Как звали убийц Андрея Боголюбского, чьи имена не сохранились в летописях? Что писали на стенах европейских храмов «средневековые туристы» из Новгорода и Киева? Как историки по почерку вычисляют «одноклассников», живших восемьсот лет назад?
О постоянно растущем корпусе эпиграфических источников рассказывает кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Отдела типологии и сравнительного языкознания Института славяноведения РАН Савва Михайлович Михеев.
Стенограмма эфира программы «Родина слонов» с кандидатом исторических наук, старшим научным сотрудником отдела типологии Института славяноведения РАН Саввой Михайловичем Михеевым.
Михаил Родин: Новые средневековые источники, достаточно редко вводятся в оборот. Но в конце прошлого года эпиграфисты предоставили новый источник, и теперь через 800 лет мы знаем новые подробности убийства Андрея Боголюбского. Что же там случилось?
Савва Михеев: Слуги Андрея Боголюбского собрались отметить день святого Петра. Ночью, крепко выпив, они пошли в палаты князя. Выломали двери. Князь пытался схватиться за меч святого Бориса, но один из нападавших заранее его унёс. Его сначала ранили, потом, увидев, что он ещё жив, вернулись и бросили тело на улице.
Дело происходило в Боголюбове в 1174 году. Видимо, в той самой белокаменной башенке, части дворца Андрея, которая до сих пор сохранилась рядом с Боголюбовским собором.
Через несколько дней сторонники князя смогли его похоронить. Поздние источники сообщали, что убийцы были казнены.
Известно было три имени: Пётр, который был назван Кучковым зятем (Кучко – это, видимо, тот, в честь кого Москва получила своё старое имя – Кучков). Второго звали Амбал Ясин, он был ясом, то ли из Поволжья, то ли с Северного Кавказа. Третий был Яким, сын Кучки. Всего их было двадцать, сказано в летописи. Это очень подробная повесть. Событие было громкое.
Михаил Родин: И вот в 2015 году была найдена некая надпись.
Савва Михеев: Стены белокаменного собора в Переславле-Залесском, достроенного при Андрее Боголюбском, были в XIX веке, то ли раньше забелены и тем самым убереглись от повреждений. Внутри, к сожалению, фресковая штукатурка XII века полностью утрачена.
В этом году при расчистке побелки на внешних стенах нашли порядка полутора десятков надписей. Одна была в несколько десятков слов. Обычно надписи очень короткие. Пришлось вызывать новгородского реставратора Татьяну Константиновну Федоренко.
Надпись удалось расчистить. В начале стоит около двадцати имён. Список наполовину повреждён, но первые три имени видно прекрасно: «Пётр Фралович, Амбал, Яким». Дальше много утрат. В конце списка ещё три имени читается, а другие, может быть, ещё получится прочесть. Дальше идёт фраза: «Си суть убийцы великого князя Андрея, да будут прокляты».
Надпись состоит из двух частей. Это левая колонка. А справа: «Месяца июня 29 убиен бысть князь Андрей своими паробкы (слугами), овому (этому) вечная память, а сим – вечная мука». И опять – утраты.
Надпись на внешней стене, в публичном пространстве города. Написана очень мелким почерком на высоте человеческого роста. То ли епископ, то ли протоиерей, или просто священник повелел выбить эту надпись. Это церковное проклятие.
Михаил Родин: Давайте объясним, что такое эпиграфика, что такое древнерусские граффити. Надо иметь ввиду, что Савва Михеев и Алексей Гиппиус – это два человека, которые работают вместе и на данный момент являются одними из самых продуктивных исследователей древнерусского граффити.
Савва Михеев: Большинство эпиграфики, с которой мы имеем дело – на поверхности внутренних стен соборов. Потому что кроме соборов практически ничего в камне до нас не дошло. Надписей много, почти все они очень мелкие. В крупных соборах их были тысячи. Сейчас мы знаем сотни. В небольших храмах были сотни, из которых сохраняются десятки.
Например, прекрасной сохранности небольшой Спасо-Преображенский храм в Ефросиниевском монастыре в Полоцке, 1160-х, вероятно, годов. Он весь испещрён надписями. Это удивительно сохранный фресковый ансамбль с невероятной красотой красок. Он раскрыт недавно умершим реставратором и искусствоведом Владимиром Дмитриевичем Сарабьяновым. Многие надписи требуют расчистки, нам всё время нужна помощь реставраторов.
Кроме настенных надписей писали на предметах. Писали: «Нож такого-то. Тот, кто возьмёт или украдёт – да будет проклят». Или на луконце: «Луконце такого-то, а такой-то шил».
Почему так много надписей сохранилось на церковных стенах? Вроде как нельзя, богохульство. Но на фресках практически надписей мы не находим. Находим надписи на разгранках, на фоне, или на поверхностях, которые вообще не покрыты фресками. В Новгородском Софийском соборе, где сотни древних надписей, множество их находится на строительной штукатурке. Собор долгие годы стоял не расписанный, и эта штукатурка нещадно покрывалась надписями, видимо, это не возбранялось, многие из них подписаны дьячками, священниками, княжескими людьми. Нельзя забывать, что письмо изобретено святым Кириллом и само по себе богоугодное дело.
Михаил Родин: Хорошая фраза у Алексея Алексеевича Гиппиуса: «Зуд спонтанного самовыражения». Старались соблюдать нормы приличия и на фресках не писали. А вот выцарапать что-то на пустой стене храма – это нормально.
Савва Михеев: Очень часто надпись носит просто автографический характер: имя. Это не просто напоминание о себе. Это молитва. Есть несколько надписей, например: «Пётр Тудорку» одним почерком. Пётр пишет и за себя, и за Тудорка. Значит, написание имело какое-то значение, видимо молитвенное.
Михаил Родин: Эпиграфика начала активно изучаться во второй половине XX века. Это новый огромный корпус источников по письменности Руси. Раньше мы обладали только летописями, официальными документами. А сейчас читаем огромное количество надписей.
Савва Михеев: Интерес к эпиграфике был сильно подстёгнут продолжающимися находками берестяных грамот. Были исследования надписей ещё в XIX веке. Одна из самых известных – надпись на Тмутараканском камне, – была найдена в конце XVIII века.
Надпись замечательная: «Князь Глеб мерил море от Тмутороканя до Корчева (до Керчи) 14000 сажен». 1068 год. Надпись сейчас хранится в Эрмитаже.
Михаил Родин: Как вы датируете надписи, как понимаете, что надпись на стене храма появилась не двадцать, не двести лет назад, а именно в XII веке?
Савва Михеев: Существует множество разных методов. Во-первых, это метод архитектурной стратиграфии. Зачастую надпись находится на поверхности, которая была чем-то перекрыта. Например, фресковой штукатуркой. Такая ситуация часта в Софийском соборе Новгорода, где надписи под росписями 1108 и 1144 гг. достоверно известны и поэтому хорошо датируются.
Я не говорю о надписях, имеющих дату или упоминающих известных людей, это простые случаи. Есть такая дисциплина – палеография, которая изучает почерки, их изменения. Есть замечательная работа Андрея Анатольевича Зализняка о палеографии берестяных грамот. По таблицам Андрея Анатольевича мы можем датировать наши граффити иногда столетним или двухсотлетним интервалом, а иногда дело доходит до двадцати или сорока лет. Это датировки почерка. Мы можем понять, что этот почерк принадлежал человеку, учившемуся письму примерно в такое-то время. Почерк человека почти не изменяется, и он мог писать на 50 лет позже. Но эта датировка всё равно очень важна. Если две надписи как будто разного времени, то часто надо делать вывод, что писали вместе старик и молодой.
Михаил Родин: Подразумевается, что с периодичностью раз в 50-100 лет меняется характер написания конкретных букв.
Савва Михеев: Можно считать поколениями, потому что ученики подражают своему учителю и друг другу. Мы часто находим надписи, написанные как будто одним почерком, но в них стоят разные имена. Из чего следует, что это были однокашники, которые учились у одного и того же учителя.
Михаил Родин: Какие типы надписей мы можем встретить?
Савва Михеев: Два типа преобладают: «Господи, помози рабу своему (имя)» и «Иван писал», или просто «Иван».
Михаил Родин: Люди переписывались между собой на стенах храма.
Савва Михеев: Знаменит новгородский пример: в Мартирьевской паперти Софийского собора есть надпись, которая показалась предосудительной собрату писавшего. Почерки относятся примерно к одному времени – вторая половина XII – начало XIII века.
Первая надпись такая: «Перепёлка парит в дубраве. Поставь кашу, поставь пирог, туда иди». Я не полностью её цитирую, она большая. Вероятно, надпись была чем-то вроде считалочки. Это явно фольклорный текст. Он оперирует понятиями, которые показались неправильными на стене храма. Надпись была зачёркнута, и снизу приписка: «Усохните руки». Ещё ниже надпись: «Ох душе грешной». Вот такая вот последовательная перепалка.
В Софии Новгородской порядка трёх десятков надписей глаголицей. Она изобретена Кириллом, вероятно, раньше, чем кириллица. Эта азбука использовалась на Руси – в XI-XII вв. было много знавших глаголицу. И часто эти надписи идут парами или тройками. Человек, видевший надписи глаголицей, если он её знал, был склонен тоже оставить рядом свою. «Иван писал в Петров день», и Пётр, подойдя к стене, напишет: «Пётр писал в канун Пасхи», или что-нибудь такое. И так возникает целый куст надписей с датой по церковному календарю.
Вероятно, у многих были металлические писала. Ими же писали и на бересте. Но можно было написать и шилом, и ножом. Надписи в мраморе вырезаны чем-то очень острым.
Михаил Родин: Граффити позволяют нам проникнуть в обыденную жизнь древнерусского человека. Это богатый источник по древнерусским именам, которых мы не знали, потому что в святцах упоминаются только христианские имена.
Савва Михеев: У каждого древнерусского человека было как минимум два имени. Имя родовое: славянское или скандинавское. И имя крестильное.
В общем, это тот же именослов, что у западных и южных славян. Мы многие эти имена знаем. Но находим имена, не известные ни в одной из славянских традиций. Находим имена, о которых мы думали, что они чисто западнославянские. Например, в Новгороде встречается имя Мечеслав. Казалось бы, польское имя. Нет, обычное славянское.
Находим замечательные имена, например, Мутижир. От глагола «мутить», и от «жир» – «жизнь». Люди понимали эти корни и варьировали.
Была замечательная вещь: имя сына могло, как имя отца, содержать корень «слав» во второй позиции, а начало – меняться. Например, Доброслав, Мирослав, Родослав. То есть семейный именослов существовал. При этом, видимо, существовал запрет на имянаречение в честь живого предка, нельзя было назвать сына Родослава Родославом. Благодаря этому именослов обогащался всё новыми и новыми именами. К сожалению, мы плохо знаем женский именослов. Граффити почти все мужские. Есть женские, но мало.
Женщины были грамотными. Есть берестяные грамоты женщины к мужчине любовного содержания. Есть замечательная грамота свахи к матери невесты. Но масштабы женской грамотности нам неизвестны.
Михаил Родин: Все славянские имена с корнем «слав» привычны для нас. Какие еще корни использовали для составных имён?
Савва Михеев: По летописи известно отчество Намнежич. Понятно, что это отчество от имени Намнег. «Нег» – «нега». Но что такое «Нам»?
В Софийском соборе попалось имя Нашгост. Второй корень «гост» был чрезвычайно популярен в Новгороде. В Северной Руси очень много топонимов с этим корнем. А в начале мы видим местоименный корень. Намнежич – это тот, который «нежен нам». И Нашгост – это «наш гость».
Поныне существует у южных славян имя Моймир тоже с местоименным началом. И Мойгой, Мойслав, и т.д.
Михаил Родин: Встречаются забавные надписи, которые, демонстрируют показную грамотность людей. Расскажите про замечательную надпись с упоминанием 6666 года.
Савва Михеев: К сожалению, надпись в натуре не сохранилась. Есть только архивная фотография. Если не путаю: «В лето шеститысячное шестисотное шестидесятое и шестое (обычно писали сокращённо, а здесь написано практически полностью) индикта шестого, а солнечного круга такого-то, а круга Луны такого-то». Это так называемая полная дата. Здесь идут разные типы летоисчисления. Индикт – это 15-тилетний цикл, солнечный, лунный круг – это многолетние византийские циклы. Существовало множество таких летоисчислений, в Древней Руси они нечасто встречаются. Кроме индикта: на Тмутараканском камне тоже есть индикт. А вот солнечный и лунный круг встречаются редко.
Здесь мы можем предположительно сказать, кем оставлена эта надпись. В это время в Софийском соборе, работал новгородский летописец, автор математического трактата и этического произведения – Кириак. Он известен своим интересом к астрономии. И в таком знаковом 6666 году, он оставляет свою надпись на стене собора с самой полной датой. К сожалению, конца надписи мы не видим.
Михаил Родин: Уникальный случай, когда надпись, выцарапанную на стене 800-900 лет назад, мы можем соотнести с конкретным человеком. Есть еще подобные?
Савва Михеев: Да, есть надписи, которые напрямую упоминают исторических лиц. Того же знаменитого новгородского посадника Остромира. Это середина XI века. При нём строился Софийский собор.
Как минимум две надписи в Софии Новгородской его упоминают. «Пётр писал, Остромирь дьяк», то есть дьяк Остромира. Дьяк в данном случае в значении «секретарь». После этого стоит дата, она переводится на наше летоисчисление как 1049 год. То есть надпись сделана ещё до завершения строительства Софийского собора.
И вторая надпись почти такая же. Имя читается плохо, видимо, «Прохор писал, Остромирь дьяк». Два дьяка в разных местах собора пишут крупные надписи красивыми почерками, гордясь тем, что они – секретари Остромира.
Иногда есть очень большой соблазн приписать надпись какому-нибудь историческому лицу. Например, надпись в лестничной башне Софийского собора (80 см длины, на круглом столбе): «Ярополчья дружина семеро писали. Радочек, Андрей Петру, Радигост», – и начало еще одного имени. Надпись сделана четырьмя почерками. «Ярополчья дружина семеро писали» и «Андрей Петру» – одним, «Радочек» – другим, Радигост – третьим. И еще одна буква – четвёртым почерком. Видимо, князь Ярополк спускался по лестнице с хор, остановил своих дружинников и они не дописали. Радочек отождествляется с известным по летописям Ратком, который был одним из приближенных Ярополка Изяславича. Это вторая половина XI века.
Михаил Родин: Граффити в храмах распространены по всей Восточной Европе: в Болгарии, Сербии. Надписи на древнерусском языке встречаются и за рубежом.
Савва Михеев: В Византии довольно много древнерусских надписей, особенно в соборе Святой Софии, где их порядка 70-ти. Из надписей кириллицей всего лишь одна южнославянская.
Есть паломнические надписи в Вифлееме, Турции, Сирии. Во многих из них говорится, что «писали такие-то, идя к Иерусалиму». Или: «Писали у святых мощей».
Были паломничества не только в Иерусалим, Константинополь. Недавно была найдена надпись на юге Франции на паломнической дороге святого Иакова, ведущей в Сантьяго-де-Компостелу, где паломники шли, останавливаясь в соборах. В одном таком соборе была найдена древнерусская надпись XII-XIII века.
В прошлом году рядом с городом Коньяк была найдена ещё одна надпись, где прямым текстом говорится, что паломник Иван Завидович писал, идя к святому Иакову. Еще есть надпись в Лукке, рядом с Пизой.
Михаил Родин: Насколько я понимаю, были не только паломнические экспедиции, но и светские.
Савва Михеев: Здесь, к сожалению, прямых данных нет. Есть одна надпись XIV века в Софии Константинопольской, которая оставлена рядом с дверью, где на приёме у патриарха был русский митрополит. Надпись об этом событии оставляет один из сопровождавших митрополита. Об этом посольстве и так было известно.
Михаил Родин: Надписи прекрасно перекликаются с берестяными грамотами. Они подтверждают наши знания о палеографии, заметки по части местных диалектов.
Савва Михеев: Конечно. И очень часто их пишут одни и те же люди – мы можем отождествить почерки надписей с почерками берестяных грамот и с почерками на разных предметах, найденных в Новгороде.
Замечательный пример – монограмма на стене Софийского собора с именем «Ратко» совпадает по почерку с монограммой на деревянном ковше из Троицкого раскопа, но там имя «Гаврилка». То есть в крещении его звали Гавриилом.
Михаил Родин: Можем сделать вывод, что эпиграфика вообще и граффити в частности – большой растущий комплекс источников, который в будущем, когда сможем его проанализировать статистическими методами, даст нам большое количество информации о жизни Древней Руси.
Вы можете стать подписчиком журнала Proshloe и поддержать наши проекты: https://proshloe.com/donate
© 2022 Родина слонов · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено
Добавить комментарий