На днях в Челябинске случилось знаменательное событие – премьера фильма «Аркаим. Колесница времени». В нём рассказывается об уникальном эксперименте Ивана Семьяна и Игоря Чечушкова по реконструкции самой древней колесницы в истории.
Разумеется, мы не могли обойти такое событие стороной.
Михаил Родин отправился в гости к Ивану Семьяну, заведующему лабораторией экспериментальной археологии НОЦ евразийских исследований ЮУрГУ «Археос», чтобы обсудить, как учёные сумели воссоздать колесницу возрастом четыре тысячи лет и какие у них планы на продолжение эксперимента.
Стенограмма эфира программы «Родина слонов» с заведующим Лабораторией экспериментальной археологии НОЦ евразийских исследований ЮУрГУ «Археос» Иваном Андреевичем Семьяном.
Иван Андреевич Семьян – археолог и реконструктор, автор трёх десятков научных публикаций, участник российских и международных научных конференций и один из главных двигателей развития экспериментальной археологии в России. Основной областью его интересов является военное дело эпохи бронзы, в особенности на территории Южного Урала, и шире – эпоха бронзы на Южном Урале в целом. Иван – активный популяризатор науки. Организатор региональных и международных исторических фестивалей. Многократный участник форума «Учёные против мифов» и частый гость программы «Родина слонов».
М. Родин: Когда речь заходит о колесницах, мы в первую очередь представляем себе египетских фараонов и героев Троянской войны. Но на самом деле ещё задолго до этого совершенно другие люди закладывали лихие виражи на этих спорткарах древности совершенно в другом месте земного шара: на Южном Урале. И сейчас учёные и реконструкторы во главе с Иваном Семьяном и Игорем Чечушковым попытались воссоздать то, как выглядели и использовались эти древнейшие в истории колесницы.
Недавно в Челябинске прошла премьера удивительного фильма «Аркаим: колесница времени». Расскажи коротко об этом фильме. Это фильм о вашем проекте реконструкции колесницы.
И. Семьян: Мы давно планировали эксперимент с колесницей. Ещё, по-моему, в 2007 г. с моим другом Владом Журавлёвым и Геннадием Борисовичем Здановичем мы делали первую модель колесницы, которая потом выставлялась в Аркаиме, ездила на выставки. Но она была 1 к 4. И уже тогда появилась идея сделать такую колесницу.
В 2015 г. канал «Культура» снимал сюжет. И мы с нашими друзьями из клуба «Серебряный единорог», которые занимаются лошадьми, воссоздали повозку, повторяющую габариты повозки Бронзового века. Но она была с металлической осью, тележными колёсами, сбитая металлическими деталями. Но всё равно это был великолепный опыт, который подвиг продолжать думать об этой идее.
Мы поддерживаем детский центр «Кия» в Челябинске, проводили там живые уроки, и туда приехала Ирина Николаевна Текслер, первая леди нашей области. Тогда она с нашим губернатором, Алексеем Леонидовичем, только приехала в Челябинск. И мы просто разговорились. Я рассказал о том, что мы хотим построить колесницу, и увидел у неё живой интерес. Она сказала, что это символ. Наследие должно побуждать людей к самоидентификации с регионом. Потом меня к себе позвал Алексей Леонидович, я ему тоже рассказал про наш проект, и он пообещал поддержку.
Когда мы подавали на грант РФФИ, мы не думали, что нас поддержат. Экспериментальная археология, довольно экстравагантный проект. Но нас поддержали, мы выиграли грант РФФИ. Я позвонил Ирине Николаевне, сказал, что мы будем делать эксперимент, снимать на YouTube. Она сказала, что надо снимать качественно, на принципиально новом уровне. И мы смогли найти поддержку. Нас поддержал глава «Южуралзолота» Константин Иванович Струков и канал «Моя планета»
М. Родин: Когда появился канал «Моя планета» появились профессиональные кадры и ресурсы.
И. Семьян: Ещё благодаря тебе мы познакомились с Николаем Табашниковым, главным редактором телеканала «Моя планета». И всё закрутилось. Канал «Моя планета» суперпрофессионально сработал. Они нам не то, что не мешали, а даже помогли более чётко выстроить дневник эксперимента, более чётко обозначить некоторые наши задачи и решиться на некоторые вещи, на которые мы бы, наверное, в первом сезоне не решились. Мы будем и дальше продолжать эксперимент. У нас есть конструктивные решения, которые мы хотим проверять. И мы думали полевые испытания делать во второй год эксперимента. Но, поскольку была ответственность показать возможности колесничного комплекса, мы решились сделать полевые испытания в первом сезоне.
М. Родин: И получился классный фильм. В том числе и потому, что снимал его один из моих самых любимых режиссёров Дмитрий Васильев, с которым, в частности, я снимал фильм про Кузбасс.
И. Семьян: Дмитрию Васильеву и Алёне Быковой огромное уважение. Очень приятно было с ними работать.
М. Родин: Сам по себе проект кажется безумно нереализуемым с точки зрения науки. Как можно реконструировать колёсный транспорт степей Южного Урала, которому больше четырёх тысяч лет? Сохранность не очень хорошая. Что есть в археологии?
И. Семьян: Сохранность материала действительно редко хорошая. Но примеры существуют. В урало-казахстанских степях известно 27 колесничных погребений. Колесница, которую мы реконструировали, сделана по погребальному комплексу Кривое Озеро, который копал Николай Борисович Виноградов. Там колесница сохранилась очень хорошо.
Там сохранились и остатки колёс, и ось. Причём ось сохранилась до такой степени, что видно, как она скреплена в середине: она состоит из двух частей. И часть дышла, площадка, развал перил. Мы в точности не можем сказать, как перила были устроены, но то, что они были – точно прослеживается.
М. Родин: Это контринтуитивная мысль, но колесницы появились в истории человечества раньше, чем всадники. Колесо изобрели ещё раньше то ли на Ближнем Востоке, то ли на Балканах. Но первые колесницы с колёсами со спицами зафиксированы именно в Зауралье в рамках синташтинской археологической культуры. Если вы хотите получше разобраться в истории колесничного транспорта, отсылаю вас к нашим предыдущим программам, которые мы записывали с Иваном Андреевичем Семьяном и Игорем Владимировичем Чечушковым.
И. Семьян: Николай Борисович любезно предоставил нам оригинальные полевые чертежи. Мы их оцифровали и очень много по ним поняли информации: насколько ось выходила из ступицы, какая была колея, какая – ось.
Ещё мы сделали покрышку. В могильнике Сатан в Казахстане сохранилась красная кожаная покрышка. Исследователи долгое время полемизировали: это покрышка или торжественный чехол для погребения.
Когда мы делали колесницу, я очень сильно сомневался, что она будет устойчивая. Я был солидарен с Николаем Борисовичем Виноградовым, что вполне может оказаться, что колесница с такой осью будет переворачиваться.
М. Родин: Она могла быть слишком узкой, меньше полутора метров в ширину.
И. Семьян: Да. Колея – 1,40 м, ось 1,65-1,70 м. Хотя я сторонник того, что вещь должна носить изначально практический смысл, и уже потом – ритуальный, но всё равно сомневался: параметры действительно небольшие.
По поводу покрышек я ошибался на 100%. Я был уверен, что покрышки – это полная ерунда, что любую кожаную покрышку быстро сорвёт.
М. Родин: А она в археологии сохранилась в виде остатков кожи?
И. Семьян: Да. Я полагал, что это чехол. И когда мы сделали первый вариант колесницы и первые полевые выезды, мы не стали делать покрышку. Но увидели, что даже маленький кусочек щебёнки оставляет выбоину в ободе. Обод стачивается, как об крупный абразив, размочаливаются волокна.
И когда наш кожевенник сделал дублёный бычий чепрак, это оказалось просто спасение. Ему не стало ничего. Мы катались всё лето. Я катался по песку, по лесу, в степи, на камни я налетал. Мало того, что покрышка защищает обод, она ещё и держит колесо. Одна из главных проблем колеса – оно полностью органическое. Там нет никаких металлических деталей. Это всё – гнутое дерево, костный клей, и ещё на стыке сухожилиями сматывали. И ничего больше.
Мы за колёса переживали больше всего. Я катался по лесу, по пересечёнке: попадал в яму, потом – в камень. Думал, что сейчас колесо посыпется. Ломалось многое. Колёса не сломались ни разу.
М. Родин: Получается, вы с помощью практического опыта объяснили, зачем нужна была покрышка.
И. Семьян: Да.
М. Родин: У нас есть отпечаток колеса, покрышка, есть ось.
И. Семьян: Есть выносы оси, очертания ступиц, остатки площадки.
М. Родин: Площадка вызывает много вопросов. Она с дыркой посередине, и в неё вставлено дышло. Откуда такая конструкция?
И. Семьян: Мы этого не видим. Это уже наша находка. Нам это показалось технически выгодно. Так удобно крепить дышло. Там небольшое отверстие: сколько мы не катались, оно никак нам не мешало. Нога туда не попадает. Моя нога вообще туда не влазит.
Многие моменты – это наши логические конструктивные решения. Мы хотим больше осваивать гнутьё. Мы хотим сделать полностью гнутое дышло. Можно найти кривое дерево, которое по форме будет подходить. Но я считаю, что они могли гнуть таким образом, чтобы получать детали такого уровня. Мы хотим попробовать гнутые перила. Хотим попробовать сделать и плетёный кузов, плетёную площадку. Разные варианты.
М. Родин: Ты говоришь, что перила тоже остались. Как они выглядели и как соотносятся с тем, что вы сделали?
И. Семьян: Они не выглядят гнутыми. Это довольно прямые завалившиеся жёрдочки.
М. Родин: Сбоку у тебя не было никакой защиты?
И. Семьян: В Казахстане известно 200 колесничных петроглифов. А в Алтае, Монголии, Средней Азии и Казахстане – около 600 петроглифов, где изображены колесницы. Там есть петроглифы, на которых стоит мужчина с поводьями, есть с луками. В основном эти колесницы с одним человеком. Но в то же время он совершенно очевидно едет и стреляет из лука. Все эти колесницы перильные с открытыми корпусами. Хоть мы и сделали шкуру, но, судя по всему, у многих колесниц был открытый перильный корпус.
М. Родин: Что ещё есть в археологии?
И. Семьян: Часто люди думают, что колесница – это только остатки дерева. Нет. Колесничный комплекс – это комплекс. О том, что это колесница, нам говорят колесничные лошади, которые запряжены в эту колесницу. Они есть в археологии. В некоторых комплексах они лежат целиком. И они с псалиями. Псалии – элемент упряжи. Среди исследователей есть какая-то убеждённость, что псалии – это любая упряжь. Мы и ряд исследователей полагаем, что псалии соотносятся с колесницей. Мой коллега Игорь Владимирович Чечушков, который всю жизнь занимается реконструкцией псалий, упряжи, темой колесниц, всю жизнь ездит на упряжке, сделал сотни часов сработанности на псалиях и сравнил с археологическим материалом. И смог установить, сколько часов ездили на этих псалиях.
Хронологический приоритет южноуральских колесниц на сегодня по-настоящему не оспаривается. Есть большая серия дат, более ранних дат просто нет. Например, очень мной уважаемый Станислав Аркадьевич Григорьев, который занимается и Синташтой, и Ближним Востоком, считает, что колесничный комплекс должен был появиться в центрах цивилизации, что только государство с мощным производством могло создать такое военно-техническое средство. Но он признаёт, что в Анатолии, в Сирии пока нет таких древних псалиев, лошадей. Дальше он приводит свои объяснения, что хронология Синташты с Ближним Востоком не синхронизируется, что ещё не нашли. Ведёт полемику со своими инструментами. Но такого, чтобы кто-то не признавал эти самые ранние даты, нет.
Но об интерпретации ведутся очень жаркие споры. Для чего эти колесницы: они ритуальные, статусные, или на них сражались?
М. Родин: Почему псалии – это конкретно про колесницы?
И. Семьян: Псалии в эту эпоху – не универсальная упряжь. Эти псалии в принципе самые ранние. Они появляются вместе с колесничным комплексом, как его часть.
Псалии актуальны только для быстрого манёвра. Ни для чего больше он не нужен. Лошадью можно управлять с помощью недоуздков. Никаких псалиев не нужно. Мы это протестировали.
М. Родин: Т.е. более мягким образом воздействуя на её морду.
И. Семьян: Да. Лошадь всё понимает, но реагирует медленно. Реагирует потому, что ты поворачиваешь её голову. Когда ты сидишь верхом, ты помогаешь себе ногами, тянешь корпусом. Ты прикладываешь значительное усилие и лошади понятно, что ты делаешь. А когда ты стоишь на колеснице с двухметровыми поводьями, лошадь реагирует не очень быстро. Но если вы используете такую повозку с транспортной целью, тем более в степи, этого достаточно.
Я уж не говорю о том, что такое колесо не имеет смысла ни для чего, кроме военного или спортивного применения: цельное колесо прочнее, груз на нём возить лучше.
Мы сделали реплики псалиев, воссоздали всю систему упряжи. Недоуздки оказались сильно менее эффективны, чем псалии. За счёт шипов, которые нажимают на щёки лошади, можно очень резко поворачивать. Достаточно было нажать пальцем на поднатянутый повод, и лошадь уже чувствовала сигнал.
Мы сравнили псалии с современной упряжью. Современная упряжь, конечно, эффективнее. Но разница между недоуздками и псалиями колоссальная, а между современной упряжью и древними псалиями – не слишком большая.
Но к псалиям лошадей надо приучать. Конный клуб с воинственным названием «Добрая лошадка» выделил нам смелых коней: Самурая и Янтаря, и мы их приучали. Поначалу они боялись колесницы. Их очень раздражали псалии. Они прямо бесились, не могли понять, что мы от них хотим. Лошади устают от этих втыкающихся шипов.
Т.е. если у тебя угоняют скот и тебе надо догнать мерзавцев, которые это делают, маневрировать между бегущими коровами и стрелять из лука, то это имеет большое значение. Но если ты выезжаешь просто так, чтобы покрасоваться красными покрышками, то тебе псалии, в принципе, не нужны.
Поэтому наш эксперимент в части псалиев – это очень важный аргумент в копилку военно-состязательной интерпретации, какого-то использования, которое требовало быстрого манёвра.
М. Родин: Наверняка будут критики и у самого фильма, и у эксперимента. Я уверен, что ты знаешь, что они будут критиковать, и я уверен, что ты понимаешь, что с этим ещё надо работать. Что ещё нужно исследовать и какие следующие этапы эксперимента?
И. Семьян: Что касается тех экспериментальных алгоритмов, которые мы отрабатывали, я думаю, что к ним вряд ли можно придумать много вопросов: там всё очень обосновано и доказательно.
Но пока мы не смогли охватить всех аспектов колесничного комплекса. И планы по работе есть. Например, мы хотим узнать, насколько далеко колесница может перемещаться. Китайские исследователи считают, что раннекитайские князья-ваны заимствовали у степняков патрулирование территорий на колесницах. Мы хотим проверить, насколько этот условный, по терминологии Игоря Чечушкова, «шериф бронзового века» мог патрулировать территорию на колеснице. Мы хотим выстроить методику, по которой будем проверять износостойкость.
Мы уже многие моменты поняли. Например, в греческих источниках описывается, что снимали колёса, чистили после езды стык оси и ступицы. Мы этого не делали. И когда поездили по песку и сняли колесо, там остались следы, как от токарного станка.
Тем для разработки, улучшения конструкции кузова колесницы, испытания колесницы на дальнем расстоянии много. Идёт поиск ответ на вопрос, почему колесница предшествует всадничеству: у нас есть гипотеза и идея, как её проверить. Работы много.
М. Родин: Ты ещё хотел сказать про стрельбу из лука.
И. Семьян: Колесницы небольших размеров, и эта колесница из Кривого Озера – одна из самых маленьких.
В ней теоретически может размещаться двое: возница и воин. Мы это делали: Игорь управлял, а я довольно успешно стрелял из лука. Это возможно. Но на петроглифических изображениях мы видим одного воина с луком, который и скачет, и стреляет. Мы хотим понять, как, и попробовать это сделать.
Мы хотим добиться полностью аутентичного изготовления колесницы. Мы делали аутентично некоторые моменты: псалии вырезали вручную, ступицы вырубались стамесками. Но мы хотим полностью аутентично воссоздать технологию.
Мы потратили 250 часов чистого рабочего времени без учёта заготовки материалов. По нашим расчётам, 4-6 человек должны были трудиться в течение полутора лет, чтобы создать такой комплекс, учитывая заготовку материала и работу. А это очень близко к показателям, которые получил великий французский экспериментатор Спрюит, который делал кельтскую колесницу. Таким образом, мы хотим продолжать измерять трудозатраты. Много работы и с упряжью, нужны разные тесты. Но принципиально схема работает, и мы будем стараться продолжать.
Вы можете стать подписчиком журнала Proshloe и поддержать наши проекты: https://proshloe.com/donate
© 2022 Родина слонов · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено
Добавить комментарий