Когда начался и когда закончился геноцид индейцев? Во сколько голландцам обошёлся Манхэттен? Что скрывалось за программами по «планированию семьи» в 70-х годах XX века, которые внедрялись среди коренных жителей США?
Шокирующие подробности и юридические тонкости геноцида индейцев Северной Америки рассказывает кандидат культурологии, доцент Московского педагогического государственного университета Оксана Евгеньевна Данчевская.
Михаил Родин: В гостях у нас кандидат культурологии, доцент Московского педагогического государственного университета Оксана Евгеньевна Данчевская. В прошлой программе с Александром Сафроновым мы обсудили, что собой представляли цивилизации индейцев до прихода европейцев. Сегодня будем говорить об этой истории начиная с прихода европейцев.
Оксана Данчевская: Изначально индейцы встретили их мирно и дружелюбно, и даже помогали. Европейцы на тот момент не интересовались культурами индейцев. Нельзя было говорить о том, что дикари могут иметь какую-то цивилизацию. Поэтому была активная попытка обратить в христианство, цивилизовать до уровня европейцев.
Михаил Родин: Как складывались отношения на первоначальных этапах?
Оксана Данчевская: На территории США существовал так называемый договорный период, который продолжался примерно век – с конца XVII до начала XIX вв. В первую очередь это касалось, конечно, земель. Но на самом деле, все 367 договоров, которые были заключены, были нарушены. В XX в. индейцы начали бороться, чтобы вернуть эти договорные права.
Политика создания резерваций официально пошла с 1830 г., когда стали переселять индейцев за реку Миссисипи и специально выделили им Оклахому, так называемую индейскую территорию, но были случаи создания подобия резерваций и раньше.
В 1831 г. племя чероки обратилось в Верховный суд США с требованием оставить их на своей территории. Конституция закрепляла отношения с индейскими племенами как правительство с правительством. Соответственно, они должны были быть неприкосновенны, как и их территории. Верховный судья Джон Маршалл постановил, что индейские племена имеют независимый статус, право на самоуправление, их нельзя сгонять с их территорий. Но никто не посмотрел на это решение, их все равно согнали.
Печально известное событие «Тропа слез»: в 1838-1839 гг. племя чероки насильно согнали с их территорий и стали переселять. Был очень тяжелый переход зимой, четверть всего племени погибла.
Другой вариант – взаимодействие с миссионерами. Были миссионеры, которые старались активно насаждать христианство. Другие пытались, наоборот, найти общий язык, понять индейскую культуру. Наверное, частично благодаря таким миссионерам мы сегодня и имеем столько синкретических культов, когда христианство и традиционные верования перемешиваются.
Индеец Секвойя разработал алфавит чероки, который с 1825 г. был принят племенем. Буквально вскоре после того грамотность чероки превзошла грамотность евроамериканцев на тот момент.
Михаил Родин: Но если у чероки возник алфавит, должен быть какой-то корпус литературы, записанные мифы.
Оксана Данчевская: Индейцы записывали. Но мифология – устное творчество. У них всегда существовали сказители, они пользовались особым уважением в племени.
Большой корпус мифов записан миссионерами. Но проблема в том, что миссионеры не всегда знали индейские языки, а индейцы на тот момент не особо знали английский. Соответственно, есть возможность искажения информации, неправильного понимания, добавления миссионерами чего-то от себя.
С конца XIX в. с индейцами работают этнографы. Уже некоторые индейцы высказываются, что они устали от того, что их постоянно изучают как музейный экспонат.
Михаил Родин: Мы можем выделить основные этапы взаимоотношений европейцев с индейцами?
Оксана Данчевская: Если выделять эти периоды, то, наверное, в самые первые десятилетия это огромное количество эпидемий и болезней среди индейских племен. У индейцев не было иммунитета к европейским заболеваниям: оспа, корь, холера, грипп. Основные волны этих эпидемий пришлись на конец XVIII – начало XIX вв.
Михаил Родин: Был период эпидемий. К началу XIX в. как обстоят дела у индейцев восточной части Соединенных Штатов?
Оксана Данчевская: На начало XIX в. американцы уже понимают, что надо юридически оформлять отношения насчет земли. И помимо договоров выходит Акт о переселении индейцев в 1830 г.
Михаил Родин: А индейские войны были до или после?
Оксана Данчевская: Индейские войны проходили начиная с середины XVII до XIX вв. Их было много, они были разбросаны по территориям, некоторые племена неоднократно воевали.
Михаил Родин: Это был осознанный геноцид?
Оксана Данчевская: Сложный вопрос. Геноцид, конечно же, был, тем не менее, я бы не стала утверждать, что именно целенаправленный. Скорее, была целенаправленная ассимиляция, которая шла вплоть до XX в.
Михаил Родин: Был договорной этап. А как вообще в юридическом смысле можно закрепить эти отношения? Это же не отношения между государством и государством. С другой стороны, это не взаимоотношения между государством и его гражданами. Они же не считались гражданами Соединенных Штатов?
Оксана Данчевская: Нет, не считались. Гражданство индейцы в США получили только в 1924 г. Но, как я сказала, в конституции говорилось, что отношения с племенами – как правительства с правительством. То есть могут быть подписаны договоры.
Эти договоры подписывались, но там было много тонкостей. Американцы иногда фактически обманывали индейцев. Хорошо известный факт, что Манхеттен был куплен за сумму, равную 24 долларам в эквиваленте стеклянных бус и красной материи.
Я не уверена, что индейцы всегда понимали, что они собственно подписывают.
Михаил Родин: Что они продали эту территорию?
Оксана Данчевская: Да. Потому что земля для них всегда была священна. Не как у европейцев, что это просто ресурсы. А это сама душа, часть жизни, которые, естественно, продавать нельзя.
Михаил Родин: Может быть, с этим и связаны войны, что они продали, а потом, не понимая, что они продали, пытались выгнать обратно европейцев?
Оксана Данчевская: Войны были еще и с другим связаны. Была «золотая лихорадка» в середине XIX в., и часть золота находилась на индейских территориях. Например, священная территория, называемая «Черные холмы», где были серьезные битвы, индейцы не хотели туда пускать американцев. То же самое в Калифорнии.
И еще важный момент – истребление бизонов. Для равнинных племен это всё было – и одежда, и жилище, и священные предметы для церемоний, и, конечно же, пища.
Михаил Родин: То есть напрямую индейцы не уничтожались, но когда у тебя нет средств к существованию, то жить сложновато.
Оксана, расскажите насколько процессы отъема и покупки земли были юридически грамотно совершены?
Оксана Данчевская: С точки зрения американского законодательства они, конечно, были грамотно составлены. В частности что касается земли, пожалуй, самый важный законопроект – это Акт Дауэса или же Акт о всеобщем распределении земли 1887 г.
Фактически индейцы раньше всем племенем владели территорией. Какая идея была у американцев? Это еще один из способов ассимилировать, цивилизовать. Если индейцы станут заниматься сельским хозяйством, то, во-первых, у них не будет времени на всякую ерунду типа церемоний, а с другой стороны, они приобщатся к благородному труду и будут ассимилироваться. Это была попытка истребить племя как институт, поскольку каждая семья должна была отдельно заниматься сельским хозяйством.
В результате каждой семье выделили небольшой участок земли. Вся лишняя территория автоматически отходила государству. С другой стороны, эти наделы вообще далеко не всегда были пригодны для земледелия. И в течение 25 лет они не имели права продавать эти участки. И когда участок наследовался, он и так был небольшой, а в индейских семьях было традиционно много детей, каждому доставался совсем малюсенький кусочек. В результате всего за два года 20% территории, которая на начало этого акта у индейцев имелась, просто у них исчезла. Не говоря уже о других всевозможных переселениях в резервации, договорах и прочем.
Михаил Родин: Еще с юридической точки зрения интересный вопрос. Вот я убил индейца. Меня вообще накажут за это?
Оксана Данчевская: Смотря когда вы его убили. В определенный период это не только поощрялось, но даже вознаграждения за это давались. Есть совершенно шокирующие сведения, как в 1650-е гг. после очередного военного конфликта в нынешний Нью-Йорк, тогда Новый Амстердам, голландцы привезли 80 отрубленных голов индейцев и играли ими в футбол на улицах города. А в 1711 г. правительство Вирджинии само выделило определенную сумму на истребление всех индейцев, причем независимо, друзья это или враги.
Стереотип, что индейцы снимают скальпы. На самом деле этим и европейцы занимались, переняли у индейцев. Даже были расценки. Можно было на этом деньги заработать.
Михаил Родин: Получается, реально относились к индейцам как к животным. Но, наверное, нельзя говорить о звериной натуре поселенцев, потому что это стандартная ситуация, когда сталкивается народ, который себя считает цивилизованным, с народом, про который он считает, что вообще даже непонятно, они то ли животные, то ли люди.
Оксана Данчевская: Кстати, интересный момент касается резерваций и договоров. Сейчас есть федерально признанные племена, которые имеют государственную поддержку и юридические статусы. А есть федерально не признанные. Единственный способ быть федерально признанным – что с этим племенем был заключен договор или же они засветились в каких-то сводках или еще в чем-то. А были племена, которые довольно изолированно жили и не имели прямых контактов с евроамериканцами. Получается, что их вроде как и нет. И в данный момент некоторые из них продолжают бороться за федеральное признание.
Начиная с 1870 г. стали заниматься индейским образованием. Политика образования индейских детей велась достаточно агрессивно. Были сначала школы в резервациях, но в резервациях не так хорошо работала ассимиляция, там были рядом родители и все традиции, культура. Потом эти школы вынесли за территории резерваций, только на каникулы приезжали дети. Благодаря идее Ричарда Генри Пратта создались школы-интернаты, в которые фактически силой увозили детей, отбирали из семей. И в этих школах их обучали всему европейскому, то есть языку, Библии и основным наукам.
Любые проявления своей культуры не поощрялись. Запрещалось на родных языках говорить, одевали в европейскую одежду и обстригали коротко волосы, что, кстати, для индейцев большое оскорбление. Многие дети просто не выдерживали. Кто мог, сбегал, очень многие умирали и от физических лишений, и от моральных.
Детей отправляли на какой-то период пожить в семьи американцев, чтобы почувствовали вкус американской жизни. Идея была в том, что после обучения в школе они выйдут уже полноценными американцами.
Что получилось? Что дети, конечно, полностью не переняли всю американскую культуру. Но поскольку они долгий период были в отрыве от своего племени, от своих корней, то оказались меж двух миров. В индейской литературе второй половины XX в. это очень важная тема, потому что это психологически очень большая трагедия для индейцев оказалась.
В 1928 г. вышел так называемый Доклад Мериам. По заказу правительства была проанализирована политика в отношении индейцев. И доклад ее всю раскритиковал, доказал полную несостоятельность. В 1934 г. выходит Акт о реорганизации индейцев: попытки дать демократию племенам.
Михаил Родин: В резервации они могли жить как хотели? Как-то вмешивались в жизнь индейцев в резервациях?
Оксана Данчевская: Вмешивались постоянно. Существовали индейские агенты, которые посылались в резервации. Эти люди отвечали непосредственно за управление индейцами. Потому что считалось, что они нецивилизованные, не могут сами собой управлять.
Только уже после акта 1934 г. была предпринята попытка дать племенам хотя бы ограниченное самоуправление. Часто раньше какие-то вещи делались вроде бы во благо индейцев, но на самом деле им самим это не нужно было, поэтому это тоже не работало.
Даже Бюро по делам индейцев обвиняли в том, что и средства расходуются непонятно куда, и штат раздувается искусственно. А самое главное – что эффекта очень мало. Только в XX в. индейцы получили возможность посылать своих представителей в администрацию. Тогда уже пошло какое-то взаимодействие и появились положительные сдвиги.
Михаил Родин: Мы говорим про культурную ассимиляцию, про административное вмешательство. Какие еще способы воздействия на индейцев были в XIX и начале XX вв.?
Оксана Данчевская: Были очень страшные вещи. Причем совсем недавно.
Например, в 1970-х гг. была практика стерилизации индейских женщин. Это было на волне борьбы против бедности. А поскольку в индейских семьях всегда было много детей, считалось, что они не могут всех их прокормить. Какое решение было предложено? Стерилизовать индейских женщин.
Если бы это было по их желанию, это, может быть, нормально бы прошло. Они не понимали, им не разъяснялись последствия. Спустя время после этой процедуры многие хотели иметь детей, но не понимали, что не могут.
С 1970 по 1976 гг. 50% всех индейских женщин детородного возраста были стерилизованы. Все могут представить себе, насколько это огромный удар не просто по населению, но и по традиционному укладу жизни. И психологический удар, конечно. Потому что материнство – это одна из главных ролей женщины вообще.
Уже в начале XX в. был введен Код религиозных преступлений, который фактически запрещал всё, что касалось практики традиционных религий. Запрещались церемонии, запрещались шаманы, даже любые предметы нельзя было хранить. Вплоть до тюрьмы.
Фактически этот Код религиозных преступлений был отменен только в 1978 г., когда вышел Акт о свободе вероисповедания американских индейцев. И то не до конца, потому что много ограничений еще присутствовало. И только в 1994 г. индейцам вернули возможность практиковать свои верования.
Фактически с середины XX в. было много предпринято как американским правительством, так и самими индейцами, всевозможных попыток политического активизма, и законопроектов много вышло в поддержку и в помощь. И на сегодняшний день тоже есть проблемы, но постепенно они решаются.
Сейчас в плюс в том, что резервации, племена имеют возможность управлять сами собой. Некоторые резервации, как самая большая на нынешний момент в США резервация Навахо, добиваются очень больших результатов – и экономических, и юридических.
Например, одна из проблем резерваций – что на индейских землях находится много природных ресурсов, включая нефть, уголь, уран и пр. В той же резервации Навахо урановые рудники, добыча в которых очень пагубно сказывалась на населении, не говоря уже о земле, воздухе, воде. Вот они добились, запретили это. И сейчас много таких дел по всей Америке.
Михаил Родин: Хотя бы в середине XX в. можно было еще найти тех индейцев, которые настоящие, а не лубочные не для туристов напоказ одеваются? Такие культуры сохранились?
Оксана Данчевская: Сохранились, но немного. Очень мало чистокровных индейцев осталось, большинство все-таки от смешанных браков. Даже свой родной язык на данный момент всего 27% коренного населения знает. Но это огромный прогресс, потому что 15 лет назад было 9%. Так что сейчас мы можем быть свидетелями возрождения и культуры, и языка.
Михаил Родин: Что происходит сейчас? Как они вообще живут? Живут в резервациях на дотации?
Оксана Данчевская: Это тоже стереотип насчет дотаций и резерваций. По последней переписи населения, в резервациях проживает только 22% индейского населения, а 71% – в городах. И даже среди тех, кто проживает в резервации, растет процент индейцев, которые получают высшее образование, даже степени и потом возвращаются в резервации, чтобы их поднимать. Это и врачи, и инженеры… Хотя они знают, что там будут гораздо меньше денег получать и не добьются таких высот, как в городах.
Михаил Родин: Но это уже не индейское общество.
Оксана Данчевская: Почему? Это те же самые индейцы.
Игорный бизнес считается традиционно индейским, хотя далеко не все племена этим занимаются.
Сейчас процветает всевозможный индейский бизнес. Это в первую очередь всевозможные изделия ремесел, ювелирные изделия, они пользуются большой популярностью.
Всевозможные курорты устраивают, где есть возможность. Так что на самом деле сейчас потихонечку идет возрождение.
Михаил Родин: Но самое главное, они себя считают индейцами и пытаются возродить свою культуру.
Вы можете стать подписчиком журнала Proshloe и поддержать наши проекты: https://proshloe.com/donate
© 2022 Родина слонов · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено
Добавить комментарий