Как Авраам стал общим «предком» и для иудеев, и для христиан, и для мусульман? Почему попытки «возвращения к истинной вере Авраама» приводили к возникновению новых религий? В какие моменты времени иудаизм, христианство и ислам «теряли друг друга» и окончательно разделялись?
О хитросплетениях родословной авраамических религий рассказывает кандидат исторических наук, руководитель Секции Ближнего Востока Школы востоковедения ВШЭ Алексей Владимирович Муравьёв.
Стенограмма эфира программы «Родина слонов» с кандидатом исторических наук, руководителем секции Ближнего Востока школы востоковедения Высшей школы экономики Алексеем Владимировичем Муравьевым.
Михаил Родин: Ислам, христианство и иудаизм – самые близкородственные религии и идеологии. Сегодня будем говорить о том, как они возникли, как между собой связаны, как переплетались по ходу истории, что в них общего, а что различного. Почему их называют авраамическими религиями? Кто такой Авраам, почему его признают и иудеи, и христиане, и мусульмане?
Алексей Муравьев: Авраам – персонаж, который выступает в Ветхом Завете. Его имя состоит из двух частей: «аб» – общесемитское «отец», «рам» – «высокий, великий». Он является первым человеком, сознательно избравшим монотеизм и заключившим завет с Богом Яхве.
В результате сложной истории скитаний, путешествий, он становится отцом народов, и его имя получает дополнительную букву. Это буква «הָ» («хей»). А поскольку в семитских языках согласные звуки не могут существовать отдельно, на них должна быть повешена какая-то огласовка, добавился еще и гласный. При переводах с еврейского на греческий букву «хей» невозможно передать, поэтому просто стали удваивать букву «а», Авраам.
Некоторые имена, для того, чтобы сделать их более значимыми или придать им новое значение, получали дополнительные буквы. И одной из таких букв, буквой почета, значения, была буква «хей». Она загадочна, никто толком не знает, почему это так.
Михаил Родин: К I в. до н.э. существует только одна авраамическая религия: иудаизм. Это древнееврейский монотеизм?
Алексей Муравьев: У еврейского народа формируется к началу I тыс. до н.э. комплекс воззрений, самой яркой чертой которого было именно единобожие, вера в конкретного Бога, имя которого, состоящее из четырех букв, табуировано, не произносится. Обычно оно расшифровывается как Яхве, но возможно, произносилось чуть-чуть по другому.
Эта вера прочно ассоциировалась с именами трёх патриархов: Авраама, Исаака и Иакова. Авраам был первым из них. Вне зависимости, являлся ли Авраам легендарным или историческим персонажем, он был первым законодателем народа. И очень многие положения иудаизма: о соблюдении субботы, обрезании, праздниках, восходят именно к этому Первому завету. Поэтому с точки зрения религиоведения иудаизм и есть вера Авраама.
Михаил Родин: Одно дело – верить в одного бога, но при этом допускать, что существуют другие боги у других народов. Иудаизм пришел к тому, что других богов просто не существует.
Алексей Муравьев: Все религии окружающих народов, прежде всего финикийские, ханаанейские верования, объявляются не просто чужими религиями, но неправильными, неверными. Они вместо Бога почитают то, что называется идолами, изображения.
Бог евреев, почитаемый Авраамом, отличался тем, что у него принципиально не было изображений. И боги других народов либо признавались просто деревяшками, либо это демоны, которые обманывают людей, отвращая от веры в правильного Бога.
Михаил Родин: Иудаизм – это слово, которое обозначает сложную систему верований, объединяет разные течения. Важен сам факт их наличия, потому что одно из них потом стало христианством.
Алексей Муравьев: Совершенно верно. Иудаизмов было много. Все евреи в целом за небольшим исключением исповедовали веру в единого бога Яхве, но отличались по формам культа. Самый известный – это иудаизм Храма и то, что мы называем самарянской версией иудаизма. Самаряне, жители Самарии, не почитали Храм в Иерусалиме, а совершали молитву, обращаясь к горе Гаризим.
Из Нового Завета мы знаем о существовании школ фарисеев, саддукеев. Есть сведения о мистических школах, например, ессеев в Иудейской пустыне. Были другие школы, которые сложились во времена, когда евреи оказались на территории эллинистического царства Селевкидов. Они все были объединены верой в одного Бога, а интерпретаций было много.
И если мы попытаемся понять, откуда берется культурная форма христианства, то мы совершенно четко увидим, что это харизматическая и отчасти мистическая форма иудаизма с очень важным элементом деритуализации и модернизационного поворота. То есть отказа от буквального понимания религиозного ритуала и обряда: от субботнего запрета на действия и многих других вещей.
Михаил Родин: Но Иисус-то родился иудеем, он соблюдал шаббат. И когда начал свою проповедь сказал, что не придумал новую религию, а наоборот, решил вернуться к корням и вернуть ту самую веру Авраама, очистить ее от ошибок, которые накопились.
Алексей Муравьев: Даже больше скажу: он соблюдал все нормальные требования иудейского закона, Торы. Просто к этим законам прибавились еще и христианские нормы: крещение, воскресная молитва и т.д. Безусловно, Иисус и апостолы были иудеями и по культуре, и по религиозному типу. Когда апостол Павел начал заниматься проповедью среди неевреев, он пошел еще дальше и предложил отменить все еврейские религиозные требования для христиан.
Михаил Родин: Иудаизм – это этноконфессиональная идеология, привязана к одному конкретному народу. Что изменилось? Что позволило новой христианской идеологии нести себя в другие народы?
Алексей Муравьев: Первое, это, конечно же, универсализм. Это принцип, который характерен для миссионерских религий, которые могут в себя включать всех людей вне зависимости от этнической или языковой принадлежности.
Складываются большие универсальные империи, Римская в частности, в которых это становится возможно. Первым радикальным выражением этого были слова «Несть ни эллина, ни иудея». Это, конечно, относилось к евреям в первую очередь, потому что евреи делились на тех, кто говорил по-гречески и тех, кто говорил по-арамейски. Первые условно назывались эллинами, вторые – иудеями. Но впоследствии это стало пониматься, что нет ни еврея, ни грека.
Михаил Родин: Мне кажется, это следующий шаг в развитии монотеизма: одно дело, когда Бог один, но покровительствует только твоему народу, другое дело – когда ты признаешь, что Бог распространяется на весь мир.
Алексей Муравьев: Да. Это сложное понимание, до которого исторически, эволюционно нужно было дорасти. Оно не встречается в архаических религиях.
Михаил Родин: Есть еще какие-то важные отличия христианства от иудаизма?
Алексей Муравьев: Первое – это принятие Христа. Многие направления иудаизма признавали, что придет помазанник, Машиах, по-гречески – Христос. Христианская группа отличалась утверждением, что Христос есть Иешуа, Иисус. Другие говорили, что это может быть другой человек, или что он придет в будущем.
Второе: христиане считали, что этот помазанник – не просто герой, он – сам Бог. Это важный момент, который для христиан был сложным в их отношениях с иудеями.
И третий момент – постепенно вошло в обычай признание Бога как Троицы.
Михаил Родин: Монотеизм развивается, и вдруг Бог растраивается на Сына, Отца и Святого Духа. Как это объяснить?
Алексей Муравьев: Уже сам Иисус, и в большей степени его последователи, стали пользоваться не семитским набором понятий, идей, концепций, а характерным для греческой философии. Его ученики недоумевали, какое его отношение к Отцу, что значит «Отец»? История с Духом продолжалась аж до IV в. Люди не могли понять, кем является Дух в отношении Христа и т.д.
Поэтому идея Троицы – это вброс концепции, для которой еще в целом не созрело понимание. Суть в том, что на архаическом языке семитской традиции не было никакой возможности объяснить контакт Бога с людьми. Я имею в виду прямой контакт, каковым христиане считали пришествие Христа. Бог не может воплотиться, он не может никуда снизойти, он абсолютно трансцендентен.
Михаил Родин: А как же Моисей?
Алексей Муравьев: Это не прямой контакт. Моисей слышит голос и видит, как там пишется, «заднее Божие». Тень, например, или какой-то знак появления Бога. Другие слышат голос из куста. Авраам слышит голос с неба. Не было контакта, с помощью которого с Богом можно было разговаривать напрямую, как ученики разговаривают с Иисусом, или чтобы Бога можно было пощупать, как Фома, который вложил свои пальцы в раны Христа.
В этом смысле Троица давала философскую интерпретацию этих различных лиц божества, которая для человека, мыслящего по-гречески (а часть евреев уже мыслила по-гречески) вполне нормально выглядела. Бог абсолютно трансцендентный, отец всего, как учит Авраам – это Отец. Тот, который буквально творил мир – это Сын. И то его лицо, которое отвечало за вдохновение жизни во всё это – Святой Дух. Вот так примерно в то время объясняли Троицу. Эти лица обладают определенной субъектностью, личными свойствами.
Итог такой: Троица выросла в большую и сложную философскую концепцию, которую невозможно было выразить на языке семитской традиции. И это привело в последствии к конфликту и с иудаизмом, и с исламом.
Михаил Родин: Иудаизм – это этническая идеология, христианство – это выросшая из иудаизма секта, которая затем стала отдельной религией, которая признает, что Бог может быть богом для всех народов. Ислам появился вообще не в еврейской среде.
Алексей Муравьев: Действительно, ислам, который возник на территории Аравийского полуострова, не происходил напрямую от евреев. Но на территории Аравийского полуострова были поселения евреев. Это больше касается Йемена. Здесь ходили торговые караваны, весь этот путь ароматов, из Эфиопии шедший. А Мухаммед был караванщиком, удачно женившись на вдове Хадидже, которая владела большим парком верблюдов.
Караванщики говорили по-арамейски. Транспорт иудейских, христианских идей на этих путях был интенсивным, полностью исключить еврейское влияние невозможно, и более того, современные исследователи прямо говорят о том, что в основе первой проповеди Мухаммеда были влияния как еврейские, так и христианские.
Михаил Родин: Есть исторические свидетельства того, какая проповедь на него повлияла? Иудейская или христианская в большей степени? И как ее арабы восприняли? Они были монотеистами? Или всё-таки нет?
Алексей Муравьев: У арабов действительно был монотеизм. Иногда его называют рахманизмом. Мой коллега Андрей Витальевич Коротаев выпустил книжку про это. Действительно, на территории Хиджаза и Йемена существовали разные формы монотеизма, дохристианского и даже нееврейского. Это были национальные арабские формы. Бог там назывался Рахман («милостивый»). Мухаммед в своей проповеди опирался, вероятно, и на тех, кто веровал в этого бога.
Но, безусловно, и на территории Мекки и на территории Хиджаза были евреи. И с мекканскими евреями Мухаммед первоначально дружил, и с христианами тоже. И существует такая признаваемая гипотеза, что слово «муминун» («верующие») это были и христиане, и иудеи, и те, кто поверил Мухаммеду. То есть он пытался создать синтетическую религию.
Потом постепенно – это было косвенно связано с тем, что Мухаммед поссорился с жителями Мекки и эмигрировал в Ясриб, Медину (эта эмиграция называется Хиджра) – евреи и христиане не поддержали его и постепенно начало расти противостояние между этими группами и в конце концов, уже в Медине, вероятно, мы замечаем в сурах Корана антихристианские и антииудейские нотки.
Концепция раннего протоислама, вероятно, выглядела следующим образом: Бог Авраама, Исаака и Иакова (не случайно Мухаммед взял имя именно еврейского бога, слово Аллах – это то же самое, что Элохим) послал пророков, в том числе Ису (Иисуса), но евреи перестали правильно верить, и этих пророков либо убили, либо прогнали, либо, как Ису, распяли. Поэтому евреи неправы.
Теперь христиане. К ним пришел пророк Иса, они его приняли, за ним пошли. Но тут пришли те, кого Коран и ранний ислам называл назореями. Эти насара, назореи, испортили учение Исы тем, что внесли в него учение о Троице и учение о том, что Иса был на самом деле Богом, что с точки зрения иудаизма невозможно.
Получается, что ранний ислам – это переосмысленный иудаизм с внесенными в него элементами христианства.
Михаил Родин: Опять возвращаемся к тому, что был иудаизм, появился Иисус, который сказал, что у нас много ошибок, надо очиститься и вернуться к настоящей авраамической религии. Теперь Мухаммед говорит: «Ребята, вы опять много чего напридумывали, нам опять нужно вернуться к авраамическому зерну».
Но тут важный момент: если он начал проповедовать это среди арабов, а религия всё таки авраамическая, как он объяснял им, что Авраам для них – важная персона?
Алексей Муравьев: В одной из важных сур Корана, которая называется «Семейство Имрана» (а Имран – это одна из форм имени Авраама, он называется либо Ибрагим, либо Имран), Авраам уже присутствует, как важный пророк.
Это объяснялось двумя путями. Первый – через духовную генеалогию. Духовная генеалогия заключалась в том, что Бог избрал евреев, и они оказались плохими, тогда Бог предложил христианство, но христиане не последовали за ним, и тогда он обратился к арабам. Это концепция избранного народа.
А вторая концепция – физического родства. Дело в том, что в истории Авраама есть так называемая линия Агари. Агарь была нееврейкой, которую Сарра дала Аврааму, чтобы она вместо нее родила ему наследника, поскольку Сарра была бесплодна. Агарь рождает Ишмаэля, по-гречески Измаила, который становится любимым сыном Авраама до того, как рождается Исаак. После рождения Исаака Сарра при участии Авраама выгоняет Агарь с сыном в пустыню.
Агари является Бог в виде ангела и говорит, что от ее сына произойдет великий народ. И дальше линия Агари в Библии практически не фигурирует. Но в арабские племенные генеалогии начинает встраиваться эта агаринская линия. От Агари и Исмаила пошли все арабы.
Михаил Родин: А эта связь с Авраамом проявлялась у арабов до Мухаммеда?
Алексей Муравьев: Нам очень сложно об этом говорить, потому что арабский язык не был письменным. Во времена Мухаммеда писали по-арамейски. Поэтому у нас мало свидетельств.
Больше свидетельств о культах в Йемене. Некоторые племена Йемена уже в VI в. приняли иудаизм. Это известная история с так называемой неджранской резней, когда христиан в Неджране перерезал местный царь Зу Нувас. Эфиопский негус отрядил целую экспедицию, чтобы покарать этого царя и искоренить иудаизм на территории Аравии. Иудаизм на этой территории был. Таким образом, эти две линии связываются, не существуют изолированно.
Михаил Родин: В какой момент христианство и ислам осознали, что они совсем разные? Или такого не произошло до конца?
Алексей Муравьев: В VIII в. знаменитый грекоязычный арабского происхождения писатель, живший в Палестине, Иоанн Дамаскин (арабское его имя Мансур), написал об исламе, что это христианская ересь. Чуть позже, в Продолжателе Феофана и особенно в византийской хронике Георгия Амартола, ислам называется чистой воды язычеством. Ну а в дальнейшем начинается жесткое противостояние в связи с конкуренцией между христианами и исламом за тех людей, которые оказались на территориях, завоеванных халифатом.
Поначалу для людей, завоеванных халифатом, всё было хорошо, а потом на них оказывалось сильное давление: либо они должны платить большие налоги, либо обращаться в ислам. Многие выбирали второе. И христиане начали жестко критиковать ислам, как неправильную религию, Мухаммеда – как лжепророка и т.д. Мусульмане не оставались в долгу: постепенно тон критики христианства в исламе становился более жестким.
Процесс взаимного противостояния на религиозном уровне продолжался до XI в. Тут произошел захват Иерусалима крестоносцами. И к религиозному противостоянию прибавилось сложное политическое. Многих мусульман убили, они назывались неверными, сарацинами, врагами христиан. Завоевание крестоносцами Иерусалима поставило жирную точку в теме единой религии.
Вы можете стать подписчиком журнала Proshloe и поддержать наши проекты: https://proshloe.com/donate
© 2022 Родина слонов · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено
Добавить комментарий