Что мы знаем о работе, питании и семейной жизни египетского чиновника эпохи строительства пирамид? Что за странный белый порошок обнаружили учёные в одном из тайников? И что заставляло средневековых египетских христиан селиться в гробницах времён Древнего царства?
О результатах работы российской археологической экспедиции в Гизе в 2017 году рассказывает кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института Востоковедения РАН Максим Александрович Лебедев.
Стенограмма эфира программы «Родина слонов» с кандидатом исторических наук, старшим научным сотрудником Института востоковедения РАН Максимом Александровичем Лебедевым.
М. Родин: Мы уже описывали в нескольких программах то, что происходит в Египте каждый год, рассказывали о российских экспедициях, конкретно об экспедициях Института востоковедения. Поскольку она не одна такая, надеюсь, поговорим и про другие такие экспедиции. Мы говорили о том, как наши археологи копают в Гизе, в Судане. А сейчас пришло время подвести итоги последнего археологического сезона. В ноябре экспедиция Института обычно копает в Гизе и в декабре переезжает в Судан. Сейчас уже конец февраля, отчёты удивительным для меня образом уже написаны, потому что археологи отчёты обычно пишут достаточно долго. И Максим сегодня нам расскажет, что они накопали в Египте и в Судане в последний сезон.
Начнём с Египта. Давай дадим общую характеристику: что происходит в Гизе, что вы там копаете?
М. Лебедев: Если кратко, то благодаря Элеоноре Ефимовне Кормышевой, которая является начальником нашей экспедиции, и Институту востоковедения РАН, который на протяжении многих лет финансирует наши раскопки, с 1996 г. на территории Гизы существует российская концессия. Начался этот проект как сугубо эпиграфический, потому что специалистов-археологов, которые имели опыт работы в Египте, ещё не было, и мы изучали гробницу жреца, которого звали Хафраанх. Там копировались рельефы, изучались надписи.
Но потом стало ясно, что без раскопок шахт, которые ведут в погребальные камеры, находящиеся в этой гробнице, невозможно её опубликовать. Были раскопаны шахты, были исследованы погребальные камеры, но выяснилось, что гробницу, висящую в воздухе, тоже публиковать невозможно. А всё пространство вокруг неё было засыпано огромным количеством песка и щебня. Это отвал, который образовался от более ранних раскопок американской экспедиции из Бостонского музея под руководством Райснера. Они копали в начале ХХ века, и те гробницы, которые считали неинтересными, они в конце концов засыпали, предварительно описав и сфотографировав.
И начались раскопки перед гробницей Хафраанха. Там был найден так называемый «малый некрополь», где находились гробницы средних слоёв египетского общества. Это простые конструкции, сложенные из необожжённого кирпича. А сама гробница Хафраанха была вырублена в очень хорошей скале. Это скальная гробница с большой часовней, с огромной погребальной камерой, с очень глубоким колодцем, а то были очень простые погребения.
Когда они были раскопаны благодаря Дмитрию Рукавишникову из Института археологии, мы пригласили на территорию нашей концессии геофизиков, которые исследовали территорию к югу от Хафраанха и обнаружили там большое количество аномалий.
М. Родин: Аномалии – это некие пустоты, которые намекают, что там есть какие-то помещения.
М. Лебедев: Да. Мы предполагали, что они там должны быть, потому что по описанию авторов XIX в. там находились гробницы с рельефами и надписями, которые в последствии были утеряны. Благодаря геофизикам эти гробницы были обнаружены и на протяжении многих лет до 2014 г. раскопки велись преимущественно в этом районе. И сегодня мы переместились на север нашей концессии.
Надо сказать, что российская концессия в Гизе постепенно разрасталась благодаря поддержке египтян, Египетской службы древностей. Сначала это была одна гробница, потом – территория до Сфинкса, а теперь мы работаем на огромной территории, которая начинается чуть-чуть севернее от Сфинкса и заканчивается так называемой Процессионной дорогой Хуфу, то есть дорогой, которая вела от его пирамиды к его долинному храму.
Этот сезон был для нас уникальным, потому что мы впервые за многие годы выбрались на поверхность из скальных гробниц и работали на верху, на самом плато. Что такое территория российской концессии? Плато Гизы обрывается в восточной части и там отвесный обрыв. В этом обрыве египтяне V-VI династий, то есть примерно через сто лет после строительства Великих пирамид, стали вырубать скальные гробницы для представителей египетской знати. И мы в основном работали в этих скальных комплексах.
М. Родин: В норах, грубо говоря.
М. Лебедев: Да. Мы не видели того, что происходит на плато, кроме того, что иногда к нам оттуда сверху приходили туристы. А так мы работали в своём изолированном мирке и видели только Каир, который простирается к востоку от наших раскопок.
И тут мы выбрались на поверхность и очень хорошо осознали, что копаем в трёхстах метрах от Хуфу. Это огромная пирамида над нашим раскопом. Мы тут недавно выпустили книжку «Пирамида над раскопом». Нас на это название вдохновил этот вид.
М. Родин: Насколько я понимаю, в этом году случилось большое открытие. Вы несколько лет копали гробницу одного из чиновников. Гробницу копали, а самой могилы этого товарища не было. И в этом году она наконец открылась.
М. Лебедев: Да. Его звали Персенеб, он служил при пирамидном храме одного из преемников Хуфу, которого звали Хафра. Гробница крайне любопытна, она тесно связана с историей египтологии, потому что там в своё время жил один из самых знаменитых египтологов XIX в. Огюст Мариет. Тот самый Мариет, который очищал Сфинкса, раскапывал долинный храм Хафра, нашёл там огромное количество замечательных статуй. Он действительно жил в этой гробнице, причём в одной из его публикаций об этом прямо написано. И очень понятно, почему он выбрал именно эту скальную часовню: потому что только поднимаешься из гробницы Персенеба наверх – и перед тобой прекрасный вид на пирамиды и Сфинкса. Оттуда было хорошо видно его раскоп.
Эта гробница, помимо всего прочего, ещё и крайне характерная. Потому что очень много таких памятников в Гизе. Она была известна с XIX в., была несколько раз описана, тем же самым Мариетом. До него была ещё экспедиция Лепсиуса. Но при этом никогда до нас не копалась, что кажется довольно странным. Потому что на протяжении более чем столетия эта гробница была хорошо известна науке. Там были скопированы рельефы и надписи, но, опять же, не все, а только те, которые считались наиболее сохранившимися и интересными.
И когда мы начали там работу, то один сюрприз следовал за другим, потому что сначала мы обнаружили, что те надписи, которые были скопированы в XIX в., гораздо более полные, чем они представлены в копиях Мариета или Лепсиуса. Потом оказалось, что на восточной стене одной из комнат под слоем копоти находится уникальная для Гизы настенная роспись. Росписи, как более дешёвый способ декорирования стен, были распространены в эпоху Древнего царства. В том числе они есть и в Гизе. Но эта роспись была уникальна тем, что была найдена в скальной часовне. Не в мастабе, построенной из камня, из сырца где-то наверху, а в скальной часовне. Причём любопытно, что эта роспись была исцарапана двумя буквами «А» и «М», что соответствует инициалам Огюста Мариета (фр. Auguste Mariette).
М. Родин: То есть вы думаете, что это он там чертил?
М. Лебедев: Мы надеемся, что нет. Но это была его комната. Мы знаем, в каком месте он спал: рядом с этой росписью.
Гробница эта исследовалась с 2006-07 года. Потом с 2008-09 года там копировались рельефы, потом проверялись, перепроверялись. И вот пришло время публиковать, и нам нужно было докопать одну погребальную камеру, которая там оставалась. И в прошлом году, начав раскопки этой погребальной камеры, мы были вынуждены остановиться, потому что в углублении под саркофаг, где должно было лежать тело Персенеба, мы неожиданно нашли мумию птолемеевского времени. Мумия не очень хорошо сохранилась, потому что, к сожалению, прямо над ней находится трещина, которая ведёт в маленькую комнату, находящуюся наверху, в часовне. И есть предположение, что эта комната была туалетом. Потому что через эту трещину было легко сливать отходы.
М. Родин: В какое время она была туалетом?
М. Лебедев: Возможно, в XIX в. Возможно, и Мариет этим делом пользовался. Всё это привело к тому, что мумия была покрыта очень толстым и прочным слоем соли. Нужно сказать, что известняк, из которого сложено плато Гизы, это эоценовый известняк, морские отложения. И соответственно там довольно много солей. И если попадает вода, она эти соли вымывает, и затем они где-то концентрируются. И плюс к тому, соли должны были присутствовать в тех водах, которые туда сливались.
Это создало сложную ситуацию, потому что с мумией этой мы возились фактически весь сезон. Тут нужно сказать, что у нас была замечательная студентка, Таисия Зелянина, и вместе с ней Валерия Куватова, тоже наша студентка из РГГУ. И они вместе на протяжении всего сезона там работали. Смогли мумию очень качественно расчистить, закрепить остатки картонажа, которые там были найдены.
Дело в том, что в эпоху Птолемеев, то есть вскоре после завоевания Александром Македонским, делали очень много мумий. Эти мумии для удешевления часто даже не клали в саркофаги, а просто покрывали слоем штукатурки, которую расписывали. Там могли быть различные магические тексты, изображения богов, демонов подземного мира, и так далее. Ну и различные символы, которые были важны. Скарабеи, например, крылатые, знаменитые египетские глаза уджат. Кроме того, на лице сохранились следы золота, и на голове – синей краски. Видимо, это было изображение синих волос, парика. И на этом мы закончили работы в 2016 году. Саму мумию мы не трогали.
И вот в этом году гробница Персенеба была в приоритете, потому что её нужно будет публиковать, я надеюсь, что публикация выйдет летом этого года. Мы дождались Таисию, Валерию и они очень аккуратно разобрали частично эту мумию. Дело в том, что она часто становилась мокрой, потом высыхала. Видимо, потому, что её постоянно поливали, при этом климат довольно сухой. И поэтому она сильно потрескалась. Вытащить её целиком не представлялось возможным. И поэтому мы частично расчистили её в поле, зафиксировали.
Причём это был первый случай, когда мы очень активно использовали фотограмметрию. Это большое количество фотографий, которые делаются с различных ракурсов, после этого они собираются и получается трёхмерная модель. Причём современные программы позволяют достигать очень высокой точности. То есть мы сравниваем наши координаты и высоты, полученные с помощью тахеометра, с тем, что мы получаем в трёхмерной модели, и получается, что там погрешность, если это большой объект, в пол сантиметра, если небольшой объект – то речь идёт о миллиметрах. То есть у нас теперь есть огромное количество очень точных трёхмерных моделей.
И когда приехал наш антрополог, в этом году это была Мария Борисовна Медникова, за что ей и всему Институту археологии отдельное спасибо, она посмотрела и сказала, что это удивительный человек. Вообще-то это была женщина. Это стало очевидно потому, что когда мы сняли верхний слой бинтов, то под ними обнаружилось хорошо смоделированное тело. Древние египтяне любили это делать для того, чтобы придать мумии большую жизненность. Там были хорошо проработанные груди, округлый живот, которые явно выдавали, что погребённая является женщиной.
М. Родин: Причём, насколько я понимаю, всё это было сформировано из бинтов?
М. Лебедев: Да. Но когда Мария Борисовна стала изучать останки, она сказала, что очень удивительно: нет ни одного антропологического признака, который бы с уверенностью говорил о том, что это женщина. В комплексе, в принципе, получается, что да, скорее всего это была женщина. Но она была очень сильно развита физически. Испытывала очень серьёзные нагрузки, особенно на руки. Мы так её и прозвали: «баба-мужик».
Судя по всему, она II в. до н.э. Нужно было идти ниже, потому что Персенеб, если он там оставался, должен был находиться ниже.
М. Родин: Мне нравится смаковать такие моменты, насколько египетская археология и история забавная штука. Для вас, как говорят археологи, это «позднятина». Эта «баба-мужик», птолемеевское время, это всего лишь II век до н.э. А Персенеб, который должен там быть, это третье тысячелетие до н.э. То есть расстояние между Персенебом и «бабой-мужиком» примерно такое же, как между нами и Иисусом Христом, а то и больше.
М. Лебедев: Да, даже больше. Мы сняли эту верхнюю мумию и пошли ниже. Дело в том, что ещё в 2016 году, когда мы раскапывали углубление под саркофаг, нашли эту мумию, там в одном из углов этого углубления была поздняя яма. И в этой поздней яме было чёрт знает что: какие-то обрывки газет начала ХХ века, был список на итальянском языке и там было старательно вычеркнуто: «вино», «газеты», а «табак» не был вычеркнут. Вот каким-то образом туда это попало. Есть предположение, что в начале ХХ века там оказались какие-то грабители, которые в углу (грабители обычно в углах копаются) выкопали яму, разрушили ноги нашей несчастной мумии, ничего толком там не нашли и покинули камеру. Вот любопытно: у нас есть газета начала ХХ века, под ней находится мумия II-III в. до н.э., а под мумией лежат остатки скелета III тысячелетия, XXV в. до н.э.
М. Родин: Тут нужно уточнить, что когда находятся в одной яме находки разного века, если яма была выкопана позже, грабительская, мы по стратиграфии, по планиграфии видим, что это более поздняя яма.
М. Лебедев: Да, она была очень рыхлая, там однородное было заполнение. В принципе, всё очень хорошо прослеживается. Хотя это несколько сложнее, чем на поверхности, потому что мы вынуждены работать с электрическим светом и очень многое зависит от того, как свет падает, и от его температуры в том числе. Потому что в холодном свете всё кажется однородно-серым, а в тёплом – однородно-жёлто-коричневым. В этом есть определённые проблемы. Ну и конечно небольшое пространство. То есть чисто физически работа сложная, человек очень быстро устаёт и наблюдательность падает.
М. Родин: Да, это всё на большое глубине, это шахты.
М. Лебедев: Да, это такие шахтёрские работы. Очень ограниченное пространство. Погребальная камера Древнего царства – это как правило 120х70 см. И вот ты сидишь, перед тобой скелет, и ты должен его нарисовать.
М. Родин: На глубине 12 метров?
М. Лебедев: 12 м. – это самые глубокие, но обычно поменьше.
М. Родин: Итак, нашли Персенеба?
М. Лебедев: Да. Его кости были страшно разбросаны, но благодаря концентрации отдельных костей в различных частях этого углубления мы поняли, что ноги у него были на юг, соответственно, голова на север. Это была стандартная ориентация для эпохи Древнего царства, потому что древние египтяне полагали, что духи умерших живут в северной части неба. Поэтому голову в это время, как правило, направляли на север. Ну а лицо на восток, потому что там восходит Солнце.
Значительную часть скелета Персенеба удалось собрать. Причём любопытно, что он был сильно разбросан, а Персенеб замечателен тем, что, в отличии от большинства погребённых на территории нашей концессии древних египтян, у него было две жены. В принципе, это не редкость была для эпохи Древнего царства, но на нашем участке были люди не очень богатые. А он себе мог это позволить. Судя по всему, он служил при храме Хуфу. И мы показывали фотографии разбросанных костей бедного Персенеба и говорили: «Вот к чему может привести наличие двух жён». Потому что, судя по всему, они между собой боролись, и это хорошо видно на рельефах: изображение одной жены было сохранено, но её имя тщательно затёрто.
М. Родин: А как вы поняли, что это сделано именно другой женой?
М. Лебедев: Нет, ну это такое предположение. Здесь мы можем только гадать. Но была какая-то причина, по которой имя одной из жён было уничтожено, а имя другой жены осталось.
Когда был проведён анализ костей, выяснилось, что Персенеб полностью соответствовал своему статусу: он был жрецом, занимал высокое положение. Его жизнь полностью этому соответствовала.
М. Родин: Это уже антропологи, Медникова Мария Борисовна поняла по костям?
М. Лебедев: Да. Она сказала, что он рос здоровым жизнерадостным ребёнком. Условно жизнерадостным, потому что не испытывал никаких серьёзных стрессов, в том числе связанных с питанием. Во взрослой жизни он не испытывал серьёзных нагрузок, хотя правая рука у него была гораздо лучше разработана. Там мышечный рельеф был развит лучше. В период взрослой жизни, в 20-30 лет, какие-то определённые нагрузки были. Они были не очень серьёзными, но тем не менее приводили к микроповреждениям в костях. Дожил он где-то до 45 лет. Стандартный возраст для чиновников средней руки в эпоху Древнего царства. Но опять же, биологический возраст восстанавливается исходя из признаков, разработанных для современных популяций, XIX-XX вв. Может, они немного по другому старели и его возраст несколько отличался.
В конце у него начались проблемы со спиной. Но до конца своих дней он хорошо питался, имел доступ к престижной пище. И, что любопытно, Персенеб, когда был жив, достигал роста примерно 170 см. Это на несколько сантиметров выше чем в среднем по популяции Древнего царства. Что опять же говорит о том, что он имел доступ к более престижной пище, хорошо питался, особенно в период активного роста. Кроме того, ряд признаков на костях говорит о том, что в его диете было довольно много мяса. Если мы посмотрим на рельефы эпохи Древнего царства, то мы увидим, что один из основных сюжетов, особенно в частных гробницах, это получение еды, в том числе из царских хозяйств, её обработка и потребление.
Я надеюсь, что в будущем нам удастся сделать изотопный анализ и посмотреть, соответствует ли это действительности.
М. Родин: Можно ли теперь говорить о том, что гробница Персенеба вами изучена и больше там никаких работ не будет проводиться?
М. Лебедев: Да, мы закрыли эту историю. Наконец-то изучена её архитектура, эпиграфика, археологический материал. Что ещё любопытно, доследуя гробницу Персенеба, мы также раскопали и исследовали небольшую нишу. Она по факту принадлежит другой гробнице, но её удобнее всего раскапывать из часовни Персенеба.
В этой нише было обнаружено довольно много ценных сосудов так называемого персидского времени. Это период незадолго до завоевания Египта Александром Македонским. В одном из этих сосудов, он был запечатан, когда мы его вскрыли, обнаружился какой-то белый порошок. Когда все шутки закончились, мы предположили, что это природная сода. К сожалению, анализы делать в Египте очень сложно, поэтому даже если вы на 99% уверены, что это природная сода, всё равно окончательно подтвердить это очень сложно. Вывозить образцы практически невозможно.
Эта природная сода называется натрон, и использовалась древними египтянами в процессе бальзамирования. Для того, чтобы вытянуть жидкость из тела. Судя по всему, эта ниша являлась тайником бальзамировщиков. Эти тайники известны по всему Египту. В частности, благодаря одному из таких тайников была в своё время обнаружена гробница Тутанхамона. Обнаружение такого тайника за несколько лет до обнаружения гробницы позволило Говарду Картеру предположить, где эта гробница юного царя может находиться.
М. Родин: А зачем это делали? Зачем оставляли все эти рабочие материалы?
М. Лебедев: Дело в том, что процесс бальзамирования тела сопровождается появлением большого количества отходов. В эпоху III, II, IV вв. до н.э. мумий производилось очень много. Мы можем только догадываться, в каком состоянии они туда прибывали, потому что климат очень жаркий, и сколько они там времени лежали. Но когда специалисты изучают мумии того времени, то часто оказывается, что, например, у мумии нога от другого тела. Или, скажем, мумия мужская, а голова женская, от другого тела. Такие случаи описаны. Часто появляются подобные «сборные солянки».
Каковы причины – сейчас сказать очень сложно. Очень многое ломалось, терялось, отрезалось, отваливалось. Кроме того, все предметы, которые соприкасались с телом умершего, в том числе большое количество бинтов, мешочки с натроном, которые использовались для того, чтобы вытянуть жидкости из тела, невозможно было просто взять и выкинуть. Потому что они были связаны с этим священным процессом. Всё, что связано с умершим, должно остаться в некрополе. Просто так выбросить на мусорку было нельзя, поэтому создавались такие тайники.
Но этот тайник был любопытен. Потому что там, помимо фрагментов, судя по всему, саркофагов (это были фрагменты дерева, покрытые штукатуркой и фрагментами росписей), помимо мешочков с натроном, керамической утвари, которая традиционно использовалась в процессе бальзамирования, было найдено большое количество костей. Причём многие кости лежали в анатомическом порядке. То есть это были фрагменты тел, ещё не до конца разложившиеся, которые туда скидывали в большом количестве. Там было больше десятка детей, например. Причём довольно крупные были куски: от поясницы и до головы. Было больше десяти черепов. На многих из них сохранились бинты, остатки волос. В общем, жутковатая была картина. Там работала наша студентка, Таисия Зелянина, человек совершенно отважный. Но она получала от этого определённое удовольствие.
М. Родин: А выяснилось, как в этом тайнике ещё и дети оказались?
М. Лебедев: Не очень понятно, на самом деле.
М. Родин: Это же целый сюжет для документального фильма ВВС. Я представляю, как бы они развернули эту историю.
М. Лебедев: Можно представить: какой-нибудь маньяк-бальзамировщик, который по ночам грабит детские погребения, разрывает их на куски и складывает.
Сложно сказать. Возможно, это результат переиспользования гробниц. То есть выкидывали предыдущего хозяина, хоронили следующего. А предыдущих хозяев сбрасывали в такого рода тайники.
М. Родин: Насколько я понимаю, в этом году в рамках российской концессии вы открыли ещё один интересный раскоп. Что это такое?
М. Лебедев: Да, это крайне любопытно. Я сказал, что в 2015 г. мы переместились на север. Теперь копаем в непосредственной близости от пирамиды Хуфу, на фоне этой пирамиды. И в этом году одной из целей наших исследований в Гизе стала гробница Кахерптаха. Это был один из видных чиновников. Жил он, по всей видимости, чуть попозже, чем Персенеб, возможно, на несколько поколений.
Гробница его уникальна. В её часовне было найдено 29 вырубленных в скале статуй. Поскольку этот памятник важен и уникален, собственно говоря, это одна из самых крупных скальных гробниц на территории гизанского некрополя, мы решили не спешить. Мы аккуратно почистили пол. Потому что когда мы туда вошли, там были следы реставрации, которую проводили египтяне, судя по всему, в конце 90-х гг. По газетам мы смогли выяснить, что это, видимо, 1997-98 год.
Мы это всё тщательно вычистили. Обнаружили, что в этой гробнице находится десять шахт. Не только в самой часовне, но и в прилегающих нишах, которые были позднее вырублены. Мы их решили не раскапывать, сконцентрироваться прежде всего на архитектуре, на её описании. Зато изучить её контекст. Когда археологи находят какой-то предмет на раскопках, его не просто так сразу вытаскивают. Сначала расчищают контекст вокруг, чтобы понять, как он связан с другими конструкциями, предметами, слоями, и так далее. Вот мы и решили точно так же поступить с нашей гробницей. Тем более что время было, мы никуда не торопились.
И мы начали счищать песок с поверхности часовни, сверху. И тут вдруг обнаружилось, что буквально после первых десяти сантиметров песка пошли человеческие кости. Причём эти кости принадлежали очень маленьким людям, собственно говоря, детям. Пока что это был верхний слой перемеса, потому что там ходит постоянно очень много людей, ослов, верблюдов, и первые 10-15 сантиметров регулярно перемешиваются. Но уже в этом перемесе начало попадаться большое количество бусин. При этом всё это было очень удивительно, потому что мы знали, что мы сняли 10 см, но через следующие 15 см уже точно будет скала, потому что она кое-где выступала из-под этого песка. То есть речь шла о 10-15 сантиметрах, в которых заключены должны были быть скелеты. Стали работать очень аккуратно. И тут одно за другим стали появляться погребения. Причём погребения весьма богатые, потому что на детях мы обнаружили большое количество бусин. Прежде всего фаянсовых, но не только. Там были стеклянные бусины, и металлические предметы, в том числе ушные кольца, серьги.
В итоге мы раскопали 19 погребений, и ещё 7 погребений предварительно были идентифицированы, потому что они очень сильно были либо разграблены, либо разрушены в результате эрозии. Мы нашли углубления и в этих углублениях фрагменты человеческих костей. Небольшие могилки. Но эти 19 погребений сохранились относительно неплохо. А некоторые из них – просто замечательно.
М. Родин: Получается, складывается такая картина: у нас есть скальная гробница эпохи Древнего царства, над которой производились захоронения в более позднее время. Я так понимаю, в птолемеевское?
М. Лебедев: Пока мы более осторожны и говорим о первом тысячелетии до н.э. Потому что по качеству фаянсовых изделий можно предполагать, что это несколько более ранняя эпоха.
М. Родин: Там было организовано отдельное специализированное детское кладбище.
М. Лебедев: Да. Причём это детское кладбище как бы врезалось в сырцовую конструкцию. Конструкция построена из необожжённого кирпича и находилась непосредственно над часовней. Такие конструкции Древнего царства известны по другим примерам: когда есть скальная часовня, вырубленная в скале, но над ней есть конструкция, являющаяся мастабой. Стандартной надмогильной постройкой над погребением представителя египетской знати.
М. Родин: Недопирамидой. Прямоугольник такой.
М. Лебедев: Они понимали, что египтянин должен быть похоронен в мастабе. Но при этом он фактически был похоронен в скале, но над скалой возводили мастабу, хотя бы чисто символическую.
М. Родин: И через две тысячи лет в этой мастабе сделали кладбище.
М. Лебедев: Да. Она была очень удобной, потому что с внешней стороны она была покрыта необожжённым кирпичом, который был обложен, видимо, ещё и камнями, а внутри она была очень плотно забутована. И в этой плотной забутовке, видимо, было удобно делать эти грунтовые погребения.
М. Родин: А что нам говорит появление этого детского кладбища?
М. Лебедев: Если мы посмотрим на различные древние общества, далеко не во всех этих обществах существовала традиция хоронить детей в некрополях, где хоронили взрослых. Тем более не во всех обществах существовала традиция выделения каких-то особых участков под детские погребения. Очень часто детей хоронили около городских стен, под фундаментами домов. Например, те же самые древние греки. Можно просто взять, под порогом закопать, и пускай этот ребёнок будет добрым духом этот дом охранять.
А в Египте в Новое царство, в первом тысячелетии до н.э., прослеживается такая традиция, что для детей выделяются отдельные участки внутри некрополя, который предназначен для взрослых людей. То есть в древнем Египте к детям относились с несколько большим уважением.
Очень похожий некрополь несколько лет назад был раскопан американской экспедицией, тем самым Марком Ленером, рядом с поселением строителей пирамид. Там этих погребений было значительно больше, речь идёт о нескольких сотнях погребений, в том числе о нескольких десятках погребений детей. И там они тоже обнаружили, что дети как-то плотно концентрируются. Причём если рядом с ними и находятся взрослые погребения, то как правило погребения женщин. У нас тоже получилось, что прямо над часовней ядро детских погребений, а рядом с ними – несколько погребений взрослых. Причём в основном это женщины.
Что любопытно – это большое количество погребального инвентаря. Потому что вообще-то в первом тысячелетии грунтовые погребения как правило довольно бедные. И у взрослых людей часто погребального инвентаря нет вообще. А американцы ещё несколько лет назад заметили, что у детей неожиданно много различных амулетов, браслетов, бусин. И бусины часто имеют какую-то защитную символику, потому что имеют форму глаз, скарабейчиков, и т.д.
Есть предположение, что детям, поскольку они ещё не окрепли, для перехода в загробную жизнь необходима была несколько большая защита, чем взрослому человеку. Поэтому их снабжали большим количеством различных амулетов.
Есть и другое предположение. Дело в том, что в это время естественно была очень высокая смертность. И когда мы раскапываем женские погребения, там очень хорошо прослеживается, что было два пика смертности. Первый приходится на 15-20 лет, а второй непосредственно связан с продолжительностью жизни – 35-40 лет, до 50-ти лет.
М. Родин: А 15-20 – это во время родов?
М. Лебедев: 15-20 – это, видимо, первые роды. Первые роды часто приводили к смерти. В том числе была велика и детская смертность. И возможно эти дети воспринимались как своеобразные посредники между миром живых и миром мёртвых. Амулеты имеют либо защитную функцию, либо связаны с плодородием. Например, очень много мы нашли раковин каури. Этих знаменитых, которые были распространены по всему древнему миру, да и в эпоху Средневековья они очень активно использовались. Раковины каури в Египте традиционно символизировали вагину. Причём любопытно, что мы не только нашли натуральные раковины каури, но и попытки их имитации из белого фаянса. Опять же интересно, что эти раковины каури и их имитации были найдены в нескольких погребениях сразу. И вообще, тот инвентарь, который мы обнаружили, типологически очень схож. Что говорит либо о том, что эти дети были представителями одной семьи либо рода, либо что эти погребения совершались в какой-то ограниченный промежуток времени. То есть полное ощущение, что все эти бусины, которые использовались для изготовления браслетов, был у нас замечательный поясок на одной из девочек, которая была похоронена, были бусы на шее, — полное ощущение, что их где-то централизованно однажды закупили у одного торговца, или доставали из одного какого-то бабушкиного сундучка. То есть это либо родственники, либо дети, умершие в короткий промежуток времени, возможно, в результате какой-то эпидемии.
Есть предположение, что умершего ребёнка снабжали большим количеством амулетов, связанных с плодородием, возможно, для того, чтобы он дошёл до богов подземного мира. Это погребение воспринималось как посылка. Он должен был дойти и помочь уговорить богов, чтобы они послали несчастным родителям ещё одного ребёнка.
Что очень любопытно: при изучении архитектуры гробницы Кахерптаха было выявлено очень много переделок, которые были сделаны, судя по всему, в этом же первом тысячелетии до н.э. Например, там очень хорошо видно, как рельефы Древнего царства намеренно стёсывались для того, чтобы, видимо, в проход протащить какой-то очень серьёзный саркофаг. Подтачивались устья в шахты, ведущие в погребальные камеры. Опять же, видимо, для того, что нужно было опустить туда что-то очень крупное.
М. Родин: То есть египтяне первого тысячелетия до н.э. не с большим уважением относились к этим постройкам третьего тысячелетия до н.э.?
М. Лебедев: Нет, они относились к ним с большим уважением, именно поэтому активно их использовали.
Уровень хождения поднялся, вероятно, в результате того, что там накапливались слои. И был поднят порог. Он был красиво выложен камнем. Видимо, эти перестройки тоже относятся к первому тысячелетию. Часовня была значительно расширена за счёт соседних ниш, в которых мы нашли очень серьёзные проходы в погребальные камеры. Мы их ещё не копали, мы только их обозначили на плане. Мы дочистили до них и остановились.
То есть, есть все основания полагать, что мы, скорее всего, не найдём следов погребения Древнего царства, вряд ли мы найдём останки самого Кахерптаха. Хотя всякое может случиться. Мы же нашли Персенеба, хотя над ним ровно лежала эта «баба-мужик». Тем не менее, там наверняка будут захоронения первого тысячелетия до н.э.
И ещё что любопытно: среди этих 29 статуй очень немногие выполнены в натуральную величину. Большинство из них, хотя изображают взрослых людей, но при всём при этом они очень маленького размера. Есть побольше, есть поменьше, но в целом они очень напоминают детей. И возможно люди, которые жили в первом тысячелетии, знали, что есть такая уникальная гробница, и в этой гробнице есть изображения взрослых, которые как бы родители, и изображения маленькие, которые по масштабам напоминают детей. И этих, условно говоря, детей там большинство. Возможно, в связи с этим пространство над часовней Кахерптаха и было выбрано для детского некрополя.
Понятно, что это нужно доказывать. Очень многое зависит от того, что мы найдём в ходе следующих сезонов. Раскопки гробницы Кахерптаха нужно проводить аккуратно и качественно, поэтому, я думаю, это займёт несколько лет. Потому что шахты там могут быть глубокими, по крайней мере некоторые из них. Но такое любопытное предположение. Если оно подтвердится в какой-то степени – это будет замечательный факт, который поможет проникнуть в сознание тех людей, которые жили в первом тысячелетии до н.э.
М. Родин: Я так понимаю, вы продолжаете использовать новые научные методы, и археоботаника дала какие-то новые интересные результаты в этом году.
М. Лебедев: Благодаря РФФИ у нас есть грант на естественнонаучные исследования. В этом году мы смогли привезти не только антрополога, но ещё и археоботаника Алексея Сергеева, и кроме того, археозоолога Елену Всеволодовну Добровольскую. С археоботаником мы привезли ещё микроскоп, но многие результаты ещё не обработаны. Что касается археозоологии, тут есть очень любопытные результаты. Почему здесь важны естественнонаучные методы? Потому что эти гробницы активно использовались в первом тысячелетии до н.э. как некрополь, а так же в эпоху раннего Средневековья и в XIX в. как жилые помещения. Поэтому, исследуя, казалось бы, памятники III тысячелетия до н.э., мы можем реконструировать условия жизни населения мемфисского региона на протяжении больше, чем трёх тысяч лет.
И эти комплексы костей, которые были обнаружены на территории нашей концессии, а в этом году было изучено порядка двух тысяч таких костей животных, чётко делятся на несколько групп. Во-первых, это кости эпохи Древнего царства, во-вторых, это кости конца первого тысячелетия до н.э. – начала первого тысячелетия н.э., когда здесь начали жить люди, и, наконец, кости, связанные с XIX веком.
Начнём с Древнего царства. Какие здесь можно ожидать кости? Прежде всего, какие-то материалы, связанные с пищей, которая оставлялась усопшим. Таких материалов, к сожалению, обнаружено не было, зато в погребении карликов, о которых как-то шла речь, непосредственно над гробницей одного из карликов, собственно говоря, непосредственно над ним, были найдены многочисленные кости собак. Эти кости хорошо датируются эпохой Древнего царства. И любопытно, что сами карлики часто изображались в египетских гробницах как люди, которые следят за собаками и вообще за домашними животными. Кроме того, есть предположение, что древние египтяне воспринимали карликов как своеобразных домашних питомцев. И обнаружение большого количества костей, непосредственно заложенных в погребальную камеру этого карлика, крайне любопытно. То ли это те собаки, за которыми он следил. Они лежали не в анатомическом порядке, но тем не менее их явно откуда-то специально собрали и разложили над его погребальной камерой. Либо эти собаки символизировали, что к нему относились, как к домашнему питомцу. Очень сложно сказать. Это такая любопытная находка, которая приоткрывает нам окошко в эпоху строительства Великих пирамид.
Кроме того, в комплексах, которые относятся к I тысячелетию до н.э. – I тысячелетию н.э. выявляется большое количество костей мелкого рогатого скота, крупного рогатого скота и, что любопытно, свиней. В это время здесь уже жили люди, но при этом наличие свиней, причём во всех комплексах, связанных с бытовыми отходами, говорит о том, что здесь жило население, которое не испытывало проблем в общении со свиньями, в поедании свиней, то есть, вероятно, это были не мусульмане и не иудеи. Хотя в нескольких наших гробницах были найдены звёзды Давида, иудейские амулеты. Возможно, это были христиане. Это, в принципе, соответствует нашим предположениям о том, в каком положении находились христиане после арабского завоевания. Это были бедные слои египетского общества, которые селились на окраинах Каира в этих древних гробницах. Христиане жутко боялись этих гробниц и вообще древних изображений. И, вероятно, в это время многие изображения хозяев египетских гробниц были уничтожены.
Любопытно, что в комплексах, которые относятся к XIX в. (мы можем предполагать, что они относятся к XIX в. по керамике) тоже продолжали есть свиней. Это, возможно, говорит, что эти гробницы – маргинальная область, которая использовалась маргинальным населением.
Что касается археоботаники, то в этом году было взято очень большое количество образцов. В следующем году мы их будем смотреть с помощью микроскопа непосредственно на месте. Но кое-какие предварительные выводы мы тоже можем сделать. Например, встречается большое количество обугленной мякины, что подтверждает выводы наших американских коллег, которые изучают археоботанические материалы на поселении строителей пирамид, а также на поселении жрецов при пирамиде Хенткаус. Они сделали вывод о том, что для отопления а так же для приготовления пищи по причине того, что дерева мало, активно использовали мякину. Это остатки от подготовки зерна. И, видимо, то же самое мы видим на примере нашего материала в Гизе. Здесь жили люди. Они обрабатывали зерно. А отходы от этого производства они использовали для отопления или приготовления пищи. Это крайне любопытно. Причём у нас в основном материалы I тысячелетия, а там – III тысячелетия до н.э. То есть эта традиция сохранялась.
Кроме того, взяли отпечатки с керамики, потому что там очень много встречается зёрен культурных растений. Но будем изучать это уже в следующем году. В общем, материалов много и говорить о них можно бесконечно.
Вы можете стать подписчиком журнала Proshloe и поддержать наши проекты: https://proshloe.com/donate
© 2022 Родина слонов · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено
Добавить комментарий