Какой высоты были «пирамиды» на территории современных США? Как были устроены многотысячные города американских земледельцев? Почему мы так мало знаем об индейских цивилизациях, существовавших до прихода европейцев?
О жителях Северной Америки, про которых не прочитаешь у Фенимора Купера, рассказывает кандидат исторических наук, доцент кафедры истории Древнего мира исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Александр Сафронов.
Михаил Родин: В гостях у нас кандидат исторических наук, доцент кафедры истории древнего мира МГУ Александр Владимирович Сафронов. Мы будем говорить про североамериканских индейцев. Как выглядели их цивилизации к приходу европейцев?
Александр Сафронов: В Северной Америке издревле практиковали земледелие, медную металлургию, производили высококачественную керамику. Существовали протогородские поселения с каменными домами, даже многоэтажные. Это были высокоразвитые общества, которые стояли в шаге от создания государственности. Появление европейцев во многом оборвало это естественное развитие.
Михаил Родин: Почему только последние 70-100 лет начали появляться новые данные об этих цивилизациях?
Александр Сафронов: Североамериканскими индейцами до XIX в. интересовались очень мало. В конце XIX в. огромный вклад в изучение индейцев сделал Льюис Генри Морган. Это первый профессиональный этнограф, с которого началось научное изучение обществ Северной Америки.
В XX в. началось не только этнографическое, но и археологическое изучение. И после начала археологических работ стал вскрываться огромный пласт древнего прошлого американского континента.
Михаил Родин: Когда по современным данным появились люди на Северо-Американском континенте?
Александр Сафронов: Самая распространенная точка зрения – появление человека на территории Северо-Американского континента в районе 25-20 тыс. лет до н.э. В период оледенения между Чукоткой и Аляской образовался перешеек «Берингия». По этому перешейку двинулись с Азиатского континента на Американский стада мамонтов и других крупных животных. Вслед за ними шли охотники.
Еще одна точка зрения: человек, возможно, переселился на Южно-Американский континент из Полинезии. Полинезийцы были великолепные мореплаватели, освоили архипелаги южной части Тихого океана. Возможно, часть полинезийцев добралась до побережья Южной Америки.
Первые четко датированные стоянки на востоке США относятся к периоду 15-14 тыс. лет до н.э. Примерно с середины XIII тыс. до н.э. в нижнем течении Миссисипи появляется культура Кловис. Это первая культура, которая имеет четко выраженный ареал, большое количество находок, стоянок. Все докловисские находки – это эпизодические стоянки, которые разбросаны на западном побережье США, и не могут быть объединены в четкую ареальную зону. Кловис – не единая культура, это ареал распространения охотников на крупных животных, в первую очередь на мамонта. Мамонт – это не только ценный мех, но и мясо, на котором группа охотников из 50 человек могла жить в течение двух месяцев, может, даже больше.
Охотились на мамонта группами. Для того чтобы убить его, нужно было специальное оружие – метательное копье с вытянутым ланцетовидным наконечником.
Ареал кловисских наконечников в Нижней Миссисипи существует примерно до IX тыс. до н.э. После этого там мамонтов, видимо, истребляют, переходят на охоту на других крупных животных, например бизонов. А остатки мамонтов находятся на территории современной Мексики, где на них охотятся вплоть до VII тыс. до н.э. И вслед за распространением охотников на мамонтов распространяется и наконечник типа Кловис.
Развитие Северо-Американского континента шло неравномерно. Не везде были условия для создания высокоразвитых культур, для появления земледелия. Например, на севере – побережье Аляски, таежная зона Канады –земледельческие культуры сложиться вряд ли могли. Там население занималось охотой, морским промыслом, охотой на крупного зверя.
Зато в центральной части современных Соединенных Штатов, это обширный бассейн Миссисипи, как раз сложились все условия. Возможно, что катализатором для появления земледелия стало создание на территории современной Мексики мезоамериканской цивилизации. Примерно в VII тыс. до н.э. там появляется земледелие. К югу от Мехико обнаружены очаги земледелия кукурузы, которые датируются где-то серединой VII тыс. до н.э.
В Америке основой земледелия в первую очередь являлась доместикация кукурузы. Привычных нам злаковых там не существовало. Основными культурами были кукуруза, фасоль, тыква.
Земледелие на Северо-Американском континенте появляется, наверное, на рубеже II-I тыс. до н.э. К этому времени относятся первые оседлые поселения в бассейне Миссисипи. Стоянка Поверти-Пойнт – поселение, в центре которого была сакральная площадка, святилище, и вокруг четкими концентрическими кругами – жилища.
В I тыс. до н.э. – I тыс. н.э. развиваются земледельческие культуры c высокой степенью социальной организации. В I тыс. до н.э. это культура Адена в бассейне реки Огайо. Ей на смену в I тыс. н.э. приходит культура Хоупвелл. Это территория современных восточных штатов США, бассейны рек Огайо и частично Миссисипи. Это культуры занимались земледелием, строили крупные сооружения из земли, так называемые маунды.
Во II тыс. до н.э. в центральной части Северной Америки распространяются изделия из меди. В районе озер Мичиган и Верхнее в это время формируется так называемая культура древней меди. Это первый очаг металлургии на территории Северо-Американского континента. Там были найдены источники меди, в основном болотная медь. Начинают изготавливать различные предметы из меди. Ритуальные предметы, украшения распространяются практически по всему бассейну Миссисипи.
На базе культуры Хоупвелл где-то в IX в. формируется так называемая миссисипская культурная общность. Это огромный ареал, который охватывал практически всё среднее и нижнее течение Миссисипи, бассейны рек Теннеси, Огайо, Миссури отчасти. Население концентрировалось вокруг крупных поселений, протогородов, занималось вокруг них земледелием, вся территория была связана едиными экономическими связями.
Вся эта огромная территория по размерам вроде Западной Европы связана воедино, в первую очередь речной системой, путем, по которому могли перевозиться товары, передаваться культурные традиции. Носители этих культурных традиций населяли долины рек, где удобно было проводить коммуникацию, заниматься земледелием.
Где-то в районе X-XI вв. н.э. появляется крупный протогородской центр, который мы знаем как археологический памятник Кахокия. Это очень крупное поселение, от 10 до 20 тыс. человек. Это размер нормального европейского города того времени. Центральная часть этого города была окружена мощной стеной из лиственничных бревен. А в центре поселения стояло огромное сооружение, так называемый Monk’s Mound высотой 30 метров, по типу мезоамериканских пирамид.
Маунд – это собирательный термин, который обозначает земляную насыпь. Основное назначение североамериканских маундов – это погребальный памятник по принципу кургана. Внутри делался сруб, или настил из бревен, или яма, облицованная бревнами, сверху насыпалась земляная насыпь.
Впоследствии маунды стали использоваться и как культовые сооружения. Многие древние культуры, в том числе мезоамериканская цивилизация, примерно по такому же пути и шли, изначально свои культовые сооружения строили в виде земляных насыпей.
Не обязательно они имели четкую геометрическую прямоугольную форму. Например, так называемый Snake Mound (Змеиный холм). Это фигурное изображение извивающейся змеи длиной около 200 метров. Если посмотреть на него с высоты птичьего полета, это змея, которая заглатывает овальный предмет наподобие яйца. Этот фигурный холм создали носители культуры Вудленда.
Мезоамериканская цивилизация на ранних этапах своего развития примерно то же самое делала. Например, первые ольмекские сооружения, которые нам известны, в Ла-Венте, это конец II тыс. до н.э., – это земляные насыпи, которые являлись ритуальными сооружениями.
Monk’s Mound, помимо того, что был ритуальным сооружением, еще был местом погребения элиты. И вообще все маунды культуры Вудленда – это погребальные памятники и одновременно культовые сооружения. И Кахокия была экономическим и культурным центром обширной общности.
Михаил Родин: А сколько лет существовал этого город?
Александр Сафронов: Наверное, где-то до XIII в., начиная где-то с IX. Развился в протогородской центр. Следующий этап – это создание государства. Но после XIII в. он был опустошен, разрушен.
Михаил Родин: Как было устроено это общество?
Александр Сафронов: Безусловно, это было социально дифференцированное общество. Там наблюдается элита, которая в той же Кахокии населяла территорию поближе к Monk’s Mound, самый центр поселения. Простые общинники заселяли периферию.
Сам протогородской центр (не надо все-таки называть его городом, городу присущи некоторые другие характерные черты) находился в месте слияния Миссури и Миссисипи. Там обширная пойма, эту территорию использовали как сельскохозяйственные угодья. Он обладал, очевидно, обширными экономическими связями в бассейне Миссисипи, потому что изделия мастеров Кахокии мы находим на отдаленной территории, том числе в Нижней Миссисипи, на атлантическом побережье. В это время центральная часть Северо-Американского континента была связана едиными очень тесными культурными и экономическими связями.
Интересно, что XIII в., когда Кахокия приходит в упадок, в ареале, который был ей подчинен, появляются другие похожие по организации политические и экономические центры. Они просуществовали почти до XV в.
Михаил Родин: Почему эта цивилизация пришла в упадок?
Александр Сафронов: Могли быть климатические изменения. Вполне возможно, это нападение варварских племен, не вовлеченных в эту культурную общность. Это в основном кочевые, полукочевые охотники и собиратели, которые населяли территорию Великих равнин к западу от миссисипской цивилизации. Например, археологически подтверждаются следы опустошения в самом центре Кахокии. Стена была сожжена, были разрушения в жилой застройке.
Михаил Родин: Но на этом история не закончилась.
Александр Сафронов: Миссисипская культурная общность развивалась волнообразно, Были периоды расцвета, например, I тыс. до н.э., потом I тыс. н.э., культура Хоупвелл. Затем период упадка, потом опять возвышение миссисипской цивилизации и Кахокии.
XVI в. – как раз тоже период упадка. Вполне возможно, что если бы историческое развитие сохранилось, то затем последовал бы очередной период подъема. Но европейская колонизация на этом поставила крест.
Помимо миссисипской цивилизации существует еще так называемая культура Пуэбло на юго-западе Соединенных Штатов. Это штаты Колорадо, Аризона, Нью-Мексико и северные районы Мексики.
Здесь обширных речных долин не было. Это каньоны с небольшими речками, вдоль которых существовали небольшие сельскохозяйственные угодья. И в этих оазисах (назовем их так), появляются небольшие общества, которые занимаются земледелием, заимствованным из мезоамериканской цивилизации. В I тыс. н.э. здесь развиваются очаги земледелия, которые где-то в VIII-IX вв., превращаются в культурную традицию, которая получила название «пуэбло».
Эта культурная традиция известна нам по другому типу памятников. Это многокомнатные жилые массивы, построенные из камня. Их есть два типа. Один тип относится к индейцам анасази. Это сложные сооружения из камня, которые были сделаны под скальными навесами – естественный защищенный пункт. Земледельческое население, которое окружено враждебным окружением, испытывает потребность в таких укрепленных сооружениях.
Второй тип – это сложные многоуровневые, многоэтажные сооружения, которые построены как единый цельный массив в долине. Типичным примером является поселение в каньоне Чако. Это единый жилой массив, который был построен в виде амфитеатра. Последний уровень достигает, наверное, четырех этажей. И это спускается к центральной полукруглой площади, на которой были сооружены круглые ритуальные площадки, которые именовались «кива». Очевидно, что поселение было заселено несколькими общинными или родовыми группами, каждая из которых имела свое святилище, эту самую киву.
Остатки этого поселения сейчас раскопаны. Оно еще относительно неплохо сохранялось в XIX в.
Михаил Родин: Сколько там людей могло жить?
Александр Сафронов: Скорее всего, несколько сот человек, до тысячи. Он стоял прямо под скалой, и, по-моему, в XVII в. сверху упал кусок скалы и разрушил часть этого жилого комплекса. Но он на тот момент уже практически не был населен. К моменту появления европейцев индейцы анасази, которые являлись основателями этой культурной земледельческой традиции, уже пришли в упадок и покинули свои жилища.
Михаил Родин: С этой же традицией связано сооружение, которое называется Acoma Pueblo? Это город, который вообще на скале стоит, такая европейская крепость.
Александр Сафронов: Да. Такого типа поселений достаточно много. Это фактически отдельные общины, которые селились вдоль каньонов, занимали отдельный участок пригодной для земледелия земли. И они, возможно, были объединены в некое подобие союзов, поддерживали между собой контакты. В случае опасности все укрывались в укрепленном поселении под скальным навесом или в каменном массиве и пережидали опасность. Культурная общность Пуэбло была окружена кочевыми охотниками и собирателями, которые могли нападать на эти поселения и грабить их.
Одними из таких индейцев были навахо. Так вот когда носители культуры Пуэбло покинули свои жилища, на это место пришли навахо, заселили те же самые жилые комплексы (не все, но многие), переняли земледелие. И к моменту появления европейцев эти жилые комплексы были заселены навахо.
Михаил Родин: А пуэбло, которых навахо прогнали, на каком уровне цивилизации находились?
Александр Сафронов: Эти сложные политические образования, объединения общин, именуют вождествами. Возможно, там были центральные общины, которые главенствовали. Соответственно, это общество со сложной социальной стратификацией.
Но существует еще вторая часть культурной традиции Пуэбло, которая находилась к югу. Там два ареала. Один именуется «Хохокам», на границе Мексики и США. И вторая – Могольон, южнее, больше на территории Мексики. И вот на территории Могольон появляется, пожалуй, единственное политическое образование, которое мы можем смело именовать государством.
На территории Мексики есть памятник, который именуется Casas Grandes («Большие дома» или Paquimé), который являлся, очевидно, столицей государства. Именно туда проникает в первую очередь культурная традиция Мезоамерики. Там появляется сложная социально-политическая организация, строятся огромные жилые массивы из камня, которые неплохо сохранились до настоящего времени. И где-то в районе XII в. там появляется государство мезоамериканского типа.
Характерным сооружением мезоамериканской цивилизации является площадка для игры в мяч. Это один из культов, который был свойствен именно Мезоамерике. Такие площадки обнаружены и в Casas Grandes. И южная оконечность ареала Пуэбло, видимо, была вовлечена в это политическое объединение под властью Paquimé.
Михаил Родин: Все-таки я хотел бы вернуться к технологическому вопросу. Когда французы разоряют ирокезские деревни, говорят о том, что у них там большие запасы маиса, которых хватит на несколько лет. Есть тот прибавочный продукт, вокруг которого обычно начинается расслоение, начинают возникать государство, торговля и т.д. У тлинкитов были огромные запасы рыбы, они умели ее перерабатывать. У них было рабство, выделилась дружина, даже купцы появились. Но почему они не перешли в железный век и даже до бронзы толком не добрались?
Александр Сафронов: Металлургия была распространена в Андах, на севере Колумбии, в Панаме, но не носила превалирующий характер. В основном производство осуществлялось с помощью каменных орудий.
Объединение ирокезов – это сложная социально-политическая организация догосударственного уровня. У ирокезов были укрепленные поселения и существовала конфедерация пяти ирокезских племен. Это типичное вождество. Следующий шаг – появление государственности.
Михаил Родин: Чуть-чуть не успели до прихода европейцев прийти к государственности?
Александр Сафронов: В общем, да. Приход европейцев вызвал изменения в их экономической и социальной структуре. Это сплотило политическое объединение, но в конечном итоге его и разрушило.
Вы можете стать подписчиком журнала Proshloe и поддержать наши проекты: https://proshloe.com/donate
© 2022 Родина слонов · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено
Добавить комментарий