты так называемого глубокого Юга, где рабов было более половины населения. Почти всегда – больше трети.
Что такое была плантация? 100 рабов – это очень богатый человек. 89% рабовладельцев владели менее чем двадцатью рабами. 100-200 рабов – это богатейшие люди страны. И если учитывать цену раба, а рабы были дороги, то на момент гражданской войны крупнейшие рабовладельцы богаче крупнейших промышленников нарождающейся индустрии Севера. И раб особенно стал дорог после запрета работорговли.
Большинство историков утверждает, что рабство и работорговля были экономически выгодны, и то, что депутат британского парламента Уильям Уилберфорс посвятил всю свою жизнь борьбе с работорговлей, действительно было гуманитарным действием. И они добились своего. Благодаря Конституции США 1789 г. и средствам Уильяма Уилберфорса и его сторонников в Лондоне, с 1808 г. и США, и Великобритания работорговлю запрещают.
М. Родин: Потом идёт прирост за счёт естественного воспроизведения?
А. Исэров: Британская империя и США – это единственное рабовладельческое общество, где удалось обеспечить надёжный естественный прирост рабов. На плантациях были врачи. Были организованы семьи.
В этом смысле в «Хижине дяди Тома» есть неточность. Рабов наказывали. Но целью было не наказание. Целью было создать мир морального подавления, где раб и не подумает восставать. Но он должен быть здоровым. Раб – это очень дорогая вещь.
М. Родин: Как было организовано само поместье? Как они жили, как работали? Почему они не восставали?
А. Исэров: В США получилось по другому, чем в Бразилии. В Бразилии в начале 30-х гг. XIX в. было настоящее восстание на севере, в Баие, под исламскими лозунгами. Конечно, в британском мире такого никогда бы не возникло. Они очень умело разделяли людей из разных племён. Не могло быть такого, чтобы возникла какая-то группа, ячейка, организация. Так называемые рабские кварталы, slave quarters, где жил дядя Том, делались так, чтобы из одной точки можно было всех их видеть. Всегда можно было понять, кто где что может замышлять.
Было одно очень успешное рабское восстание, только не в США, а на Гаити, против Франции. Государство обрело независимость. И образ Гаити всегда пугал. И эта угроза рабского восстания, необходимость подавлять чернокожее население, в каком-то смысле снимала социальный конфликт на Юге. Там были острые социальные контрасты. Но в каком-то смысле боязнь негров объединяла самых бедных белых крестьян и самых богатых рабовладельцев.
М. Родин: То есть там было всё так выстроено, что они действительно боялись убегать, противоречить, отказываться работать?
А. Исэров: Да. Этого было немного. В Бразилии были целые деревни беглых рабов. А в США такого не было.
М. Родин: То есть они не бежали вообще?
А. Исэров: Они бежали, но их было мало. Существовала так называемая «Подземная железная дорога». На Севере было небольшое количество активистов, которые называли себя аболиционистами, борцы с рабством. По настоящему это начинается только в 1830-е гг. Их по началу считают опасными радикалами. Особенно это движение было популярно в Новой Англии. И существовали целые подпольные сети побегов. Целью было обустроить бегство в Канаду.
М. Родин: Как так получилось, что в одной стране сложилось две экономические и идеологические системы?
А. Исэров: Рабство по началу было законно, потому что оно было законно в Британской империи, где рабство будет отменено в 1833 г. Оно было и на Севере, но не играло там серьёзной роли в экономике. И в Американской революции была социальная струя, может не такая значительная, но на Севере в конечном итоге рабство отменяется.
А на Юге оно становится всё крепче и крепче. И проблема всё обостряется в связи с резким расширением США. А что будет на новых территориях? А новые территории могут быть либо климатически северные, где нет хлопка и рабство не нужно, либо территории потенциально для рабства очень выгодные. И это привело сперва к так называемому Миссурийскому компромиссу 1819-1821 гг. Если вы принимаете территорию, которую уже освоили поселенцы, как штат, то это означает, что от них будут конгрессмены и два сенатора. Штат, в котором есть рабство, будет голосовать за то, что выгодно Югу.
И по итогам Миссурийских компромиссов была проведена линия, севернее которой рабство не могло существовать – линия Мейсона-Диксона. И было решено, что штаты будут принимать попарно, чтобы баланс сохранить. И когда приняли штат Миссури, от Массачусетса отделили штат Мэн, чтобы был баланс.
М. Родин: Тут ещё тарифы – важный момент. Хлипкая промышленность должна быть ограждена от внешнего мира таможенными тарифами.
А. Исэров: Да. Север был за протекционизм, а Югу протекционизм был не нужен. Ему нужно было вывозить с минимальной пошлиной хлопок в Англию. Хотя к началу Гражданской войны четверть хлопка обрабатывалась уже на Севере, им ещё были выгодны низкие пошлины на вывоз. Им были выгодны низкие пошлины и на ввоз, чтобы покупать дешёвые британские товары.
И решающий удар по существовавшей тогда партийно-политической системе в США нанесла мексиканская война 1846-48 гг., которая завершилась присоединением огромных территорий: Калифорнии, Нью-Мексико, Аризоны, Юты, Техаса. И это территории в основном южные. Встал вопрос: что с ними делать? И стали голосовать не по партийным линиям, а по линии север-юг.
М. Родин: А южане оказались сильнее в этой ситуации, потому что у них благодаря новым штатам представительство стало больше.
А. Исэров: Да. Но в 1850 г. была ещё одна попытка компромисса. Затем в 1854 г. возникает кризис Канзас-Небраска. Переселенцы шли на территорию нынешних штатов Канзаса и Небраски. И шли они уже вооружённые. Шли с идеей отбить территорию у южан или северян. И это уже было настоящее противостояние.
В 1857 г. было прорабовладельческое решение Верховного суда США по делу Дреда Скотта. Это раб, слуга, у которого хозяином был офицер. И со своим слугой он оказывался в гарнизонах на Севере, где рабства не было. И встаёт вопрос: становится ли раб Дред Скотт, который был на территории, где рабство запрещено, свободным? В итоге было принято решение, что он остаётся рабом. На Севере, особенно в Новой Англии, городские собрания принимали решение трауром встретить это определение Верховного суда. Ситуация к моменту президентских выборов в ноябре 1860 г. была чрезвычайно накалена.
Поначалу южане оправдывали рабство тем, что оно находится в юрисдикции штатов, а не федеральной власти. Под самую Гражданскую войну возникает прорабовладельческая литература. Джон Фицхью писал, что плантация – это прообраз фурьеристского фаланстера, где все заинтересованы в общем результате. Он и русских крепостников знал, писал, что у них там всё хорошо. Он не читал, но понимал то, что Энгельс писал в своей работе «О положении рабочего класса в Англии» 1845 г. Он пишет, что есть книга «Хижина дяди Тома». Так вот, у дяди Тома есть хижина, в отличии от английского рабочего. Если последний заболевает, его выбрасывают и никому он не нужен. А о рабах якобы заботятся и они создают некое общее дело.
М. Родин: Почему именно на избрание Линкольна президентом так бурно отреагировали южане?
А. Исэров: Линкольн представлял недавно созданную Республиканскую партию США, которая выступала с чёткими антирабовладельческими лозунгами. Целью было сохранение союза, и значит борьба с рабством. Когда Линкольна избрали, для южан это означало необходимость выхода из государства.
М. Родин: Линкольн жёстко боролся с разделением страны на две системы. Он считал, что всё должно быть одинаково, по северному.
А. Исэров: Да.
М. Родин: Получается, вопрос рабовладения всё-таки сыграл важнейшую роль для Гражданской войны.
А. Исэров: Да. Начинается сецессия. Южные штаты один за другим объявляют о своём выходе из союза. Возникает противостояние у форта Самтер. Форт Самтер был на Юге, в Каролине. Но это армия, она федеральная и не может принадлежать штату. Возник вопрос о снабжении продовольствием. Южане заблокировали подступы к форту и шло выжидание, кто первый выстрелит. И война началась.
М. Родин: Откуда у Юга взялась армия?
А. Исэров: Во-первых, для Линкольна было большой победой в самом начале, что за ним остались так называемые пограничные штаты: Мэриленд, Кентукки, Миссури, Делавэр. Это штаты, где рабство было, но той огромной роли, какую оно играло в штатах настоящего Юга, не играло. Если бы Мэриленд остался за Югом, то к Югу перешла бы столица США.
М. Родин: А как отреагировали рабы на Юге?
А. Исэров: Было по разному. Но в начале войны рабов ещё не освобождали. Переломом в войне станет Прокламация об освобождении, когда Линкольн объявил об освобождении рабов на мятежных территориях.
М. Родин: Почему Линкольн сразу не отменил рабство?
А. Исэров: Потому что главным вопросом было сохранение союза. И рабство было основой большого вопроса. Прокламация освобождения освобождает рабов только на мятежных территориях. В тех пограничных штатах, которые остались на стороне Севера, рабство отменили чуть позднее.
Территория Конфедерации меньше, население её – 29%. На начало войны белых мужчин до 40 лет на Севере насчитывалось 4.600.000 и 1.100.000 на юге. За время войны через армию союза прошло без малого три миллиона человек, а через армию конфедерации – два миллиона. Юг понимал, что в долгосрочной перспективе он проиграет. Но, во-первых, Юг не должен был завоёвывать Север, а Север должен был завоевать Юг. Обороняться всегда проще. Во-вторых, почти все офицеры – южане. Как раз в духе аристократического этоса. Кто шёл учиться в Вест-Пойнт? Северяне туда толком не шли.
Знаменитый генерал Грант, который стал главнокомандующим на Севере, а в итоге станет президентом, был неудачником. Его выгнали из армии за пьянство. Он пошёл добровольцем на войну, его сразу делают полковником. Потом он стремительно становится генералом. Потому что других не было. И выясняется, что у него была способность, которая до гражданской войны никак не проявлялась. Этому человеку было под 40 лет и он работал на складе у своего отца.
А на Юге были блестящие офицеры. Но под самый конец, когда уже всё разваливалось, и, действительно, демографически Юг не справлялся, они уже начали призывать и рабов, обещая им за службу свободу.
М. Родин: И что, рабы активно идут в армию?
А. Исэров: Некоторые. Но когда генерал Шерман под конец войны проводил знаменитый Марш к морю, то рабы поддерживали.
М. Родин: Эта война привела к тому, что рабство было отменено. Как получилось, что в Америке так долго жили пережитки рабовладения?
А. Исэров: По началу было ясно, что только оккупационные силы могут обеспечить порядок. Был принят ряд поправок в конституцию США, которые дают гражданство, право голоса бывшим рабам. Образуют школы, университеты, и на первых выборах эти рабы даже голосуют. Была система приёма штата обратно в союз. Когда штат выполнил определённые критерии, Конгресс голосовал, и штат возвращался в союз на общих основаниях. Это всё завершилось в 1876 г.
Когда в 1876 году из последнего штата вывели войска, то наутро всё вернулось. Даже иногда в более страшной форме. Мы все знаем про Ку-клукс-клан, организации физического подавления, то есть, даже имея право голоса, ты не мог придти к избирательному участку. Ещё и в 60-е гг. ХХ века это было.
М. Родин: Юридически это не было закреплено?
А. Исэров: Было. В разных штатах принимаются законы, которые лишают их прав. Например, «дедушкины поправки»: в том или ином штате правом голоса мог обладать человек, чей дед обладал правом голоса. Очевидно, что если дед был раб, то внук будет без права голоса.
М. Родин: А Север мирился с этим ради нормализации отношений?
А. Исэров: Да. И очень долго. Демократическая партия США вплоть до 60-х гг. была своего рода федерацией северной Демократической партии, партией городов, рабочего класса, мигрантов, социальных, экономических реформ, и Демократической партии Юга, которая была за сегрегацию и дискриминацию. И поэтому Рузвельт не мог ничего сделать на Юге. Только с 1954 г. начинаются настоящие перемены на Юге.
Вы можете стать подписчиком журнала Proshloe и поддержать наши проекты: https://proshloe.com/donate
© 2022 Родина слонов · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено
Добавить комментарий