Как менялось значение слова «Русь»? Насколько достоверен рассказ «Повести временных лет»? Куда исчезли скандинавы, давшие название нашему государству?
Продолжаем ретроспективу «Родины слонов» и вспоминаем разговор с доктором исторических наук, руководителем Центра Восточной Европы в античном и средневековом мире ИВИ РАН Еленой Александровной Мельниковой о первых этапах формирования Древней Руси.
Стенограмма эфира программы «Родина слонов» с доктором исторических наук, руководителем Центра «Восточная Европа в античном и средневековом мире» Института всеобщей истории РАН Еленой Александровной Мельниковой.
Михаил Родин: В прошлом эфире мы рассказали, как сформировался северный торговый путь между Западной Европой и арабским миром, как вокруг этого пути начали возникать протогосударственные образования, как скандинавы вели себя в Западной Европе, как с ними выстраивали отношения франкское государство, англосаксы. Пришло время поговорить, какую роль играли скандинавы на севере Руси, в районе Ладоги в IX в.
Елена Мельникова: Проникновение скандинавов в этот регион началось века с VII, в середине VIII в. возникает Ладога – фактория на Североморско-Балтийском пути. Здесь, в районе Ладоги, Волхова, южнее озера Ильмень возникает центр, который концентрирует торговую деятельность, открывает путь в Восточную Европу. Над ним скандинавами устанавливается контроль. Населяют этот район финны и пришедшие с юга славяне. Возникает финно-славяно-скандинавская синтезная зона, возникает наименование «Русь». Слово это происходит от древнескандинавского слова «роозер» или «роодсмен», которое означает гребцов. Скандинавы, которые прибывали сюда, очевидно, называли себя гребцами, «роодсмен». Это самоназвание тех ватаг, которые отправлялись в путешествие.
Михаил Родин: Слово отразилась в финском языке как «руотси», в эстонском – «роотси», оно существует во всех прибалтийско-финских языках. В современном финском так называют шведов.
Елена Мельникова: Часто играть со словами пытаются дилетанты, поскольку не понимают, что лингвистика – жёсткая наука. Она исследует чёткие законы изменения языка. Закономерности сравнимы с математическими.
Долгое скандинавское «о» в слове «роодс» будет передаваться в финском языке как «уо»: «руотси». Также «боот» — «буотси». Есть целая серия таких слов. Что и говорит о закономерности. Точно так же мы говорим о закономерности передачи финского «руотси» в древнерусское «русь»: финский дифтонг «уо» передавался долгим «у».
Когда пытаются говорить, что название реки Рось в Среднем Поднепровье является прототипом слова «Русь», это совершеннейшая бессмыслица. Такой иранский корень («светлый», «блестящий») действительно существовал. Но это иранское «о» никоим образом не может перейти в древнерусское «у», потому что они восходят к разным индоевропейским гласным. Этимология названия Русь из финского, а в финском из скандинавского наиболее обоснована и принята всеми исследователями.
Михаил Родин: Какие следы оставили скандинавы в районе Ладоги?
Елена Мельникова: Следы скандинавов очень отчётливые: строительство домов, керамика, украшения, оружие, бытовые предметы и, конечно же, погребальный обряд, который отражал верования и представления о загробном мире.
Есть захоронения скандинавов. В Старой Ладоге, в урочище Плакун известен крупный могильник IX в. Там встречаем погребения, где всё: и погребальный обряд, и все предметы – действительно скандинавские. В других местах, например, более позднем крупнейшем торгово-ремесленном комплексе Гнёздово около Смоленска, чисто скандинавских погребений уже нет. Есть погребения по скандинавскому обряду, но горшки славянские и украшения частично скандинавские, частично славянские. В Ярославском Поволжье тоже крупный центр Тимирёво, там финские вещи в погребениях вместе со скандинавскими. Идёт процесс ассимиляции. Но в Ладоге мы видим ещё натуральных скандинавов.
Второй комплекс археологических памятников – это поселения. Ладога, крупнейший центр, хорошо исследован археологами (исследования продолжаются). Древнейшие напластования датируются 750 гг., очень помогает дендрохронология (определение времени по древесным кольцам). Одна из древнейших построек была ремесленной мастерской скандинава. Там инструменты: ювелирные, кузнечные – имеют явно скандинавское происхождение.
Михаил Родин: Поселения возникали там, где встречались финно-угры, славяне и скандинавы.
Елена Мельникова: Эти поселения полиэтничные. Почему они хорошо и развиваются – идёт культурный взаимообмен. На протяжении IX-Х вв. эта сеть поселений продвигается на восток. С середины VIII до середины IX вв. Ладога – единственный крупный центр. Вокруг нее, очевидно, формируется полития, в которой заправляют скандинавы, но которая включает в себя и славянское, и финское население. Та самая полития, в которой устанавливается власть хорошо известного Рюрика.
Михаил Родин: Есть большой торговый путь, вокруг которого формируется протогосударственное образование. Главную роль играют скандинавы, которые организовали этот поток товаров.
Елена Мельникова: Скандинавы контролируют эту систему. Это описано у ибн Русте, арабского автора начала Х в., который описал ситуацию ещё IX в. Он чётко разделяет русов и славян. Он пишет: «Что касается русов, у них есть царь, называемый хакан-рус. Они подъезжают к славянским поселениям на кораблях, высаживаются и забирают их в плен. Везут в Хазаран и Булгар и там продают. У них нет пашен, а живут они лишь тем, что привозят из земли славян. Единственное их занятие – торговля соболями, белками и прочей пушниной…» Он хорошо показывает, что основа – это торговля.
Дальше ибн Русте пишет о славянах: «Страна славян равнинная и лесистая. Сеют они больше всего просо…» Другой характер общества. Это противопоставление чётко осознавали арабские путешественники и писатели.
Торговля по волжскому пути была очень прибыльна. Она осложнялась тем, что в низовьях Волги существовал Хазарский каганат, который, конечно, не рвался иметь конкурентов в виде скандинавских торговцев. И, соответственно, в IX в. открываются другие пути на юг. Идёт постепенное освоение Днепровского пути «из варяг в греки».
В Х в. Днепровский путь начинает играть даже бóльшую роль, нежели Волжский. Потому что к концу Х в. исчерпываются серебряные рудники в восточной части Халифата, и поток серебра иссякает. С новым западным потоком по Днепровскому пути связана дальнейшая история становления древнерусского государства.
Михаил Родин: Вы сейчас подробно описали северную конфедерацию, сформировавшуюся вокруг Ладоги. Но в это же время возникали и другие, о которых мы меньше знаем. И там не всегда были во главе скандинавы.
Елена Мельникова: Да там вообще до X века не было скандинавов. Это в первую очередь среднее Поднепровье: на правобережье – древлянская полития со своими князьями; на левом берегу – северяне, тоже высокоразвитая в социально-политическом отношении славянская группировка. В них тоже развились бы свои государства, если бы в Поднепровье не распространилась скандинавская экспансия с севера во главе с Олегом, и затем на протяжении Х в. началось систематическое подчинение славянских политий.
Михаил Родин: Скандинавы по торговым путям начали постепенно перемещаться в сторону Киева. Что дальше происходило?
Елена Мельникова: Появление скандинавов в Среднем Поднепровье сразу было замечено западными и южными соседями. Первое упоминание имени Рус (Рос в византийской огласовке) происходит из западноевропейского источника «Бертинские анналы». Под 839 годом Пруденций, историограф императора Германской Империи Людовика Благочестивого написал о том, что к Людовику пришли послы от византийского императора Феофила, и вместе с ними появились некие люди, которых Феофил просил Людовика пропустить, чтобы они могли вернуться благополучно домой; они были в Константинополе, а вернуться обратно тем же путём не могли, потому что свирепые племена их не пускают. Народ их называется «рос», и король их, именуемый хаканом, направил их к Феофилу, как они уверяли, ради дружбы. Но что-то не понравилось Людовику в эти росах. Поэтому, расследовав ситуацию, император узнал, что они из народа свеонов (шведов), и, сочтя их скорее разведчиками и в Византии, и в Германии, чем послами дружбы, решил задержать их, пока не удастся доподлинно выяснить, явились они с чистыми намерениями или нет. Каковы были результаты расследования, неизвестно. Но это первая фиксация в письменных источниках наименования «рос».
Потом они упоминаются многократно в византийских источниках. Одно из важнейших упоминаний – это 860 год, когда огромная флотилия безбожных росов оказалась у стен Константинополя. И только чудо Богородицы, ризу которой патриарх Фотий опустил в Золотой Рог, спасло его. Эта огромная флотилия, которая разграбила окрестности Константинополя, произвела фурор в южной Европе, европейцы впервые столкнулись с этим крайне опасным безжалостным народом.
Михаил Родин: Арабские источники подчёркивают различие между русами и славянами на тот момент. Что говорят нам византийские источники?
Елена Мельникова: В середине Х в. византийский император Константин VII Багрянородный описывает поход в Константинополь на однодеревках из Руси. Это 9 глава Трактата об управлении империей, один из наших важнейших источников по образованию древнерусского государства. Он описывает общество росов, которые концентрируются в Киеве. Это военная элита, которая торгует с Константинополем, привозит туда товары – дань, которую они собирают со славянских племён – «славиний», как называет их Константин. Он перечисляет эти славинии. То есть, мы знаем, что на середину века киевским росам (русам) были подвластны древляне, северяне, дреговичи, кривичи – Среднее и Верхнее Поднепровье, полоса, которая соединяет Ладожско-Ильменский регион со среднеднепровским.
Это уже формирующееся государство с определённой территорией и структурой. По словам Константина, в Киеве есть несколько архонтов, среди которых выделяется один, и которые разъезжаются, чтобы собирать дань.
Есть ещё один замечательный источник – русско-византийские договоры. И на Западе, и на Востоке скандинавы, оседающие на этих территориях, заключают договоры с правителями. Мы говорили о договоре Роллона с Карлом Простоватым. Такой же немного раньше был заключён в Англии между правителем Уэссекса и предводителем скандинавов.
И вот, русы, которые оседают в Киеве, после походов на Византию переходят к установлению дипломатических отношений. В 907 или 911 г. (обратите внимание, договор с Роллоном – тоже 911 г.) после успешного похода киевского князя Олега, заключается торговый, в первую очередь, договор с Византией. Он содержит много статей, посвящённых тому, как следует торговать, куда приезжают купцы, где они останавливаются. Их поселяют в квартале Святого Мамма на другой стороне Золотого Рога. Они могут выходить из этого самого квартала в количестве не более 50 человек: боятся византийцы, что их будет слишком большой военный отряд. Следующим договором 944 года, заключенным при князе Игоре, оговаривается, что князь должен давать им охранные грамоты, из которых византийские власти могут узнавать, что они законным образом прибыли и не собираются заниматься разбойной деятельностью. В договоре Игорь именуется великим князем, у него под рукой светлые князья, те, кого Константин называет архонтами. Иерархия внутри элиты – важный показатель формирования государства.
Михаил Родин: В составе посольства упоминаются имена: видно, что дружина князя полиэтнична.
Елена Мельникова: Процессы ассимиляции начинаются. В договоре 907-911 гг. только скандинавские имена, никаких других. А в договоре 944 года выделяются три группы людей. Это, в первую очередь, сами князья, от имени которых заключается договор. При них послы и гости (купцы), которые договор свидетельствуют. Среди послов есть финские имена, но нет славянских. А среди купцов появляются славянские имена. И среди правителей, родственников Игоря, появляются славянские имена: Игорь называют сына Святославом, некая женщина по имени Предслава. Славянские имена появляются в княжеском роде.
Михаил Родин: Скандинавы ассимилируются среди славян, начинают принимать их имена, культуру и язык.
Елена Мельникова: То же самое в материальной культуре. Формируется так называемая элитная дружинная культура, в которой смешиваются элементы и скандинавские, и славянские, и кочевнические, кстати, в очень сильной степени. Замечательное огромное захоронение Черная могила в Чернигове. Мужчина-воин и юноша похоронены по скандинавскому обряду. Там целый ряд предметов, например, котёл с козлиными или бараньими шкурами, черепом, вооружение, конь в ногах: всё по скандинавскому обряду. Но среди предметов, которые сопровождают в загробный мир, например, сумка с венгерским орнаментом.
Идёт смешение культур. В дружины начинают вливаться и славяне, и финны, и кочевники. И к середине Х в., эта общая, уже не только скандинавская, элита начинает называться русью. И русские князья – скандинавы по происхождению, но уже не совсем скандинавы. Если на начальном этапе, в Ладоге, руотси, русь – это гребцы-скандинавы, то здесь это новая военная элита, которая управляет государством. Русская земля, которая упоминается в договорах с греками – это территория, подвластная русским князьям в Киеве. Те, кто находится под властью русских князей – русские, русская земля (в современной терминологии – древнерусское государство).
Михаил Родин: Очень долго, например, в Новгороде и Пскове не называли себя русскими.
Елена Мельникова: Они были новгородцами или словенами. В летописях из Новгорода кто-нибудь идёт в русскую землю, то есть, на юг, в Киев. Очень характерно, что тоже в начале Х в., видимо, возникает название варяг. От скандинавского слова «ваар», клятва. Тот, кто приносит присягу, наёмник. Ни одного случая нет в летописи или в другом источнике, чтобы князья были названы варяжскими. Они всегда русские. Видимо, уже в Х в. и в традиции, которая дошла до летописца, русь и варяги принципиально различны.
Михаил Родин: Русь — это скандинавы, которые пришли в первую волну, ассимилировались и стали уже частью общества. А варяги – это вторая волна. В Х в. русь, эти скандинавы уже говорят на славянском языке?
Елена Мельникова: Они, очевидно, двуязычны. Знаем мы об этом из того же Константина Багрянородного. Он подробно описывает путь росов в Константинополь. Они отплывают от Киева, проходят Витичев, где оснащают суда, и доходят до днепровских порогов. Теперь днепровских порогов нет, ДнепроГЭС закрыл их. Константин подробно описывает эти пороги: как разгружаются, протаскивают суда и т.д. Одни пороги называет по-русски, другие по-славянски и объясняет, что название означает. Все русские имена бесспорно скандинавские. Информатором Константина, вероятнее всего, был рос, но он хорошо знает славянские наименования, двуязычен.
Я думаю, скандинавы осваивали славянский язык в середине Х в. Русь была двуязычной. С начала XI в. очевидно, что славянский русский язык становится единственным.
Михаил Родин: Как мы, в итоге, благодаря совокупности большого количества источников: и археологических, и письменных, должны относиться к легенде о призвании варягов?
Елена Мельникова: Конечно, воспринимать её буквально ни в коем случае нельзя. Это сказание, очевидно, возникло в IX в. и отражает некую историческую реальность. Реальность присутствия скандинавов, их контроля над торговым путём, политией в Ладоге.
Мотив призвания вообще очень распространён в династических легендах. Скорее всего, «Рюриков» был не один десяток. Я думаю, на какое-то время кто-нибудь устанавливал свою власть над этой политией в середине VIII в. Вероятно, действительно существовал «ряд» (договор) с местной знатью, а он был невероятно важен – как для скандинавов, так и для местных славян. Ведь не случайно в Новгороде потом была традиция призвания князей и заключения с ними договоров. По такой же схеме происходило призвание «Рюрика». Это был прецедент. Кроме того, «Рюрик» был важен в конце Х в., когда Владимир расправляется уже со всеми окружающими правителями, с Рогволодом, с Туром в Турове, становится единым правителем, и ему важно легитимизировать свою власть: его предок пришёл к власти по договору, а не захватив, убив… Это легенда становится официальной историей Дома Рюрика.
Вы можете стать подписчиком журнала Proshloe и поддержать наши проекты: https://proshloe.com/donate
© 2022 Родина слонов · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено
Добавить комментарий