Из каких частей состояли удельные владения Джучиевых потомков? Какой был «выход» с Руси? Какая иерархия существовала между ханом, беком, беклербеком?
О нюансах политической структуры, системы управления и особенностях экономики Золотой Орды рассказывает Вадим Винцерович Трепавлов, доктор исторических наук, руководитель Центра истории России и межэтнических отношений Института российской истории РАН.
Стенограмма эфира программы «Родина слонов» с руководителем центра истории России и межэтнических отношений Института российской истории РАН Вадимом Винцеровичем Трепавловым.
Михаил Родин: Вадим Винцерович, что такое татаро-монгольское иго?
Вадим Трепавлов: Понятие «иго» возникло в духовной среде, среди авторов летописных сочинений. Они естественно сопоставляли монгольское нашествие с библейскими аналогиями, с бедствиями народа израилевого, перечисленными в Библии. И этим полулегендарным событиям уподобляли монгольское завоевание.
В среде православных интеллектуалов возникло убеждение, что Господь карает христиан, находили причины для божественного гнева. Это бесконечные свары князей, наведение половцев и т.д. Русская земля тогда фактически распалась, и на это ослабленное междоусобицами пространство обрушились завоеватели, установилось татаро-монгольское иго.
Что это такое? В основном, две позиции: выплата дани и выдача ярлыков, своеобразных «лицензий» на княжение. Ни один из этих двух компонентов не может считаться показателем какого-то чрезмерно униженного положения русской земли.
Русь составляла часть Монгольской империи. Первоначально чиновники, налогообложение, система коммуникаций (ямская почтовая сеть) – всё регулировалось из Каракорума.
А когда империя распалась, Золотая Орда, ее осколок, унаследовала владычество над русскими землями. Северо-Восточная Русь входила в состав Золотой Орды на автономных условиях.
Михаил Родин: Мы не будем затрагивать само монгольское завоевание; это трагедия, на несколько веков отразившаяся на истории Руси. Мы будем говорить о времени, когда мы сосуществовали с Золотой Ордой и существовали внутри нее. Как она в принципе была устроена, что это было за государство?
Вадим Трепавлов: Существует два своеобразных полюса в понимании этого государства. Если посмотрим труды археологов, многих историков, повышенное внимание оказывается городскому компоненту Золотой Орды. Складывается впечатление, что это была высокоразвитая городская цивилизация с высокой мусульманской культурой, с рафинированными интеллектуалами, и т.д. Всё это было, да.
С другой стороны, общее мнение (в последнее время оно, правда, размывается), что Золотая Орда – это стихия кочевников. На самом деле, там было и то и другое. Очень сложная по устройству империя включала разные уклады. Но большинство, сотни тысяч – конечно, кочевое население.
И устроено это государство, разумеется, в основном по кочевым канонам. Золотая Орда делилась на две половины, крыла. Там правили династии двух сыновей Джучи, старшего сына Чингис-хана, умершего еще при жизни отца. Батыя, Бату, все знают. Это правитель западной части Золотой Орды, правого крыла. Ханы-потомки его старшего брата, Орду, правили в нынешнем Казахстане. Это было левое крыло, восточная часть Золотой Орды. Русские земли, разумеется, имели контакты с правым крылом.
Далее по нисходящей деление шло на тумены – округа, которые выставляют в случае мобилизации 10000 боеспособных мужчин. Тумены делились на тысячи, сотни и десятки.
После первых в русской истории переписей населения, которые монголы провели на Руси в середине XIII в., податное русское население тоже было разбито на тысячи, сотни и десятки. Похоже, в основном тысячниками, сотниками и тем более десятниками были русские люди, а не монголы и тюрки.
Михаил Родин: Эта система была едина на всей территории?
Вадим Трепавлов: Да. Это было установлено основателем Монгольской империи Чингис-ханом. И его потомки во всех улусах, то есть удельных ханствах Монгольской империи соблюдали этот принцип. Армия, управление и налогообложение были устроены по этому принципу. И на Руси, и в Иране, и в Китае и в самой Монголии и т.д.
Условно Золотую Орду можно разделить на два мира, которые сосуществуют. Это мир кочевников, Великая степь. А есть старые центры городской цивилизации: Хорезм, Русь, Волжская Булгария, Крым. И везде применялась туменная структура.
В отношении оседлого населения тумен – это прежде всего податной округ. Для мобилизации в случае войны прежде всего привлекалось кочевое население.
В степи жестко соблюдался принцип постоянства кочевых передвижений. Кочевая община двигается в определенном пространстве. Если все начнут ходить, куда им вздумается, нарушится налогообложение и порядок мобилизации. Темник, начальник тумена, отвечает за то, чтобы все мужчины были на месте, платили подати и быстро могли собраться в случае войны.
Михаил Родин: Как была устроена система налогообложения?
Вадим Трепавлов: Кочевники отдавали часть скотоводческой продукции.
Насчет оседлых подданных, русских и не только, монголы взяли на вооружение старый, идеально отработанный опыт мусульманской государственности. Еще в Арабском халифате был налог харадж. Это обычно десятина. «Харадж» в переводе «выход». И русские так буквально и перевели: «царёв выход», то есть ханская дань.
Существуют многочисленные подсчеты того, насколько тяжелым для экономики было выплачивание ордынской дани. Но ведь вековая практика налогообложения не позволяет обессилить налогоплательщиков.
Другое дело, что были экстренные поборы, опять же, в случае войны. Затем, содержание послов с большими свитами, которые являлись в русские города. Это сначала наши князья приезжали в Орду за ярлыками. Потом зачастую ханские послы ездили в столицы княжеств, чтобы там собрать народ и объявить очередную волю хана и зачитать ярлык о назначении очередного князя.
Михаил Родин: Это экстренные налоги. А 10% – это немного. Мы сейчас 13% подоходного налога платим.
Десятина была одинакова для всех: для крымских городов, Средней Азии, Ирана?
Вадим Трепавлов: Приблизительно одинакова для оседлого населения. А для кочевников другие нормы были, зависящие от числа приплода скота, шерсти и т.д.
Михаил Родин: А в столице Золотой Орды население несло те же самые налоговые тяготы?
Вадим Трепавлов: Абсолютно. В статусном отношении русские данники не отличались от жителей Сарая.
Есть в источниках сведения, что город Астрахань, основанный самими ордынцами, он тогда назывался Хаджи-Тархан, платил ежегодно в ханскую казну выход в 60000 алтын. Это в несколько раз больше, чем русские княжества. Богатый торговый город.
Михаил Родин: Если посмотреть на налогообложение, нельзя говорить про иго как про сумасшедшее давление на экономику русских земель.
Сначала баскаки приходили от Орды и собирали дань. Потом система изменилась: с начала XIV в. сами русские князья начали собирать «царёв выход».
Вадим Трепавлов: Кстати, то, что сами русские правители стали собирать подати – это один из аргументов в пользу того, что русские земли были хоть своеобразной, но частью золотоордынской государственности.
Да, действительно, хан Тохта в начале XIV в. передал это право тогдашнему великому князю Владимирскому Михаилу Ярославичу Тверскому. Теперь уже не баскаки, а княжеские дьяки стали разъезжать по землям, селениям и городам. А потом Иван Калита получил от хана Узбека эту прерогативу.
Огромные ресурсы скапливались у русских сборщиков выхода. И они часть этих ресурсов оставляли себе. Это одна из причин, почему Москва в жесточайшей конкуренции смогла получить приоритет перед другими более сильными и богатыми княжествами, прежде всего Тверью.
Михаил Родин: А до этого структура с баскаками как была устроена? Насколько отъем выхода был насильным?
Вадим Трепавлов: Насчет насилия хороший вопрос. Если мы посмотрим на весь период ига, мы не увидим возмущения народа. Мы не увидим восстания против ордынской власти. Были городские восстания против злоупотребления властью, а не против самой власти.
Почему? Это то, с чего мы начали разговор: божья воля разразилась. Русская земля завоевана в результате господнего попущения. Нужно терпеть. И в конце концов ведь дотерпели. Орда потом стала слабеть, Русь усиливаться – божий гнев прошел.
Множество очень важных вопросов пока остается без ответа. В том числе, как была устроена баскаческая организация. В общем-то, она была однотипной для Монгольской империи. «Баскаки» с тюркского – «давители», это перевод монгольского термина «даруга» или «даругачи».
Поскольку русские правители доказали свою лояльность в течении нескольких поколений, ордынское правительство нашло возможность передоверить русским сбор налогов. При этом в ханской канцелярии всегда оставался московский даруга, как бы куратор Московского княжества, рязанский даруга. Насчет тверского даруги мне не встречались сведения, но должен был быть и он.
Михаил Родин: Давайте разберемся титулатурой. Что такое хан, чем хан отличается от бека, кто такой беклербек?
Вадим Трепавлов: До монгольского завоевания царем на Руси называли только византийского императора. А ведь тогда, когда произошло монгольское завоевание, в 30-е гг. XIII в., Византии как государства не существовало. Она была завоевана крестоносцами. И высшим правителем на Руси стал монгольский хан. Вот на него русские перенесли понятие «царь». И это потом тянется во времена, когда уже не стало Золотой Орды.
Михаил Родин: Получается, когда Иван Грозный назвал себя царем, он принял титул из Золотой Орды.
Вадим Трепавлов: В средневековых текстах встречается такая мысль, что до завоевания Казани и Астрахани царей на Руси не было. И одним из показателей, кроме завоевания Казанского и Астраханского ханств (царств), было овладение так называемым «царёвым местом». Это когда русские войска при движении к Астрахани заняли руины Сарая, бывшей столицы Золотой Орды. Это был символический акт. Тогда Иван Васильевич и стал полноценным царём. Только исключительно ордынский источник здесь видеть нельзя. Несомненно, было и византийское влияние.
Что касается беков. В средневековой иерархии князь, тюркский бек, монгольский нойон, персидский эмир – равнозначные понятия. Они стоят на одной иерархической ступени.
В Золотой Орде беклербек (князь князей) – главнокомандующий всех вооруженных сил и глава аристократического сословия беков. Хан считался главой всего народа Орды, а беков возглавлял беклербек.
Михаил Родин: Эти должностные лица: беки, эмиры, князья – получали на территории Орды ярлыки на правление?
Вадим Трепавлов: Да, эта процедура была установлена еще во времена Чингис-хана и пронизывала всю Монгольскую империю. Даже когда эта империя распалась на несколько враждующих государств, всё равно ханы этих государств при вступлении на престол посылали гонцов в столицу (она была перенесена из Монголии в Пекин), чтобы верховный правитель, каган, прислал ярлык.
Михаил Родин: Каган – это как император в Западной Европе?
Вадим Трепавлов: Абсолютная аналогия императору.
Михаил Родин: А наш великий князь давал потом ярлыки князьям?
Вадим Трепавлов: Русь была автономным образованием. Ордынские власти считали, что достаточно дать ярлык великому князю, а дальше он сам разберется. Главное, чтобы с этого великого княжества он собирал выход и отправлял в ордынскую столицу. Если не справится – ярлык передадут другому великому князю.
Грузия в таком же положении была, Малая Азия. Немало было таких территорий.
В первое время после завоеваний, в XIII в., ярлыки, действительно, получали не только великие князья, но и стоящие ниже. Но потом ордынское правительство решило, что легче контактировать с несколькими великими князьями. Причем следили, чтобы те не очень усиливались. Когда увидели, что Калита собрал огромные ресурсы, что Москва стала опасно усиливаться и богатеть, хан Узбек изобрел Суздальско-Нижегородское великое княжение. Отобрал эти земли у Калиты, посадил там князя, дал ему ярлык.
Литва не входила в Золотую Орду. Когда литовцы отвоевали у Золотой Орды земли, всё равно законно владеть этими территориями они могли только на основании ханских ярлыков. Поэтому почти вся территория нынешней Украины управлялась Великим княжеством Литовским по ордынским, а затем крымским ярлыкам.
Михаил Родин: Монгольская империя и Золотая Орда, как ее часть, возникла как кочевое завоевательное государство. Но государство так долго существовать не может. Оно начало видоизменяться и появились новые источники дохода. Откуда деньги появлялись в ханской казне?
Вадим Трепавлов: Монголам при завоевании нужны были не трупы, а налогоплательщики и ополченцы. Ордынское правительство трепетно относилось к спокойствию на торговых путях.
При завоевании монголы много городов разрушили. Но поскольку эти города стояли на старых торговых путях, они были вновь отстроены.
Ценности и жизнеустройство кочевников было приоритетным. И несмотря на то, что города стали расти, духовенства, купечества, ремесленников становилось всё больше, всё-таки высшая знать и ханы сохраняли кочевой образ жизни. Там, где хан останавливался на зимовку, основывались новые города. Фактически на пустом месте. Это столицы: Сарай ал-Махруса, Сарай ал-Джедид. Город Маджары на Северном Кавказе… В итоге в первой половине XIV в. на территории Золотой Орды располагались более сотни городов.
Действительно, есть основания считать Золотую Орду высокоразвитой городской цивилизацией. Но наряду с ней сохранялся огромный кочевой мир.
Михаил Родин: А как они выстраивали отношения с торговцами и с соседними государствами для того, чтобы наладить торговлю?
Вадим Трепавлов: Еще в XIII в. разрешительные грамоты были выданы итальянским купцам. И многолюдные итальянские колонии появились на юге Золотой Орды. Генуэзцы предпочитали Крым, венецианцы обосновались в Азове (тогда он назывался Тана). Это были посредники в торговле между Востоком и Западом.
И, конечно, торговля Золотой Орды находилась прежде всего в руках мусульманских купцов. Хорезм, дотла разоренная при Чингисхане область, ожила и отстроилась. Правда, не в домонгольских масштабах. Рядом был древний богатый Иран.
Но осложнялось дело тем, что внуки Чингисхана, которые правили в Золотой Орде и в Иране, вели очень долгие кровопролитные конфликты из-за Азербайджана. И очень часто торговые связи с монгольским Ираном, улусом Хулагу, прерывались.
Михаил Родин: Давайте говорить о том, какое наследие мы от Золотой Орды получили.
Вадим Трепавлов: Многие тюркские народы, которые живут сейчас на территории РФ, имеют начало в ордынском периоде.
Когда произошло монгольское завоевание, степная территория Восточной Европы была населена половцами. Половецкая знать была монголами истреблена или бежала.
Но основное половецкое население осталось в степях. Когда монголы пришли, было полностью разрушено старое племенное деление. Монголы распределили прежнее тюркское население на десятки, сотни, тысячи, тумены. И уже в этих новых образованиях, созданных в ордынское время, стали формироваться новые общности.
Формировалась новая племенная структура, которая позднее легла в основу многочисленных нынешних народов: казанских, крымских, сибирских татар, и т.д. Затем, казахи, конечно. Они – прямые потомки населения Золотой Орды.
Монголы были, конечно. Это же правящий народ в империи. Ханская семья, ханская гвардия – всё это были исключительно монголы. Мизерная часть из Центральной Азии переместилась в Европу и Поволжье.
Больше их было в Казахстане. Во-первых, ближе к Монголии, во-вторых, эта территория была более комфортабельна в ландшафтном отношении. А здесь в основном сохранялось половецкое население.
Михаил Родин: Как правильно называть: татаро-монгольское иго или монгольское иго? Каково соотношение этих терминов – татары и монголы?
Вадим Трепавлов: Русские современники тех событий, и в мусульманских странах однозначно называли этот появившийся с востока народ татарами. Сами монголы, конечно, называли себя монголами. Но татары – это исконное, идущее еще из глубины веков обозначение жителей Центральной Азии.
Вкратце говоря «монголо-татары» – это искусственное изобретение: в 1829 г. петербургский историк Наумов изобрёл понятие «монголо-татарское иго», которое с тех пор распространено в учебниках. Сейчас новый стандарт единого учебника истории был создан. Там по настоянию татарстанских историков было решено отказаться от термина «иго».
Вы можете стать подписчиком журнала Proshloe и поддержать наши проекты: https://proshloe.com/donate
© 2022 Родина слонов · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено
Добавить комментарий