Зачем скандинавы делали крюк в тысячу километров вместо того, чтобы пройти по Западной Двине? Существуют ли источники о Пути из варяг в греки кроме «Повести временных лет»? И почему этот путь утратил своё значение?
Говорим о Пути из варяг в греки с кандидатом исторических наук, руководителем археологического отряда музея-заповедника «Гнёздово», начальником Управления археологии и специальных работ компании «Энерготранспроект» Василием Васильевичем Новиковым.
Стенограмма эфира программы «Родина слонов» с кандидатом исторических наук, руководителем археологического отряда музея-заповедника «Гнёздово», начальником Управления археологии и специальных работ компании «Энерготранспроект» Василием Васильевичем Новиковым.
М. Родин: Сегодня мы неожиданно будем говорить о Пути из варяг в греки. Почему неожиданно? Потому что наша программа посвящена переднему краю исторической науки, а это, казалось бы, уже давно всем известно. Но я считаю, что время от времени нужно говорить об основах, потому что, во-первых, наука постоянно движется вперёд и мы получаем новые научные данные. Во-вторых, подрастают новые поколения, которые могли просто не слышать того, что нам кажется очевидным. А в-третьих, те люди, которые учились в школе, и, может быть, даже учились хорошо, иногда склонны что-то подзабывать. Сегодня у нас в гостях человек, который прекрасно владеет последними научными данными и в то же время может увлекательно рассказать для неофитов про эту тему.
Совершенно недавно мы говорили про Путь из варяг в арабы. И вдруг выяснилось, что люди, которые иногда пишут мне в комментариях, которые пишут, что не было никакого Пути из варяг в греки – это не единицы. Выясняется, что это такой новый тренд в антинауке. И многие люди утверждают, что этот путь был придуман то ли немцами в XVIII в., то ли это современный историографический конструкт, то ли ещё что-то.
Сегодня мы пройдёмся по аспектам истории Пути из варяг в греки и покажем, что люди, которые так утверждают, или откровенно врут, т.е. берут источник и перевирают его, или настолько сильно заблуждаются, что я это заблуждение сравнил бы с каким-нибудь диагнозом.
Давай начнём с вопроса: что такое Путь из варяг в греки, откуда мы знаем это название и какую роль он сыграл в истории российского государства?
В. Новиков: Начнём с того, что Путь из варяг в греки безусловно был. Для археологов и историков, которые занимаются периодом образования Древнерусского государства, это очень важный образующий путь. Торговых путей было гораздо больше. Путь из варяг в греки – самый знаменитый, и мы его называем становым хребтом образования Древнерусского государства. В центральной части расположен гнёздовский археологический комплекс. Но на самом деле, конечно, это такой становой хребет, на который были нанизаны целые россыпи археологических памятников разного размера, разного периода существования, которые и маркировали этот путь. Потому что именно благодаря этому пути осуществлялась постоянная торговля Скандинавии с Византией через нашу территорию и обратно.
Откуда термин «Путь из варяг в греки и из греков в варяги», если говорить полностью цитату, которая присутствует в «Повести временных лет»? Это фактически единственный письменный источник по нашей раннесредневековой истории, сложный. Он дошёл в переработанном издании, составлялся уже в XI в. и описывает события более ранние. Изначально он вообще не был сопряжён с датами. Даты – это более поздняя вставка.
М. Родин: Тут надо отметить: именно датировка каждого события – это поздняя вставка.
В. Новиков: Совершенно верно. Безусловными в «Повести временных лет» являются даты, которые связаны и подтверждаются перекрёстными источниками. Совершенно некорректно использовать один источник для понимания истории формирования русской государственности и раннего средневекового периода. Все историки и археологи опираются на целый комплекс источников. Это и западноевропейские источники, и византийские источники, которые сопряжены с датами и очень точно хронологически выверены. И даты, которые пересекаются в «Повести временных лет» с датами из византийских, арабских, западноевропейских источников (скандинавских источников в меньшей степени, потому что они – всё-таки поэтическая устная традиция, которая была записана ещё в более позднее время относительно «Повести временных лет» и являются ещё более сложным для анализа источниками), вместе с археологическими данными, полученными независимо от источников историков археологами, в совокупности дают нам право говорить о том, что торговый путь являлся основообразующим, он существовал, у него есть масса косвенных и прямых доказательств.
М. Родин: Это название, «Путь из варяг в греки», это не современная трасса М5, у которой есть вывеска. Это большой комплекс торговых путей и целой речной системы. А это название возникло просто из той самой цитаты из «Повести временных лет».
В. Новиков: Да. Путь, в принципе, описан. Заходим в Волхов, Ладога, Онега, вниз по Днепру спускаемся. Там целая система речных путей. Я не буду хвастать тем, что воспроизведу это всё наизусть. Все, кому это нужно, могут почерпнуть из источника. По Днепру спускаемся вниз, доходим до Киева, вниз – пороги, которые являются настолько серьёзной преградой, что византийский император Константин Багрянородный, который является одним из важных источников для понимания системы торговли в середине Х века, даже упоминает названия этих порогов. Нужно понимать, что и порогов этих было больше. Император упоминает основные, самые сложные, где отдавало свою жизнь очень много скандинавских и нескандинавских путешественников. И их посмертные рунические камни упоминают события с обстоятельствами их смерти: «Ушёл, погиб на порогах», «Ушёл, погиб на торговом восточном пути», «Ушёл, погиб в Гардах при торговле», «Ушёл, дошёл до греков и умер там». Если мы берём за основу, что некий скандинав, торговец, родился на территории Скандинавии, то если поминальный камень, который является базовым источником, упоминает обстоятельства его смерти на пути по востоку и в Византии, то мы понимаем, что каким-то образом он туда попал. И мы можем отталкиваться от этого утверждения: кто-то попал из точки А в точку Б и там умер.
Почему такой крюк? Любой человек, открывая карту, может посмотреть на этот крюк и сказать: а зачем?
М. Родин: Ты имеешь в виду, что есть короткий путь из Балтики в Константинополь через Западную Двину. Через Рижский залив ты входишь в эту систему рек и потом быстро доходишь до Константинополя.
В. Новиков: Быстро – это тоже вопрос. Что значит «быстро»? Можно ещё через Европу попытаться попасть. Вопрос: попадёшь ли? Походы викингов – важный исторический этап. Последний этап перед таким понятием, как Средневековье и средневековый мир. Варварское движение, которое имело место быть – это серьёзный миграционный процесс.
Экспансия викингов везде не одинакова. На территорию Англии они попадали определённым способом за определёнными вещами. Это сопряжено было с военными походами. Много сражений. Образование области датского права, формирование королевства, постоянные войны с англосаксами, и т.д. На побережье Франции они тоже высаживались не с хлебом-солью. И недаром пишут: «Храни нас Бог от ярости норманнов». Даже если ты мирный купец, бэкграунд, которым представлены твои товарищи на европейском пространстве, может не позволить тебе дойти до твоего пункта назначения.
Что представляла собой Русь в этот момент? Это сеть речных путей, где, безусловно, нельзя было пройти посредством корабельной навигации. При условии, что драккары викингов имели небольшую осадку. Это было их основное преимущество, позволявшее им высаживаться практически на любом побережье, но для речных путей этого было недостаточно. И, безусловно (у нас есть и косвенные свидетельства этому, и упоминания письменных источников), они пересаживались. На одних судах доходили, скорее всего, до Старой Ладоги, которая является одним из пунктов, который раньше всего упоминается и в сагах, и в скандинавских источниках. Потом пересаживались на маленькие лодки, которые Константин Багрянородный называет моноксилами, однодревками. Однодревка – это некий ствол дерева, который выдолблен, расщеплен, и на него нарощены борта т.н. клинкерным способом. Борта могут быть разной высоты. Кто-то говорит, что это корабли, хотя это всё-таки не корабли, а лодки. Они имеют разный набор людей: 8-10 человек плюс груз. Везли мех и очень много всего.
До конца речную навигацию того времени мы не можем реконструировать полностью. Понятно, что там были очень сложные моменты. И именно поэтому военной экспансии на территории Руси как таковой не было. Потому что если ты придёшь с войной, с этими лодками в какую-то лесную глушь, где сидят хорошо ориентирующиеся в пространстве люди, они тебя за поворотом обязательно настигнут, и все твои активности в отношении одной-двух деревень закончатся, когда все соберутся вместе и утопят твою лодку. И не важно, сколько у тебя будет сопровождающих. Поэтому конечно существовал какой-то договор, какая-то взаимопомощь. Вероятно они не таскали всё исключительно на себе, платили какую-то проходную монету, оставляли восточное серебро, которое не просто так стало на Руси основной меновой единицей для Средневековья в IX-X вв., пока их не сменили западноевропейские динарии.
М. Родин: Давай разбирать по частям этот путь. Начнём с самой северо-западной точки. Некоторые из людей, которые утверждают, что Пути из варяг в греки не было, утверждают о том, что Нева и западное её устье было непроходимо для кораблей. И приводят в пример проблемы, которые возникли у Петра I, когда ему нужно было там порт организовывать. Но эти люди не понимают, что самые большегрузные скандинавские суда, кнорры они называются, обладали осадкой максимум 2 м.
В. Новиков: А вообще в среднем метр. Поэтому сравнивать осадку петровских кораблей, у которых был многофунтовый железный пушечный обвес, с кораблями, которые были снабжены командой +- 40 человек… Это никак не может идти в сравнение с большими кораблями. Учитывая, что осадка этих даже тяжёлых кораблей позволяла подходить к берегу очень-очень плотно. Это была такая фишка.
М. Родин: У драккаров осадка ещё меньше, чем у торговых судов.
В. Новиков: Ещё меньше: до метра осадка в среднем. Но даже в этом случае они всё-таки пересаживались.
М. Родин: Если мы приходим в Ладогу, в Новгород, у нас нет никаких сомнений. Огромное количество раз упомянуто в скандинавских источниках то, что скандинавы туда ходили именно через Неву. Путь описан. И был даже такой термин: «holmgardsfare», человек, который постоянно ходит.
В. Новиков: Есть рунический камень в Скандинавии, на котором написано, что такой-то был кормчим корабля и умер в Хольмгарде. Т.е. есть привязка к его профессиональным занятиям, к тому, что он там делал. Плюс давайте возьмём новгородские находки. Дерево, которое там сохраняется, даёт прямо ретроспективу прекрасных деревянных деталей судов. Это и уключины, и вёсла, и то, и сё, и более позднего времени корабли. Т.е. там корабельная традиция широка и прекрасно используется.
Более того, я в качестве примера могу привести соймы. Это средневековые суда, которые до сих пор ходят по озеру Ильмень. Они вообще рыбу ловят. У них не очень глубокая осадка. Они тоже там проходят, плавают вполне себе успешно.
А те суда, которые были раньше, более-менее были загружены, у них меньше была осадка, и возили даже не металл: меха.
М. Родин: Есть такая «Книга о взятии земли». Это сага, которая рассказывает про то, как скандинавы пришли в Исландию. А это случилось до 930 г. И там есть такой персонаж: Меховой Бьорн. Почему меховой? Потому что он занимался торговлей с Русью, мехами торговал. И там упомянуто, что он этот самый holmgardsfare, т.е. купец, который туда ходил.
Какие у нас есть археологические данные о том, что скандинавы «переобувались» на входе в речную систему? Наверняка в Ладоге и в Новгороде есть следы этой переоснастки.
В. Новиков: У нас, наверное, нет в чистом виде полных находок кораблей. У нас только детали. Находки в Новгороде и в Ладоге уключин, вёсел, и даже в Гнёздово, в котором найден мокрый слой по исследовании пойменной части, и там тоже найдены уключины, вёсла. И они украшены в ряде случаев орнаментом, некоторые – скандинавским. Найден даже специальный корабельный крепёж для мачт. Однодревки тоже могли снабжаться небольшим парусом. Это свидетельство того, что писал Константин Багрянородный о том, что русы в районе Смоленска формируют флотилии, потом спускаются вниз к Киеву, там пересаживаются на более мощные суда, потому что ниже Киева Днепр более широкий, проходят пороги, и, вероятно, каботажем через море достигают Константинополя. Каботажное плавание – это движение вдоль берега.
Эти свидетельства говорят о том, что эти лодки были небольшого формата. Плюс размерность больших скандинавских судов просто невозможна для рек, особенно с такими крутыми поворотами и в таком обилии. Просто это элементарно тяжело переносить.
М. Родин: Тут я бы хотел вспомнить ещё одну историю, которую «немоглики» рассказывают. Этот опыт экспедиции «Айфур», в которой участвовал Пётр Егорович Сорокин, якобы доказывает, что не могли. На самом деле, могли. Потому что, во-первых, эта экспедиция состоялась. Они прошли весь путь. Причём они умудрились пройти весь путь на одной ладье, на той же самой, на которой они ходили по Балтике и, не пересаживаясь, дошли до юга.
Мы точно знаем по источникам, что по осени приходили в Новгород. Это важно. Им там нужно было перезимовать, потому что зимой собирали меха.
В. Новиков: А весной, как писал император в «Об управлении империей», спускались вниз. Потому что вода поднималась.
М. Родин: Половодье. Но проблема в том, что «Айфур», у которых были проблемы, но они всё равно прошли, стартовали из Новгорода аж 1 июня, когда вода уже спала. И всё равно прошли.
В. Новиков: Более того, об этом не очень часто пишут, но эксперименты по прохождению пути из Скандинавии в Константинополь проводятся достаточно регулярно. Они просто не так широко освещаются. На моей памяти несколько лет назад летом, в июле, группа, назовём их скандинавскими реконструкторами, при нас пришла в Гнёздово речным путём. У них была лодка на 8 человек типа моноксила. Единственный нюанс – у них команда менялась. Не одна и та же команда прошла из пункта А в пункт Б. И нечистота эксперимента была в том, что не всегда на руках они перетаскивали эту лодку. Иногда они пользовались автотранспортом и перевозили. Но эта лодка подъёмная для этой группы людей. И если учесть, что безусловно, скорее всего, на всех этих волоках их встречала группа местных жителей, которые помогали.
М. Родин: А они были заинтересованы, потому что им за это перепадало.
В. Новиков: Да.
Эта история, видимо, и сподвигла какую-то часть скандинавов, торговцев остаться на этом пути, чтобы его обслуживать. Они предложили местным своё оружие, чтобы их «прикрывать» за деньги и обслуживать путь. Мы полагаем, что, например, гнёздовский комплекс, который был в центральной части, сформировал своё богатство именно поэтому. Они обслуживали этот торговый поток. У них оставались мастера, из-за этого разрослось огромное торгово-ремесленное поселение. И так произошло по всему пути. Где-то поселения были маленькие, где-то большие. Но каждый переход по речному пути всегда сопряжён с находкой какого-то небольшого или большого раннесредневекового поселения, в котором можно проследить ранние слои, которые могли быть обслуживающими пунктами, которые помогали двигаться небольшим флотилиям. Это, вероятно, были флотилии, но небольшие, потом собирались в большие по пути в Константинополь.
М. Родин: Несколько лет назад мы снимали фильм «Бастионы России», есть такой цикл, фильм про Судак. И там я в первый раз услышал, что есть люди, которые не верят, что это всё можно преодолеть. И мы поставили эксперимент: взяли судно, похожее по размеру на те, что ходили тогда, и на неподготовленном берегу, с неподготовленными людьми очень легко его вытащили на берег и начали двигать на катках. И скорость у нас была очень приличная: километров 6 в час мы развили. Это вообще не проблема.
Плюс есть ещё важный момент, который упоминают разные «немоглики». Говорят о том, что якобы тогда реки были менее полноводными и климат был суше. Вчера специально позвонил геоморфологу Андрею Валерьевичу Панину и проконсультировался с ним. Он говорит, что это всё чушь. Грубо говоря, климат в то время был примерно такой же, как сейчас. Были примерно такие, как сейчас, малоснежные зимы. Но уровень рек принципиально не отличался. Поэтому в половодье совершенно спокойно по тому же маршруту можно было пройти.
Мы только вскользь упомянули, зачем был нужен этот крюк. Товарищи даже посчитали: лишнюю 1000 километров наматывали: можно было по Западной Двине пройти, а шли через Ладогу и Новгород. Зачем?
В. Новиков: Во-первых, через Двину тоже был небезопасный путь, на мой взгляд. Очень много упоминаний военных акций, которые совершались в этой зоне. Очень много упоминаний, что пришли туда – там умер, там погиб.
Самое главное – это, конечно, сбор товара. Это огромный путь, который позволяет скупить, получить те же самые меха, мёд. Через эту территорию иногда даже коней поставляли. Европейские источники рассказывают, что арабские кони идут через Русь. Не указано, через какой именно путь, скорее всего через пеший, но тем не менее. Этот путь был нужен для того, чтобы собрать тот объём товара, который потом можно было успешно поторговать в Византии, в центре ойкумены тогдашнего мира.
Какие у нас ещё есть свидетельства переустройству судов, использованию лодок и т.д.? Это ладейные заклёпки. Чего-чего, а этого на каждом памятнике просто с избытком. Что в Гнёздово, что на Рюриковом городище, что в Старой Ладоге специализированные заклёпки, которые с одной стороны круглые, с другой – ромбовидные, которые нужны для скрепления бортов лодок. Их очень много.
М. Родин: А это чисто скандинавская технология, я правильно понимаю?
В. Новиков: Да. Я так понимаю, в основном оттуда эта история пришла к нам. Она появляется очень хорошо только с моментом начала освоения пути, когда они уже сели на поселения.
Нужно понимать, что торговый Путь из варяг в греки осваивался в два этапа. Первый этап – когда просто ходили. Он связывается где-то с VIII в. Почему мы знаем, что это VIII в.? Это в основном выпадения кладов. Клады восточного серебра как раз маркируют начало освоения этого пути. Нужно понимать, что это не безопасный путь. Потому что на порогах они вынуждены были спешиваться, вытаскивать суда. Мало того, что пороги могли им поглотить флотилию, так они ещё должны были оказаться на суше, где кочевники их грабили. Князь Святослав погиб, собственно говоря, на порогах.
Соответственно, большое количество монетного серебра. Когда начинают развиваться поселения, где присутствует этот т.н. пришлый скандинавский субстрат, который сформировал совместную историю с местной славянской знатью, там в культурном слое начинают встречаться и заклёпки вперемешку с восточным серебром.
Из интересных кладов стоит упомянуть Петергофский клад, где в составе монеты с граффити. На них есть скандинавские, тюркские руны и греческое имя Захариас, если я не ошибаюсь. Это интересное свидетельство контактов, которые появлялись. Клад петергофский, а там уже греческое имя. Явно, что это византийский след совершенно хорошо прослеживается.
М. Родин: У нас есть арабская монета, на которой процарапано что-то дополнительно.
В. Новиков: Да. Монета с востока пришла на Русь. И поверх монеты были процарапаны разные надписи. Тюркские, греческие. Куда уж больше доказательств?
М. Родин: Ты говоришь, что есть поселения. На разных этапах лодки должны переоснащаться, ещё что-то. Плюс нужно обеспечение для людей, волок нужно обеспечивать. Насколько часто расставлены укреплённые пункты, которые помогали этому движению?
В. Новиков: Все известные средневековые города, и Суздаль, и Новгород, Гнёздово, Киев, Чернигов и другие – они все были включены в эту систему. Видимо, поток этой торговли был настолько полноводен. У нас нет полного понимания всей археологической карты России, чтобы мы знали каждый сантиметр земли. Скорее всего, их много, и они ещё будут прибавляться. Мы работаем, ищем.
Из Византии приходили амфоры с вином, стекло, посуда поливная, которая потом попадала в погребения. С севера шло оружие.
Ещё нужно брать в расчёт арабов. Арабы в основном пользовались восточным путём, но упоминают о том, что русы приплывают со своими судами для совершения торговых операций. Они пишут, что русы – торговцы. Это принципиально. Если у людей есть принадлежность, то понятно, что они осваивают торговые пути, ходят на восток через Русь. И опять таки арабские путешественники, Ибн Фадлан и другие, пишут о том, что они собирают меха, идут к ромеям и там продают это всё. Это пишут люди, которые не видели никаких историй, они просто описывают ситуацию. Характеристика территорий безусловно связана с торговлей.
М. Родин: То есть у нас есть ещё четвёртый источник: арабы, которые рассказывают, что скандинавы торгуют с ромеями.
В. Новиков: Да, безусловно. У нас есть ещё и хорошее западноевропейское свидетельство: Раффельштеттенский таможенный устав, где присутствует описание пути. Что с Киевской Руси в германский город Регенсбург приходят торговые караваны. Это не Путь из варяг в греки, но тем не менее идут туда товары. И повторяют список товаров: люди (рабы), меха, мёд, воск, кони (не знаю, наверное, они берут коней у арабов. Сложно с конями).
М. Родин: Очень часто говорят о том, что, казалось бы, в Скандинавии слишком мало византийских монет. С чем это связано? Насколько я понимаю, византийских находок в Скандинавии, на севере Руси достаточно. Просто они немножко другого рода.
В. Новиков: Я, конечно, не нумизмат, но я могу сказать, что слово «достаточно» – это, может быть, даже малое слово. В принципе много кладов. Конечно, византийские монеты не так часты, как серебряные восточные монеты. Но тем не менее есть целая серия статей, которые посвящены выпадению этих кладовых находок на нашей территории, где больше этих монет встречается. И по всему пути они присутствуют. И в Скандинавии они тоже есть.
Но когда мы говорим об этих свидетельствах, говорить только о монетах недостаточно. Нужно говорить о товарах. Ценилось стекло.
М. Родин: Византийское?
В. Новиков: Тут коллеги будут спорить, откуда оно конкретно. Непонятно сейчас, где оно конкретно производилось. Я скажу так: оно через Византию шло. А откуда оно шло, где были мастерские – я оставлю за кадром. Это вопрос дискуссионный и сложный. Главное, что этот импорт шёл оттуда. Поливная посуда, вооружение. У нас в Гнёздово иранская лампа какая-то. Вещи из слоновой кости. И т.д.
Это по крупицам, конечно. Не нужно представлять, что у нас всё сейчас будет лежать килограммами. Нет, это не так. До нашего времени не всегда доходит то количество, которое тогда находилось в обороте. Но свидетельств достаточно. Менялись и поясные наборы. Привозили моду: это же важно.
М. Родин: Я знаю даже, что византийская ткань находится в Скандинавии в достатке.
В. Новиков: Да. И на нашей территории, например, есть специальные убранства, которые делали для варваров. Это ткань, на которую нашиты стекляшечки. Для них все были варвары. Это были специальные подарки варварским архонтам. И эти дары встречаются у нас повсеместно. И китайский шёлк у нас на территории откуда взялся?
Русь благодаря этим торговым путям стала таким котлом культурной традиции, куда было набросано очень много разных элементов. Оно всё замешалось, и мы получили своеобразную древнерусскую культуру, которая была замешана на принятии христианства, но имела разные отголоски. А в Х веке это была совершенно разношерстная, очень красивая неоднородная картинка, которая выражалась и в украшениях, и в элементах одежды, и в достижениях разных народов, которые использовали отдельно взятые богатые купцы, которые уже умирали на Руси.
Взять, например, Большой Сизовский курган, который в Гнёздово был исследован. Там есть поливная посуда из области Византии, оружие из Скандинавии, шлем из района Краснодара, уздечный набор из Скандинавии, элементы уздечного набора из района Чернигова. Такая куча всего собрана. Космополит чистой воды. Как сейчас: «Мерседес» из Германии, телефон из Китая. Это как раз и есть очень хороший показатель, что торговые пути были, работали и очень хорошо функционировали.
М. Родин: И они были именно торговыми. Потому что ещё говорят о том, что якобы в описании «Повести временных лет» нигде не доказано, что это торговый путь.
В. Новиков: Надо открыть тогда описания восточных купцов, которые пишут прямым текстом, как у них купцы-русы используют для взвешивания своих товаров не совершенные весы, а обычные мерные чашки. Они пишут напрямую, что они используют.
М. Родин: В договоре 911 г. прямо прописано: «Мы, русы, пришли торговать. И если с нашим товаром что-то случилось, то…»
В. Новиков: Да. А самое главное, что нужно ещё немножечко поднять данные археологии. У нас всё таки находок элементов чашечек весов для взвешивания серебра тоже встречается в изобилии. А самое главное, что одной из очень массовых находок являются т.н. весовые гирьки, ретроспектива которых показывает, насколько дробным было отношение к серебру, взвешиванию, отмерянию нужного количества для производства обменов товаров, серебра на какие-то товары, и т.д. Это очень яркие свидетельства торговой индустрии, присутствия торговцев у нас.
И знаете, как принято сейчас? Если на памятнике встречаются ладейные заклёпки, предметы вооружения, гирьки – то это однозначно относится к Х веку.
М. Родин: Встречался с мнением, что якобы упоминание Пути из варяг в греки в «Повести временных лет» в путешествии апостола Андрея, где целиком этот путь описан с самого юга до самого севера, уникально. Я просто посмотрел навскидку, и прямо вижу, что это просто ложь. Я вижу как минимум три независимых друг от друга источника, происходящих из разных регионов, где описан полностью этот путь. Например, когда говорят, что у Багрянородного описан путь только до порогов – это ложь. Потому что он говорит, что они собираются из Новгорода, из Смоленска, и там дальше описано. Это сведения из Византии. Там ничего «наши» подделать не могли.
Плюс есть знаменитый скандинавский источник «Круг земной», где описано возвращение Харальда, который много лет служил у византийского императора, в Африке, в Сирии воевал, и много лет отправлял золото наверх к Ярославу Мудрому.
В. Новиков: Потому что очень любил его дочку.
М. Родин: Да. Дальше описан путь, как он через Чёрное море, через Днепр и по всему Восточному государству, как там описано, вернулся в Новгород. И там он женился на дочке Ярослава Мудрого.
В. Новиков: Взять ещё упоминания арабских географов. Есть книга путей и стран. Каждый уважающий себя арабский географ описывал гидропонимы различные, связанные с названиями рек, кто откуда куда ходит, у кого как какое море называется. И этих упоминаний очень много.
У скандинавов огромное количество топонимов со скандинавскими названиями по всей Руси разбросано. Эти названия появлялись не случайно. Скандинавские топонимы, привязанные к местному названию, появлялись только в случае, если выходцы оттуда были там и дали ему это название. Эти названия распространены по всему ходу Пути из варяг в греки. То же самое и в арабских источниках. Они тоже дают названия рек и всему остальному.
Т.е. это не вакуум, это информационное поле. Оно, конечно, не такое, как сейчас, но оно вполне себе информационное. Все знали названия рек. Что-то называлось морем ромеев, что-то – морем славян, что-то – хазаров. Это всё Каспий, Чёрное море, и т.д. И топонимы, которые отражены в источниках, это тоже очень важное дополнительное свидетельство именно к освоению с точки зрения географии, транспортной системы.
М. Родин: Казалось бы, достаточно мутная история с днепровскими порогами. Часто говорят, что там нет никаких укреплённых пунктов. Но у того же самого Багрянородного описано очень подробно, как каждый конкретный порог преодолевали. Здесь переносили на руках, здесь проводили ладью вброд.
Тут, кажется, многие забывают, что эта зона – это уже степь. В тот период она была очень опасной. Всё это время за неё шла война.
В. Новиков: Да. Трактат «Об управлении империей» Константина Багрянородного – это мануал для сына, как и что учитывать в управлении и в системе взаимоотношений. Он описывает кочевые народы до того, как он описывает славян. И для каждого он даёт характеристику: что они делают в привязке к этим территориям, кто с кем дружит. Он пишет, что если мы воюем с этими, то эти в союзе воюют с нами. И он описывает, что происходит на порогах. Считается, что возможно смерть Святослава была результатом политической акции Византии. Видимо, внезапно его подстерегли, зная, что он идёт с малой дружиной, и он попался в засаду.
Там действительно сложно удержаться поселениям. Хороший пример – более поздняя история. Дикое поле, XVII в. Засечная черта, которая строится для того, чтобы отгородиться от кочевников, которые настолько часто совершают набеги, что жить за этой чертой оседлым земледельцам просто невозможно. Сложные инфраструктурные проекты доступны только в более позднее время и то с трудом. Эти бескрайние степи стали доступны для проживания в качестве оседлой зоны далеко не сразу. Даже сейчас там часть территории – это всё-таки открытые пространства.
Совершенно очевидно, что раннесредневековая Русь и скандинавские путешественники совместно не могли обеспечить систему укреплений, чтобы от кочевников спастись. Они надеялись на удачу. Поэтому очень хорошо описано, что когда они останавливаются, то ставят своих божков и приносят им жертвы. Об этом пишут арабы, об этом пишет Константин Багрянородный.
М. Родин: Какие этапы прожил Путь из варяг в греки за время своего функционирования? Насколько я понимаю, там немножко всё развивалось и менялось. И угас он потому, что развилось русское государство, которое стало ядром, и возникла торговля отдельно с северными странами, отдельно с южными, и эта транзитная история стала не нужна.
В. Новиков: Говорить о том, что он прямо умер, как торговый путь, нельзя. Мы уже сказали, что он начал своё освоение, как чисто транзитная история. Где-то в VIII в. по монетным кладам его определяют. До IX в. он именно как транзитный путь. Потом начинается освоение пунктов, где торговый путь начинают целенаправленно обслуживать. Видимо, для получения выгоды и развития каких-то локальных образований, которые потом превращаются в княжества. Именно этот путь становится основой, на которую Киев вместе с Новгородом нанизывает свою государственность, формируется государство Русь.
Потом происходит падение использования его. Потому что скандинавы как таковые перестают, во-первых, играть в государстве роль. Они в ХI в. перестают быть торговцами, которые только и делают, что ходят мимо и обеспечивают богатство. Во-первых, развивается действительно феодальная система и княжества. Они начинают вести самостоятельную политику. И они используют участки этого пути по-прежнему. Но как единый путь он уже в это время потерял своё значение. Потому что восточное серебро с завершением потока Волжского пути, после гибели Хазарского каганата, который тоже играл роль в охране этого пути, Святослав наступил на горло собственной песне.
Поток восточного серебра уходит, появляются западноевропейские пути, появляются западные денарии, серебро, которое выходит из района Германии, происходит переориентация на запад. Меняется вектор. Т.е. путь на участках остаётся, но он уже не воспринимается как монолит. Плюс, я думаю, развиваются и сухопутные дороги. Это тоже важно.
И, наверное, если говорить по-хорошему, Путь из варяг в греки до сих пор существует и в каком-то виде поддерживает вертикаль север-юг. Пусть чуть-чуть, пусть на отдельных участках, но тем не менее.
М. Родин: Дальше возникает Ганзейский союз после этого, который всю Прибалтику связывает с Западной Европой.
В. Новиков: И Новгород включает в итоге в этот круг. Меняется сама система торговых путей. Это естественный процесс формирования других государств, изменения политической ситуации.
Вы можете стать подписчиком журнала Proshloe и поддержать наши проекты: https://proshloe.com/donate
© 2022 Родина слонов · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено
Добавить комментарий