Было ли восстание против Ван Мана проявлением классовой борьбы? Является ли долгий срок правления императоров признаком успеха? И как к власти в Китае пришли евнухи?
Обсуждаем проблемы Восточной Хань с научным сотрудником Отдела Китая Института востоковедения РАН Виктором Викторовичем Башкеевым.
Стенограмма эфира программы «Родина слонов» с научным сотрудником Отдела Китая Института востоковедения РАН Виктором Викторовичем Башкеевым.
М. Родин: Сегодня мы возобновляем наш уникальный цикл про империю Хань. Он уникальный, потому что в российском научно-популярном сообществе и вообще в информационной сфере нет ни одного такого популярного подробного изложения истории империи Хань. Дело в том, что это сейчас только изучается. Многие источники, которые позволяют нам проникнуть в историю этой первой китайской большой регулярной империи, не то, что там Цинь Шихуанди основал и потом это всё тут же развалилось, а нормальной большой империи, которая просуществовала несколько столетий, просто не переведены не то, что на русский язык, а на европейские языки вообще. И соответственно знания оттуда спорадические. Да, у нас есть какая-то общая канва, но мы очень плохо себе представляем, как там развивались события, как там всё было устроено. И мало деталей знаем, хотя бы просто политической истории. И благодаря тому, что у нас в стране есть школа китаеведения, есть люди, которые занимаются этой империей и переводят прямо сейчас эти источники на русский язык (очень часто куски этих источников впервые переводятся на европейский язык), благодаря тому, что у нас есть Виктор Викторович Башкеев, мы можем впервые в научно-популярном эфире рассказывать про эту империю.
Мы говорим о том, что империя Хань делилась на два периода. Это плюс-минус ровесница Римской империи, Римской республики. Она существовала примерно 200 лет до н.э. и примерно 200 лет после н.э. И как раз на рубеже эр у них случился большой династический кризис, пришёл к власти Ван Ман. В последней программе Марк Юрьевич Ульянов рассказал, как Ван Ман пришёл к власти. И дальше там случился кризис, гражданская война, в которой Ван Ман захватил власть. Мы сейчас проскакиваем этот эпизод, потому что это совсем отдельная история, и говорим о том, как возродилась эта империя Хань. Первый период называется по столице Западная Хань, второй период, который мы сейчас начинаем освещать, называется Восточная Хань.
Я думаю, стоит начать с конца правления Ван Мана. Что же случилось? он ведь долго шёл к власти. Казалось бы, её прочно захватил. Почему ему не удалось её удержать?
В. Башкеев: Да, дело в том, что путь к власти был очень длительным, и в результате того, что он оказался на вершине, ему необходимо было эту власть удерживать. И одним из инструментов её удержания были реформы, им предпринятые. Массовые реформы в различных сферах общественной жизни, вплоть до финансовой, фискальной, и так далее. Но так получилось, что в 11 г. н.э., в разгар его правления, происходит уникальное событие для его правления: Хуанхэ меняет русло. Это провоцирует массовый голод. Подобного рода катаклизмы сказались и на сакральном авторитете императора, потому что это очевидный знак мироздания, который указывает на нечто неверное с его стороны. Это было воспринято именно так, что очень сильно осложнило его положение экономически и идеологически. Плюс в 13 г. умирает его покровительница императрица Юань хоу, которая, в общем-то, стояла за всей этой борьбой за власть. Ей было 84 года, и она фактически олицетворяла весь путь рода Ван к власти. Её смерть сказывается на авторитете и на том, насколько крепко Ван Ман стоял на ногах.
И тут мы вспоминаем, что не смотря на то, что род Ван захватил власть, он обошёлся с императорским родом Лю очень гуманно. Никто не был уничтожен. И тут же на политическую арену вернулись члены рода Лю, отодвинутые от императорского престола. И уже начиная с 14 г. начинаются открытые вооружённые мятежи под патронажем рода Лю, очень сильно разросшегося, распространённого практически по всей стране. Несколько лет при этом ещё идёт голод.
Т.е. ситуация очень жёсткая. Ван Ман находится у власти, но при этом против него уже идёт открытая политическая борьба, причём не абы кого, а потомков бывших императоров, у которых он отобрал трон. И одновременно ещё экономика подводит.
В результате в последние годы его правления начинается вооружённая борьба. Формируется целый ряд парамилитарных образований, самые известные из которых – это красные брови, или краснобровые. Красные – потому что они декларировали восстановление власти Хань, а цвет династии Лю был красный.
Эта борьба в итоге привела к тому, что Ван Ман проиграл. Он погиб в бою буквально, можно сказать, у дворца. И дальше началась борьба непосредственно за то, кто будет править страной.
М. Родин: Очень важный момент, что в этой ситуации у него не осталось наследников, и, грубо говоря, его династия пресеклась.
В. Башкеев: В 21 г. он лишился наследника, умирает его последний сын. В то же время умирает ряд внуков, жена. В общем, ничего не осталось. Но он не стал кончать жизнь самоубийством, а попытался дойти до конца. Конец его оказался печальным: он погиб.
М. Родин: И у нас получается ситуация очередного династического кризиса. В этой ситуации, как мне кажется, могли другие сильные рода попытаться побороться за власть. Между кем и кем шла война? Мы очень часто, когда слышим про то же самое восстание краснобровых, постоянно говорим о каких-то крестьянских вождях, о каких-то других силах. Соответственно, я думаю, и другие династии пытались принять участие в разделе власти. Кто с кем боролся?
В. Башкеев: Здесь очень интересный расклад. Вкратце интерес заключается в том, что стержнем этой борьбы явились потомки рода Лю. Причём здесь очень важно напомнить, что в 80-90-е гг. до н.э. произошёл дворцовый переворот, когда к власти внутри рода Лю пришла его боковая ветвь, восставшая против императора и сумевшая выжить в этой борьбе, не смотря на то, что мятеж был подавлен. И прямая линия рода Лю, потомков основателя династии Лю Бана, отошла от власти. Так вот сейчас, в этой новой борьбе, именно прямые потомки Лю Бана были стержнем этой борьбы. Это были потомки императора Цзин-ди, последнего императора, после которого наследование ещё не прерывалось. Потом был император У-ди. И при У-ди произошёл этот дворцовый переворот со всеми вытекающими боковыми ветвями Лю. И именно стержневая ветвь, которая шла от Цзин-ди, была основой борьбы с Ван Маном.
Но поскольку времени прошло много, род очень сильно разросся, он был очень дисперсный. И внутри этого рода было много разных интересантов, которые пытались участвовать в этой борьбе. Поэтому очень многие группировки, подобные краснобровым, их там было несколько, вдохновлялись в том числе членами рода Лю. И в том числе императором был объявлен некий Лю Сюань, имевший титул Гэнши-ди, т.е. «император, который заново начинает династию», если буквально переводить. Это тоже был представитель первой ветви рода Лю. Но он же потом будет бороться с ещё одним представителем этого же рода. Т.е. получается уже внутриродовая борьба разных группировок за управление страной.
М. Родин: То есть другим родам вмешаться не дали. Там уже сами Лю настолько большие, у них столько претендентов, что никто больше не нужен.
В. Башкеев: Фактически да. Единственный род, который пытался участвовать в этой борьбе, был род Гунсунь. Это тоже очень большой древний авторитетный род, имевший историю ещё до Хань. Но так получилось, что их вытеснили в современную Сычуань. Т.е. в царство Шу. Это примерно как у нас Сибирь. Там можно попытаться основать свои государства, но на борьбу в столице это не окажет решающего действия. Потому что Сычуань – это «перевёрнутая Сибирь». Она находится на западе Китая, близка к Тибету, к Цинхаю и не является центральным регионом для Китая. В этих местах была попытка захватить власть, но она не имела решающего влияния на столичную борьбу.
М. Родин: А если говорить о других политических силах, кто-то принимал участие в этой борьбе? Когда мы рассматриваем с марксистской точки зрения, естественно там хочется найти классовую борьбу.
В. Башкеев: Когда советская наука описывала этот период, конечно же, это был самый ключевой, любимый период с точки зрения т.н. крестьянских войн. Потому что классическая теория изучения Востока заключалась в том, что каждая новая династия являлась выразителем борьбы народа за власть. Т.е. народ перестаёт терпеть голод и лишения в конце очередной династии, свергает её, возводит на трон какого-нибудь своего представителя и начинается новая династия. Это породило теорию цикличности китайской истории, что каждый раз экономические циклы приводят к тому, что каждая новая династия загибается в конце концов из-за своей неэффективности, приходит крестьянское восстание, свергает старую знать, приводит новую знать, и часто новая знать возникает из крестьян, как нам говорил такой подход.
Но на самом деле здесь всё гораздо сложнее. Естественно, массовый голод не мог не повлиять на настроения народа. Незнатный народ участвовал в этой борьбе. Но мы точно знаем, что все эти группировки, которые могли собирать народные движения, так или иначе возглавлялись представителями имперской знати. Поэтому тут очень сложно сказать, что это была какая-то третья сила. Скорее это была инерция социальной реакции на социального кризис, которая была подхвачена представителями знатных родов, в основном рода Лю, распространённого по стране.
Здесь важно понимать, что в Китае в принципе привычное нам разделение на классы, безусловно, было, но оно было немного иным. Здесь мы говорим о земледельцах и землевладельцах в некоем одном лице. То есть китайская система сословий – это воины ши, землевладельцы нун, ремесленники гун и торговцы шан.
Среди этих четырёх делений земледельцы – самое большое, самое важное, потому что оно определяет жизнь страны. И в их число включаются и землевладельцы, грубо говоря, феодалы и знать, потому что все имперские рода тоже имеют свои земли. Поэтому получается, что эта огромная группа земледельцев и землевладельцев по сути для китайцев не отделяется одна от другой. Лендлорд обладает целым рядом гостей, подчинённых и простых крестьян, которые фактически создают его военную мощь в том числе. И эта вся история может быть представлена простым народом нун, который работает на земле. Считается, что это выглядит так.
Поэтому они отделяют не по экономическому положению, как привыкли мы, а по роду занятий. А по роду занятий вы можете быть учёным мужем, и в то же время сидеть на земле, и вам ничто не мешает относиться к обеим «кастам». Вы можете при этом заниматься на досуге торговлей и ремеслом, но тогда это порицается, потому что вы не пашете землю, не обеспечиваете благосостояние страны. При этом вы занимаетесь коммерцией, условно говоря. Но это не мешает вам быть одним и тем же человеком, или хотя бы участвовать в этих процессах, будучи знатным, богатым, как это называется в Китае, «сильным домом», т.е. сильным родом.
Это всё сращивается в клубок, и борьба происходит не между сословиями, стратами, а между конгломератами, так скажем, сильных домов, или корпораций, как хотите их назовите.
М. Родин: Между более вертикальными структурами, а не горизонтальными слоями.
В. Башкеев: Да. Конечно, народ там присутствовал, но не являлся движущей силой.
М. Родин: В предыдущий период, я так понимаю, было ещё две интересные большие силы, которые были задействованы. Это местная элита и чиновничество разного уровня. В этой борьбе какое принимали участие те и другие?
В. Башкеев: Это очень сильно проявится дальше, когда Восточная Хань придёт к власти. Но в момент гражданской войны мы пока не можем точно сказать, какой род стоял за каким формированием. Это просто нужно ещё изучать. Поэтому пока я не могу на этот вопрос ответить. Но в дальнейшем, когда уже воцарится Гуанъу-ди, мы будем наблюдать в течение всего периода борьбу разных родов, разных группировок и разных регионов. Это будет одной из важнейших составляющих всего периода.
М. Родин: Начальный период – это борьба внутри династии Лю за престол Восточной Хань. И там всё заканчивается тем, что Гуанъу-ди приходит к власти. Что происходит дальше? Можем ли мы сказать, что с этого момента начинается принципиально иной период в истории Хань? Или это чисто механически разделённое правление одной династии?
В. Башкеев: Хороший вопрос. Почему мы так мало знаем про Восточную Хань, причём не только с позиции отечественной науки, но и с позиций даже представления её в китайской действительности она менее популярна всегда, чем западная? Происходит это потому, что это очень сложный период, он делится на три больших периода. И ни один из них не является репрезентативно «прекрасным». Тут не видно динамики развития страны в лучшую сторону. Потому что первый период гражданской войны – 23-29 гг., после того, как уже Гуанъу-ди берёт под контроль страну и начинает единое правление, мы видим четыре больших правления, после которых начинаются кризисы, и уже никакого стабильного поступательного движения мы не наблюдаем в течение всех этих двухсот лет. Видна тенденция к ослаблению страны и к постепенному её приходу к дальнейшему полицентризму.
Этот важный период безусловно начался в том смысле, что Гуанъу-ди заложил инерцию до 105-106 гг. Т.е. где-то 70 лет страна развивалась более-менее поступательно. И, наверное, именно этим годам мы обязаны историческими источниками, по которым мы изучаем Западную Хань. «Ханьшу» было написано в эти годы. Это, наверное, самое главное наследие Восточной Хань, которое она оставила потомкам. Дальше ситуация осложняется. Начинается перемежание придворных кризисов, которые в конечном итоге привели к развалу страны.
Поэтому с какой стороны посмотреть. С одной стороны, сумели собрать страну, это историческое событие, инерция Гуанъу-ди протянула 70 с лишним лет. С другой стороны, дальше начинается другой, постепенно центробежный процесс, который в итоге приводит к Троецарствию. Про Троецарствие слышали практически все, и роман читали многие, а ещё известная игрушка вышла. И когда опрашиваешь некитаистов, всегда спрашивают про Троецарствие. Хотя, конечно, с точки зрения важности для Китая Троецарствие – это следствие тех процессов, которые заложены были в конце Западной и в середине Восточной Хань.
Если говорить о важности Восточной Хань, то, конечно, она заложила в себе Троецарствие, все процессы, которые закончились, наверное, уже в Средневековье при Тан, когда мы получили новый Китай, который узнали уже во всём мире. Восточная Хань заложила вектор развала Китая на ближайшую почти тысячу лет. И только лишь через тысячу лет он стал снова великой страной: Сун, Тан. Потом пришли монголы и опять всё завертелось заново. Но проблемы, заложенные или проявленные в Восточной Хань, привели к тысячелетнему изменению вектора развития Китая. В этом смысле период был важен.
Но для самой Восточной Хань Гуанъу-ди важен тем, что заложил инерцию первых четырёх правлений, которые создали исторические источники, видение имперской истории Западной Хань, благодаря которым мы можем её изучать.
М. Родин: Первое, что я замечаю, когда смотрю на историю Хань, это то, что в отличие от предыдущего периода у нас есть 14 императоров, и среди них коротких правлений не так много. Там их всего пять. Но девять императоров правили очень долго. 13 лет – это самый маленький срок. Большая часть правила больше 20-ти. Сам Гуанъу-ди 33 года правил. Почему так случилось? Это говорит о какой-то политической устойчивости?
В. Башкеев: Период первых четырёх императоров – безусловно да. Дальше, когда они начинают перемежаться краткими и сверхкраткими правлениями, которых было в целом мало, но длительные отделялись краткими, это уже маркеры нарастающего кризиса управления. Когда после первых четырёх императоры правили долго, они во многом были ширмой, за которой боролись разные неимператорские рода. Это, в общем-то, и привело потом к усилению евнухов. А усиление евнухов – это самый главный маркер Восточной Хань. Про китайских евнухов, наверное, знают все. Вот влиятельные евнухи и всякие интриги начались в этот период, когда человек, отвечающий за гарем, оказался более важным и влиятельным, чем сам император. Это, конечно же, показывает, что женские родственники являются главным полигоном борьбы за власть.
М. Родин: То есть так же, как в предыдущий период, очень часто длительное правление императора не значит его уверенную власть. Часто он просто марионетка в чужих руках.
В. Башкеев: Да. Есть все шансы, что после него бахнет кризис. И мы подробнее скажем потом, что сверхдлительное правление – бац, краткое, сверхдлительное-краткое-краткое-сверхдлительное-краткое. А краткое правление означает, что это уже точно кризис борьбы за власть. И когда они так перемежаются, мы видим, что борьба очень плотная, и она внутри дворца идёт.
М. Родин: Но дольше всех правил первый представитель возрождённой династии Лю: Гуанъу-ди. За счёт чего ему удалось удержаться у власти? На кого он опирался?
В. Башкеев: Он был гениальным правителем, самым великим в Восточной Хань, на мой взгляд. Потому что он сумел победить в борьбе за власть на поле боя, удержать её административно. Это уникальное умение. Я подозреваю, что он смотрел на своих предков, на того же самого Лю Бана, учитывал его ошибки.
М. Родин: Как раз при нём, я так понимаю, «Ханьшу» и начали писать.
В. Башкеев: Да.
М. Родин: Это основной источник по Западной Хань.
Какие меры Гуанъу-ди предпринял, чтобы укрепить свою власть и власть всей династии?
В. Башкеев: Мы не сказали о том, какие источники лежат в основе наших знаний. Это уже не «Ханьшу», а «Хоу Ханьшу», т.е. «История Поздней Хань». Написана уже позже Восточной Хань, в Средние века, историком Фань Е. Это тоже накладывает некоторые особенности на наши знания, потому что средневековое историописание отличается от поздней древности.
Гуанъу-ди, придя к власти, победил оставшихся претендентов на престол, это заняло примерно 11 лет с 26 по 37 примерно год. В том числе там было противодействие со сторону Гунсунь Шу, который находился в Сычуани. Всё это с военной точки зрения было решено. Это уже указывает на его хорошую власть в эти годы.
Дальше он начинает реанимировать как сакральную сферу, так и, в общем-то, административную. В сакральной сфере было очень важно восстановить статус основателя династии Лю Бана. Поэтому было восстановлено поклонение императорам Западной Хань с акцентом на Лю Бане. Это то, что было прервано. Фактически с точки зрения традиционных китайцев это означало, что династии можно сказать что нет. Теперь она была восстановлена. Сам Гуанъу-ди регулярно посещал их погребения, совершал религиозные церемонии. Таким образом империя вернулась в нормальную сакральную жизнь. Это очень важно, учитывая, что император – это как верховный жрец.
Параллельно с этим начинается длительный процесс, который приведёт к развалу страны, когда к власти приходят другие знатные рода, имеющие свои интересы. В 26 г. он породнился со знатным семейством Го, которое было очень влиятельным. За счёт него фактически под его власть попала вся Великая равнина, самая главная плодородная земля, откуда Китай берёт еду.
Параллельно с этим, ещё продолжая войны, он начинает административные реформы для того, чтобы управлять страной более-менее эффективно. Сокращается число уездов, которое было при Ван Мане очень сильно увеличено. Ван Ман ввёл это с целью «разделяй и властвуй», чтобы понизить их влияние. Здесь наоборот нужно было всё это укрупнить. Также ликвидировали военных губернаторов, чтобы вернуть всё к изначальной ханьской системе, когда прежде всего сыновья императора наделялись личными владениями. По сути, это тот же самый механизм, который был использован Лю Баном в начале Западной Хань.
Теперь же, зная, что нельзя давать своим родственникам усиливаться слишком сильно, к ним приставлялся специальный советник, чиновник по сути. И значительную часть доходов они должны были направлять в казну. Т.е. это был синтез аристократического и чиновничьего аппарата управления.
М. Родин: То есть система по укреплению административной власти и чиновничьего аппарата всё-таки имела какую-то общую тенденцию, и здесь она продолжилась, да?
В. Башкеев: Да. Это, по сути, единственный инструмент, который был в руках у императоров того времени, как управлять огромной страной. Она была действительно огромная. Речь шла практически про весь современный Китай за исключением Тибета и Синьцзяна. Эту территорию как-то надо держать под контролем, а инфраструктура, сами понимаете, была хорошая, но не современная. Нужно было как-то иметь в виду, кто там сидит и что там происходит. Найти инструмент взаимодействия с этими территориями было очень важно. И он был найден в виде с одной стороны надельных владений, с другой – административного контроля над ними.
М. Родин: То у нас есть политика, когда они укрепились за счёт того, что они ещё и породнились с ещё одним важным родом. У нас есть административная сфера: новое, более крупное деление, причём ко всем ванам, представителям рода приставлены чиновники. У нас есть экономика, которую, я так понимаю, тоже немножко подзакрутили, улучшили собираемость налогов. Что ещё?
В. Башкеев: Внешняя политика. Уже в 40-е годы I века сильный полководец Ма Юань, который тоже потом сыграет роль, включает в состав империи почти всю территорию современного северного Вьетнама. На северной границе на Китай всегда влияют сюнну. С ними тоже произведены были манипуляции, и в результате войны сюнну вынуждены были разделиться на северных и южных. И южные сюнну стали по сути буферным государством, защищающим от степи. Это тоже очень важное достижение внешней политики.
Это и есть основные достижения Гуанъу-ди. В 57 г. он уже скончался. Ему было 62 года. Но важно, что он в 43 г. назначил своим наследником своего сына, будущего Мин-ди, который всё это время был при управлении, набрался опыта, и, когда стал императором, сумел удержать страну в нужном состоянии.
М. Родин: Насколько я понимаю, если говорить в целом про Восточную Хань, про весь этот период можно говорить о сильном влиянии Китая в международной политике. В том числе с западным миром в этот момент, насколько я понимаю, установились прочные и регулярные отношения.
В. Башкеев: Да. В том числе буддизм проникает на территорию страны.
Страна действительно осознала себя, как часть большого мира, и контакты стали регулярными и, можно сказать, обыденными. Параллельно с этим уже в китайскую ойкумену включаются тибетцы, не как часть Китая, но как контактный пограничный народ, с которым приходится иметь дело.
Поэтому здесь для Китая внешняя политика становится важным инструментом самоосознания, и часто инструментом внутренней политики. В частности Мин-ди, вступая на престол в возрасте 39 лет, правит с 58 по 75 г. н.э., проводит активную внешнюю политику. Что указывает на то, что, скорее всего, при дворе всё было более-менее спокойно. Но в результате всего этого влияние обретает военачальник Ма Юань, который осуществляет эту внешнеполитическую борьбу. Это приводит к его влиянию при дворе. И младшая дочь этого военачальника становится супругой Мин-ди, иначе говоря, включается в прямую политическую борьбу при дворе. И эти родственники из линии рода Ма станут одними из главных фигур этой придворной борьбы и в дальнейшее время.
В 64 г. происходит знакомство с буддизмом. Буддизм принимает правитель южного царства Чу, и создаётся Монастырь Белой Лошади, Баймасы. О нём известно с этого времени, и в него всегда всех водят в Лояне, показывая, что это первый монастырь. До сих пор это место, привлекательное для всех туристов. Он находится у западных ворот столицы Лоян, т.е. восточной столицы, и считается, что с этого момента Китай знаком с буддизмом. Хотя, конечно, решающее значение к буддизму придёт уже в Средние века. Но начиная с I в. н.э. мы знаем, что к буддизму в Китае впервые прикоснулись.
Параллельно с этим Мин-ди потихонечку начинает работать с экономикой уже серьёзно. Он увеличивает площади крестьянских полей. Как я это называю, «китайские колхозы». Чтобы эффективнее обрабатывать большие земли и использовать большие ресурсы для обслуживания оросительных каналов, просто увеличивается сама площадь земли. И это говорит о том, что инфраструктура позволяет это сделать. Т.е. страна управляема в том числе экономически, она позволяет себе укрупнять аграрные территории, обрабатываемые поля. Это в том числе показатель силы центральной власти, на мой взгляд. Но подпускание военачальников к власти ни к чему хорошему не приводит.
М. Родин: Знакомая нам по Западной Хань ситуация.
В. Башкеев: Именно так. Там был род Вэй, здесь род Ма. И вот они стремятся к власти. При императоре Чжан-ди (76-88 гг.) эта борьба усиливается. Положение родственников императрицы Ма упрочняется. Её братья получают высокие титулы. И в 78 г. императрицей становится девушка из близкого им рода Доу, земляков рода Ма. Этот род тоже существовал тучу лет. Он ещё при Вэнь-ди участвовал в борьбе, женой Вэнь-ди была императрица Доу. Этот род тоже не из табакерки вылез. Это некий пул родов, которые рано или поздно вновь оказываются у двора, потому что откуда-нибудь брать в гарем дочерей не будут. Берут из устоявшихся знатных родов, которые достойны того, чтобы к ним пришли на осмотр дочерей.
В итоге род Доу включается в политическую борьбу на стороне рода Ма. Но когда императрица Ма умирает в 78 г., братья императрицы Доу начинают выдавливать представителей рода Ма из большой политики при дворе.
На фоне всего этого внешняя политика является выпусканием пара. Империя начинает продвигаться на запад, опять в современный Синьцзян. Но далеко они не пошли, и в 78 г. войска были отозваны, потому что расходы очень большие были на это. Но частично гарнизоны закрепились. В Кашгаре современном. И Бань Чао, известный, назовём его, миссионер, начинает сам уже покорять Западный край, просто путешествуя там. И находится там до 91 г., составляя доклад о подчинении государства Куча. Он собирает десятитысячную армию вокруг себя, и громит ряд небольших государств на западе, после чего происходят восстания. В общем, это яркий пример того, как Китай взаимодействует с Западным краем в течение всего последующего времени вплоть до XVII в., когда будет покорён уже Синьцзян, и вплоть до сегодняшнего времени, когда Синьцзян управляется, как некая далёкая от центра территория. Это тоже всё началось в то время, и модели эти никуда не девались до нашего времени.
В то же время в 79 г. происходит известнейшая дискуссия Бо ху тун, т.е. дискуссия в Зале белого тигра. Это философский диспут по вопросу, куда зашло конфуцианство к этому моменту, что вообще сумели познать учёные мужи этого времени и где они находятся. Первая интеллектуальная подводящая итог развитию дискуссия.
Параллельно с этим политическая борьба никуда не девается. Род Доу выходит победителем в этой придворной борьбе. В 89 г. император Чжан-ди умирает. Императрица Доу была бездетной, но она сумела взять ребёнка от другой наложницы и возвела на престол своего якобы сына в возрасте девяти лет. Его звали Лю Чжао, титул у него был Хэ-ди. Это фактически первый пример, когда император является не субъектом борьбы, а скорее ширмой. Род Доу по прежнему силён. Доу Сянь, брат императрицы, занимает пост главнокомандующего, пытается влезать в аппарат управления, следить за северными границами. В общем, активно участвует в политической жизни.
В 90-е гг. его войска наносят крупные поражения сюнну, выдавливая их в Центральную Азию фактически. Это историческое для Китая явление: первый раз Китай выдавил сюнну со своих границ к востоку настолько далеко.
В это время, когда Доу Сянь уходит от двора далеко, его родственники, видимо, теряют военное прикрытие и слабеют. Власть семьи Доу оказывается под угрозой. В это время раскрывается подлог, что Хэ-ди – это сын наложницы. И на этом фоне лидерство при дворе впервые берут евнухи. 89 г., 92-й даже – это исторический год, когда евнухи впервые появляются на арене. И фактически это переломный для Восточной Хань момент, когда вместо знатных императоров главными становятся евнухи, главным становится гарем.
Тут начинается запутанная, длительная и большая борьба группировок. По факту императрицей становится жена из рода Дэн. Т.е. род Доу потихоньку оттесняется и уже новый род попадает под влиянием евнухов в политическую борьбу. Император умирает очень рано, в возрасте 26 лет, и род Дэн возводит на престол малолетнего императора Шан-ди, который правит меньше года, всего четыре месяца. И фактически является несчастной марионеткой при дворе.
М. Родин: Но тем не менее правление Хэ-ди нужно обозначить. Потому что внешне оно выглядит как длительное и успешное, он 17 лет правит, с 89 по 105 гг. Но мы видим, что всё его правление – это не стабильное правление рода Лю. А у нас сначала есть один род Доу, который правит при малолетнем императоре, потом они в силу определённых причин теряют военную власть и к власти приходит группировка евнухов, потом другой род приходит к власти через его жену. В итоге начинается очень быстрая смена разных императоров.
Давайте пробежимся по второй, смутной части истории Восточной Хань.
В. Башкеев: Я буквально озвучу сроки правления и титулы, а уже подробно мы разберёмся, когда дойдём до этого по ходу.
Дальше правит Ань-ди (106-125 гг.). Это поворотное правление, с которого начинается чересполосица. Там превалирует род Дэн. Дальше идёт сверхкраткое буферное правление Шао-ди, это седьмой император. Восьмой император Шунь-ди (125-144 гг.), но здесь уже евнухи играют решающую роль, и он является прикрытием их власти. В 144 г. они возводят на престол подростка Чжи-ди с титулом Чун-ди, он правит меньше года. Затем наступает одиннадцатое правление Хуань-ди, уже длительное, 23 года. Но в то же время там по сути правит человек с фамилией Лян, некий аналог Хо Гуана, которого мы помним по Западной Хань. Он проправит несколько правлений, по сути будучи реальным правителем страны. Следующий император – Лин-ди (168-189 гг.), 12-й по счёту. Длительное правление, но уже политический кризис нарастает, начинаются массовые аресты среди чиновников. Т.е. борьба перерастает пределы дворца и идёт вплоть до экономического кризиса. В 170 г. неурожай, и начинаются те самые голодные бунты, которые давали нам право говорить о народных восстаниях. В 184 г. происходит знаменитое выступление «Жёлтых повязок». Это как раз проявление того, как политический кризис выходит из дворца и становится экономическим по сути. И Чжан-ди, лидер этого восстания, является просто инструментом в руках той или иной группировки евнухов. В результате всего этого приводится к власти император Шао-ди, опять же сверхкраткое правление в 189 г., четыре месяца на престоле, и постоянная уже жёсткая вооружённая борьба между различными группировками евнухов и военных. В конечном итоге на престол возводится император Сянь-ди в возрасте девяти лет, и находится там 32 года. Но уже коллапс центральной власти происходит полностью. Это последнее правление Восточной Хань, и там фактически уже гражданская война идёт. Мы приходим к повтору того, что случилось в начале Восточной Хань: ряд группировок борется между собой за обладание властью. Об этом периоде надо уже говорить в контексте Троецарствия. Но по сути дела всё заканчивается тем, что власть приходит в руки влиятельного военачальника Цао Цао, его сыну Цао Пи передают императорскую печать. И считается, что таким образом царство Вэй, которое возглавляет Цао Пи, является правопреемником царства Хань, и как бы это уже не Троецарствие, а царство Вэй, которое главное. А остальные два царства пытались его победить.
Вот так всё выглядит вкратце. Как мы видим, после середины Восточной Хань основной сюжет – это постоянная борьба группировок внутри двора, а сами императоры слабеют.
М. Родин: Можем ли мы сказать, что в этом смысле вся империя Хань постоянно наступает на одни и те же грабли? Потому что мы видим два процесса: с одной стороны у нас есть постепенное усиление административного аппарата и выстраивание централизованной власти, а с другой стороны у нас есть вечная причина для проблем: гарем императора, где вылезают на авансцену всё новые и новые знатные рода, которые борются за власть.
В. Башкеев: Я возьму на себя смелость сказать, что Китай наступает на эти грабли всю свою историю. Просто сначала это гарем, потом это другие каналы власти. Но мы всегда имеем в виду противостояние центра и богатой периферии. Периферия, южная в основном, фактически продвигает в столицу своих агентов влияния, и они потом пытаются взять уже политическую власть в свои руки. Это магистральный процесс всего Китая, который помогает нам его понять. Так что да, изучение группировок – это важнейшая часть изучения всего Китая.
М. Родин: Тут важный момент, что не всегда гарем является поставщиком и социальным лифтом для этих родов. В разные периоды по-разному.
В. Башкеев: Да, в Средневековье будет несколько иначе. Но эта идея регионализма является важнейшей идеей во всей истории Китая.
Вы можете стать подписчиком журнала Proshloe и поддержать наши проекты: https://proshloe.com/donate
© 2022 Родина слонов · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено
Добавить комментарий