Что во время существования Пути из варяг в греки происходило на другом конце современной РФ? Как прижилась китайская система бюрократии и градоустройства на тунгусо-манчжурской почве? Что Бохай привнёс в культуру Японии? И как это государство кануло в Лету?
Расширяем наши познания об истории Евразии с кандидатом исторических наук, ведущим научным сотрудником, заведующей сектором раннесредневековой археологии Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока РАН Евгенией Ивановной Гельман.
Стенограмма эфира программы «Родина слонов» с кандидатом исторических наук, ведущим научным сотрудником, заведующей сектором раннесредневековой археологии Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока РАН Евгенией Ивановной Гельман.
М. Родин: Буквально в прошлую субботу мы выдали в эфир программу, посвящённую Пути из варяг в греки. А что в ту эпоху происходило на другом конце современной России? Вы что-нибудь об этом знаете? Я – практически ничего. А на самом деле в этот же момент, когда складывалось Древнерусское государство вокруг Пути из варяг в греки, уже заканчивало своё существование дальневосточное государство Бохай. Часть его находилась на территории современной России, часть – на территории Китая, часть – на территории Северной Кореи.
Почему я считаю, что всем нам очень важно изучать все эти государства? Мне кажется, что мы никогда не поймём историю нашей страны, а уж тем более мира, если не будем воспринимать как минимум всю Евразию как единое пространство. У нас возникает ложное впечатление, что откуда-то из темноты Дальнего Востока выскакивают монголы, у которых нет никакой истории. А между тем Бохай очень сильно повлиял на киданей и чжурчжэней, чжурчжэни повлияли на монголов, и это всё связывается в сложную геополитическую ситуацию. Сегодня мы попытаемся начать её потихонечку разматывать.
Понятно, что и государство Бохай возникло не на пустом месте. Когда оно возникло и кто был его соседями и предшественниками?
Е. Гельман: Бохай возник безусловно под влиянием Китая. Китай тоже всё время общался, торговал, использовал и вступал постоянно в контакты с соседями, которых он называл «варварами». Тем не менее, эти «варвары» были очень разными, и в том числе образовывали довольно сложные группы и объединения. Даже нельзя их назвать племенами. Хотя некоторые используют это слово.
Эти этнические группировки мы именуем сегодня мохэ, мохэйские группы. На самом деле это, скорее всего, территориально-производственные образования разного размера, которые в зависимости от своих целей и ресурсов могли объединяться и разъединяться, выступать то на одной стороне, объединяясь с Китаем, или против него, объединяясь, например, с корейскими государствами. Эта довольно сложная история привела и к усложнению общества у этих этнических групп.
Та борьба, в которую они вступали то на одной, то на другой стороне, приводила к их расколу. Так, например, часть мохэ, которую мы называем сумо мохэ, это большая группа, в которую входило много более мелких этнических групп мохэ, раскололась. Часть из них поддержала Когурёское государство северной части Корейского полуострова, которое существовало до 668 г.
А часть из-за того, что они их вытесняли из района города Фуюй, перешла на сторону Китая и поселились рядом с ним. В этот период времени они, находясь рядом с границами Китая, оставались подданными китайского императора и выступали в качестве защитников его границ. Это обычная история: в Китае зачастую варвары использовались с этой целью. И старались так многие десятки лет.
М. Родин: То есть перед образованием государства Бохай есть два главных соседа: Когурё, это чуть больше, чем современная Северная Корея, и Китай. А кто их окружал в этническом смысле? Насколько я понимаю, мохэ – это анклав тунгусоязычного населения среди монголоязычного населения, которое окружало их со всех сторон.
Е. Гельман: Есть исследователи, которые не полностью согласны с этим. Что среди мохэ могли быть и монголоязычные, особенно если они принадлежали к народности вэймо или к их родственным ветвям, и остальные – тунгусоязычные. На сегодняшний день мы не сможем ответить на этот вопрос, поскольку мы не можем их спросить. Но, безусловно, это повлияло на различные группировки, которые образовывались. Тем более, что мохэ всегда граничили со степными монголоязычными соседями, которые стали киданями, монголами, и т.д. Соответственно, они также постоянно вступали в контакты, попадали в зависимость от них, или наоборот. Ситуация постоянно менялась в зависимости от исторического периода.
Поэтому, конечно, это имело значение и в дальнейшем повлияло на образование государства Бохай. Потому что когда мохэ, которые находились по сути в плену в Китае, хотя некоторые и в почётном плену, получали большие должности, могли наследовать титулы, в общем-то, были прикормлены китайскими правителями, тем не менее, когда представилась возможность, а она состояла в том, что в 698 г. кидани, часть которых была также покорена Китаем, восстали. Они воспользовались этой ситуацией и ушли в родные края. Более того, тут же эту историю подхватили тюрки и фактически перекрыли дорогу китайским войскам. И мохэ благополучно достигли своих родных территорий, где и создали первое тунгусо-манчжурское государство, которое сначала называлось Чжэнь, а в последствии получило название Бохай.
М. Родин: Как было устроено это государство? Что мы знаем о верховной власти и дальше вниз по пирамиде государственного устройства?
Е. Гельман: Безусловно, находясь длительное время в китайском плену и в любом случае имея контакты с Китаем, административно-территориальная система Бохай была устроена наподобие китайской танской эпохи. Напомню, что Тан существовала в 618-907 гг. За образец была взята даже система создания нескольких столиц вместо одной. Хотя в Тан эта система не прижилась, в Бохае – прижилась. Поскольку Бохай стал впоследствии огромной территорией, очень условно в 500 тысяч квадратных километров, превосходящей в два раза, а то и больше, корейские государства. Эта система получила всё же свои названия, чтобы отличаться от китайской.
Во главе государства стоял наследный правитель, которого мы называем «королём». Но это тоже весьма условно. Его можно называть ваном, как это делают, скажем, китайцы. Ближайшими его помощниками сначала были такие же наследные вожди, которые постепенно становились чиновниками. Но тем не менее власть вождей, отдельных групп сохранялась долгое время. Японские исследователи постоянно подчёркивают, что, например, те посольства, которые прибывали к ним впоследствии, когда наладились торговые отношения, содержали не только, например, посла, секретаря, переводчика, астролога, и т.д., но и 62 представителя окружных центров, которые одновременно были вождями этнических группировок. Это показывает, что очень длительное время власть вождей всё-таки сохранялась и имела значение в государстве.
Ниже по иерархической лестнице находился народ. Среди которого часть – это ремесленники, и часть – обычные крестьяне. Армия группировалась тоже по принципу, который характерен для танского Китая. Было создано десять гвардий, которые так же отвечали за определённые задачи по защите границ. Кроме того, могли собираться дополнительные войска при наступлении какой-то опасности.
М. Родин: А как комплектовались эти войска и гвардии? Это были профессиональные военные, которые обеспечивались государством, или это было что-то типа дворянской системы, когда их обеспечивали земельными наделами?
Е. Гельман: Точно об этом говорить нельзя. Мы имеем, к сожалению, очень краткую информацию. Скорее всего, часть была профессиональными воинами, а часть просто добиралась по необходимости в случае каких-то наступательных операций.
М. Родин: А насколько профессиональным было чиновничество? Я так понимаю, верхушка была организована как более-менее нормальный административный аппарат, а нижняя часть, как это часто бывает, ещё представляла собой общинную структуру. Т.е. староста деревни был и чиновником, который представлял эту деревню перед государством.
Е. Гельман: Верхушка, конечно, постепенно становилась профессионалами. Была трёхуровневая система, к которой принадлежали чиновники. Самые высшие чиновники имели право иметь определённые признаки власти в виде разного цвета одежды, разного материала отличительные бирки, дощечки для записей, слоновые или обычные.
Ниже, конечно же, мы можем говорить о подключении к власти не только старост, но и вождей, которые управляли несколькими, возможно, поселениями. Вряд ли каждое поселение было представлено наследным вождём. Конечно, японские исследователи пишут, основываясь на материалах донесений своих послов, что они ехали по территории достаточно безлюдной, встречали отдельные деревеньки, которые управлялись старостами. И часто эти старосты были когурёского происхождения.
М. Родин: Когурёского – это имеется в виду из северной Кореи?
Е. Гельман: Да. Они подчёркивают этот момент. Хотя это не значит, что они знали всю территорию Бохая и видели все типы поселений.
М. Родин: То есть местная знать была сильна, какие-то феодальные отношения существовали.
Е. Гельман: Была достаточно сильна вплоть до последнего времени. Им давалась большая свобода в ведении экономических действий. В частности, например, позволялось заниматься торговлей. Подтверждением этому являются сведения о том, что вожди, которые с посольствами прибывали, например, в Китай или в Японию, привозили свои товары, которые обменивали на местных рынках, иногда даже на территориях, где запрещено было торговать, на что очень сетовали японцы и пытались их всячески регламентировать, что было довольно трудно.
Бохайцы сыграли очень важную роль в торговых отношениях. Например, в Японии считается, что литьё чугуна появилось благодаря появлению там бохайцев. Я уж не говорю об игре в мяч на лошадях, конном поло, бохайском танце. До сих пор это сохранилось в исторических сведениях и известно до сих пор.
М. Родин: Насколько я понимаю, бохайцы обладали очень сложной специализированной экономикой. В разных регионах государства была своя специализация. Вот про это расскажите.
Е. Гельман: Специализация была. Она связана с ресурсами. Большая часть территории Бохая – это горные системы. Примерно 75%. 25% – это долины рек. Примерно около десятка очень крупных рек. Я уж не говорю о морских заливах, внутренних водоёмах типа озера Ханка, например. Поэтому имелась специализация.
Стоит отметить, в бохайское время было примерно на 1-2 градуса теплее, чем сейчас, причём теплее была морская вода. Это значит, что воздух был в среднем ещё более тёплым, чем морская вода. Мы нашли подтверждения этому не только в исторических записях. Мы, например, нашли вымершие моллюски-анадары, которые в настоящее время уже не водятся в водах Японского моря.
Что касается производства риса, в северных районах до 40-й параллели рис вряд ли выращивался, как и сегодня. Тем более рис, который тогда выращивался, не был способен вырастать в этих условиях. Но он несомненно привозился в эти регионы. Мы даже недавно нашли где не ожидали в слоях, культурных отложениях памятника, например на Горбатке, два зёрнышка риса. Это тоже свидетельствует о торговле внутри Бохая.
Мы нашли на континентальных памятниках свидетельства обмена с побережьем Японского моря, откуда привозились морские моллюски, морская рыба, проходная рыба, которая заходит на нерест только в определённое время. Это в достаточно большом количестве присутствовало на континентальных памятниках. Т.е. региональные обмены в полном смысле этого слова работали. Также морские моллюски например находили в верхней столице Бохая, это довольно далеко от побережья.
Исторические сведения дают нам несколько больше, чем археологические. Потому что многие из товаров просто не сохранялись в земле. Например, меха. Это главная статья торговли. Соболя, тигровые шкуры, шкуры леопардов, морских котиков, медведей. Бохайцы создали в той же Японии моду на эти меха, которая прошла после того, как торговые отношения с Бохаем прекратились.
Сначала в основном это были товары, которые мы можем назвать дарами природы, включая мёд, сосновые шишки, и пр. Но постепенно, когда экономика Бохая стала развиваться, в торговые товары включались уже и предметы ремесленного производства. Это и чугунные, и железные, бронзовые изделия, буддийская скульптура, в том числе бронзовая, позолоченная, различные виды тканей, которые тоже производились в Бохае. Обменивались более грубыми тканями, а в ответ получали более изысканные типа шёлка: шёлковые пояса, вату, нити.
Это носило, конечно, характер обменов. Все исследователи из разных стран, и японские специалисты-историки, археологи, и северокорейские, и южнокорейские, китайские – все сходятся на том, что такие посольства носили характер, в общем-то, торговли. Просто это имело такую форму.
М. Родин: То есть они как будто бы обменивались подарками, а на самом деле это международная торговля, просто в такой архаичной форме.
Е. Гельман: Совершенно верно.
М. Родин: Правильно ли я понимаю, что ремесло, про которое вы упомянули, тоже было локализовано в зависимости от региона, откуда происходит продукт, например, медь, бронза, и были целые регионы, которые именно специализировались на ремесле? Мне кажется, это очень важно, это прогрессивный показатель.
Е. Гельман: Территория Бохая – на 75% горные системы, где было очень много полезных ископаемых. Например, в Чёрных горах, это на границе современного Приморья и Северной Кореи, содержится очень много месторождений меди. Есть месторождения золота, даже в том числе на территории российского Приморья. Есть месторождения олова. Кстати, японцы считают, например, что впервые олово было привезено на японские острова благодаря мохэ, а затем это было статьёй торговли с ними до тех пор, пока они не нашли олово у себя. Очень длительное время оно у них отсутствовало. Поэтому мохэ, которые ещё до Бохая с ними торговали, привозили эти товары на Хоккайдо, на север Хонсю.
Долины рек, таких как Ляохэ, Муданьцзян, ну и Туманган – это были территории, где очень много производилось сельскохозяйственной продукции. И позднее, когда в регионы Бохая были включены территории Приханкайской низменности, они также производили сельскохозяйственную продукцию. Кроме того, долины окружены лесами, и, наверное, каждое поселение вынуждено было платить какой-то налог и сельскохозяйственной продукцией, и в виде мехов.
Тёплые регионы Бохая выращивали рис. Где-то в огромном количестве заготавливался соевый соус. Но, в принципе, соя произрастала на всей территории Бохая, и эти товары могли производить на месте. Это тоже нужно иметь в виду.
М. Родин: Вы много упоминали про японцев, китайцев, корейцев. Давайте уделим внимание вопросу наследия Бохая. Насколько я понимаю, это сложная политическая ситуация: чьим наследием считать Бохай.
Е. Гельман: Моя лично точка зрения: Бохай – это мировое культурное наследие. А что касается разных государств, то можно сказать, что история Бохая слишком политизирована. Корейцы безусловно считают Бохай только корейской историей. Китайцы считают, что Бохай был малочисленным народом китайской империи, и, значит, это часть их истории.
И мы занимаем промежуточное место между ними, и нередко становимся как бы посредниками в общении между ними. Так, например, нам удавалось проводить совместные конференции, где собирались представители всех стран: Японии, Северной и Южной Кореи, Китая. И мы обсуждали совершенно спокойно и приходили к хорошим результатам на таких мероприятиях.
Я считаю, что ни в коем случае нельзя политизировать. Только так мы можем добиться каких-то успехов в изучении Бохая. Тайн ещё очень много. Открытий впереди ещё больше, чем есть на сегодняшний день.
М. Родин: Тут, мне кажется, сложно монополизировать, потому что даже чисто археологически памятники разбросаны по территориям разных современных государств. И если учёные не будут аккумулировать знания, полученные из археологии, то ничего не получится.
Е. Гельман: Однако, например, попасть на территорию Северной Кореи вообще невозможно никому на сегодняшний день. Китай не разрешает показывать, даже если пускает к себе тех же японцев, например, и старается закрыть музеи перед их появлением. Это случалось на конференциях. Сама была свидетелем: мы не попали в музей только потому, что в составе нашей команды были японцы. Они разрешают близко смотреть, например, южнокорейским специалистам, и тоже существуют для них ограничения. Из-за того, что они считают, что в этих странах очень извращают описание истории Бохая. Ну плюс к японцам претензии другого характера.
М. Родин: Пришло время поговорить про города и городскую систему. Она была тоже очень хорошо развита, насколько я понимаю. Так ли это?
Е. Гельман: Да. Существовало несколько уровней городских центров. Самые крупные – это столичные города. Пять столиц. Из них две – ставки бохайского правителя. Остальные были только номинально столицами. Ниже по уровню идут 15 центров областей. Ещё ниже – центры округов и уездные центры.
Конечно, городская культура, о которой мы собираемся говорить, больше характерна для более крупных городов. Нам повезло: на территории российского Приморья мы имеем возможность изучать такой окружной центр, как Яньчжоу, который называется сегодня Краскинское городище. Мало того, что он был центром округа, одновременно он являлся уездным центром и входил в столичную область. Таким образом, восточная столица напрямую управляла этим центром округа и всем округом. Восточная столица находится в нескольких километрах от современного города Хуньчунь. Таким образом, столичная культура очень сильно повлияла на культуру этого памятника, который стал для нас эталоном изучения бохайских памятников вообще, и в частности городов. Мы имеем полностью адекватные материалы, которые находят в столичном городе во время раскопок, и находят на нашей территории.
М. Родин: Насколько городской образ жизни был присущ бохайцам? Если говорить о процентах населения, сколько людей жило в деревнях, сколько – в городах, в стойбищах?
Е. Гельман: Этого сказать невозможно. Этот вопрос ещё очень слабо изучен. Может быть, даже в большей степени численность населения, демографические процессы изучались у нас. И то очень недостаточно, на мой взгляд.
Например, то же Краскинское городище, центр округа Яньчжоу. Там могло проживать до нескольких тысяч человек. Это довольно много для того времени. В Париже гораздо меньше проживало в то время. Городская культура была не в полной мере такой, как мы её сегодня представляем себе. Конечно, там проживало и население, которое занималось и сельским хозяйством. Однако, все сельскохозяйственные поля находились за пределами города. Стены города были укрытием, город был местом их проживания. Здесь же проживали ремесленники, чиновники. В городе находился буддийский храм, который был культурным центром. Все города имели планировку, представленную на плане перед началом строительства. И мы смогли найти тому подтверждение.
(Устройство верхней столицы Бохая. Стена огораживала территорию площадью 15 квадратных километров)
М. Родин: Получается, каждый город не разрастался сам по себе естественным образом, а искусственно был распланирован.
Е. Гельман: Да. Пока, например, Краскинское поселение было поселением, планировка была почти хаотичная. Хотя был уже даже буддийский храм. Когда начали строить стены города, одновременно вся территория была распланирована. Была центральная улица до тридцати метров шириной, были кварталы, межквартальные дороги, дороги, которые вели за пределы города, одна, например, в сторону порта, в сторону реки. На запад – дорога в сторону кладбища, поскольку на западе от этого памятника находятся остатки погребений разного времени, в том числе и бохайского.
В самом городе центром культурного досуга зачастую становились дороги. Так же, как и сегодня, у широких дорог, наверное, были небольшие харчевни, где можно поесть и отдохнуть. Мы находим, например, на дорогах очень большое количество разного материала и можем себе представить, что они там делали. Например, большое количество игральных фишек, поскольку они очень любили игру наподобие шахмат го. Их такое количество, что порой удивляешься: когда же они работали? Кстати и сегодня, если вы бываете в Китае, то можете обратить внимание, что иногда прямо у дороги расчерчивают на земле или на асфальте игровое поле и начинают играть.
Даже на территории храма мы тоже находим множество игральных фишек, хотя, наверное, на территории храма играть было нельзя. Там же мы находим, например, высокохудожественные шпильки для волос, хотя сами буддийские монахи не ходят с причёсками. Возможно, монахи занимались их производством наряду с буддийской скульптурой. Кроме того, буддийские храмы, а их на территории Приморья раскопано на сегодняшний день шесть, были центром сосредоточения грамотности.
Я считаю, что население знало письменность в достаточно большом количестве. Поскольку мы встречаем иероглифы на совершенно обычных вещах, например на горшках, сосудах, которые мы чаще всего и находим, на черепице. Причём возможно, что знаки на черепице означают пожертвования кого-то из бохайцев для того, чтобы вымолить себе милость от Будды, бодхисатв. Однажды на внутренней поверхности сосуда нашли иероглифы, которые мой коллега, крупный специалист-китаист и археолог Александр Львович Ивлиев, определил, как японские имена. Т.е. японские монахи, которые часто путешествовали в Китай для учёбы в буддийских монастырях, останавливались на Краскино и оставили свои имена на чаше, сделанной из разбитого сосуда.
М. Родин: В государстве Бохай одной из распространённых религий был буддизм. Я так понимаю, он пришёл из Китая. Что там было с письменностью? На каком языке они писали? Это была собственная письменность, или перенятая вместе с буддизмом из Китая?
Е. Гельман: Конечно, китайская иероглифическая письменность использовалась. Так происходило и в Японии, и в других регионах, где за основу были взяты китайские иероглифы. Но судя по тому, что некоторые иероглифы имеют дополнения и изменения, мы можем сказать, что они начали видоизменяться, возможно, под бохайский язык. Хотя часть иероглифов может демонстрировать ошибки при написании. Например, какой-то зеркально изображённый иероглиф. Это попытки учиться. Возможно, в некоторых случаях это дети. Но в некоторых случаях иероглифы написаны очень тщательно, качественно. Это значит, что человек знал, что он делал.
На первых порах мы видим на дне сосудов фигуры, похожие на иероглифы, но это не настоящие иероглифы. Гончары таким образом клеймили свои сосуды, но подражали именно китайской иероглифической письменности.
М. Родин: Я правильно понимаю, что письменность распространялась больше в религиозной сфере? Грубо говоря, у нас нет источников бухгалтерских, экономических, летописей, дошедших от самих бохайцев.
Е. Гельман: У нас, к сожалению, нет. Но есть, например, документы, которые сохранились в Японии. Также кроме бумажных документов в Японии сохранились деревянные таблички, на которых упоминался бохайский посол. В литературе сохранились даже стихи, которые оставили бохайцы. Например, однажды мы нашли на Краскинском городище длинный уплощённый камень, который являлся гладильной доской, грубо говоря. На нём выглаживалась ткань деревянной колотушкой. И один мой корейский коллега, который присутствовал во время раскопок, вспомнил, что есть стихотворение, написанное бохайским послом. Когда он слышал подобные звуки в Японии, он ностальгировал и написал чудное стихотворение, которое пока не переведено на русский язык.
Так что мы имеем очень разные документы. Но больше всего сохранилось записей Бохая благодаря китайскому чиновнику Чжан Цзяньчжану. Он путешествовал в 833 г. по Бохаю и составил обширные записи, письма и документы о Бохае. Благодаря ему мы знаем очень много о той же административно-территориальной системе, устройстве, экономике Бохая на начало IX в. Касательно остального периода времени с начала IX в. до начала Х в., к сожалению, никаких записей не имеется. Всё, что мы узнаем про этот период, будет благодаря археологии.
М. Родин: А есть шансы найти какие-нибудь архивы бохайских ванов?
Е. Гельман: Я думаю, что есть. Потому что у нас на ряде памятников, опять же в Краскинском городище, нижний слой мокрый. И мы находим отдельные деревянные изделия. И если позволят технологии в дальнейшем, мы сможем найти и что-то похожее на деревянные таблички с надписями. Я в это очень верю, потому что мы находили часть деревянной доски в районе восточных ворот, мы находили деревянную чашу, сделанную из капа, на дне колодца. Мы находили даже остатки растительности в водоносном слое. И я думаю, что если будут какие-то надписи на дереве, мы их точно обнаружим. Мы ещё даже не нашли место постоялого двора для приезжих торговцев на этом памятнике. Я думаю, что в будущем мы его точно обнаружим. Надо только быть к этому готовыми технологически и научно.
М. Родин: Расскажите про жилище. Как оно было устроено? Отличалось ли оно в городе, в деревне? Что мы знаем про быт бохайцев?
Е. Гельман: Мы знаем два основных типа жилищ. Это жилища-полуземлянки. Вырывались котлованы глубиной где-то от полуметра, в отдельных случаях до метра, и в них находились очаги. Это основной, более ранний тип жилища, который показывает связь с мохэ. И во многих городищах, в которых мы вели раскопки, нижний слой содержит именно такие жилища.
А все остальные слои содержат уже наземные жилища со специальной отопительной системой типа тёплых полов. Эта отопительная система называется кан. Это дымоходные каналы, образованные с помощью каменных галек, глины, в том числе и деревянные конструкции используются при этом. Всё это обмазывалось глиной, и образовывалась широкая подушка, обмазанная глиной, которая во время топки очага обогревалась. Её можно было покрыть шкурами. Это было место для сна, для еды и вообще для любого времяпровождения.
Могли быть ещё дополнительные очаги, могли быть разные хозяйственные ямы внутри жилища и за его пределами для хранения продуктов, стройматериалов, складывания мусора. Например, мы такие хозяйственные ямы возле дорог находим. Туда складывали битый материал: черепицу керамику. Затем подсыпали для ремонта дороги.
Если это города, жилища образовывали кварталы. Но даже в поселениях, мы знаем, например, Абрикосовское поселение, где уже не один год велись раскопки и будут продолжаться, там мы благодаря геофизическим методам обнаружили улицы точно так же, как и в городах. Так что сельские поселения тоже могут иметь планировку, как мы думаем.
М. Родин: Это было что-то типа городских усадеб, как в Новгороде, или просто отдельно стоящие дома? Как улица выглядела в городе, если бы мы туда попали?
Е. Гельман: Например, в городах жилища могли находиться на расстоянии нескольких метров друг от друга. А иногда вплотную примыкали, если пространства не хватало. Например, на городище Горбатка мы раскапывали квартал, прилегающий к восточным воротам. И там мы обнаружили очень плотную застройку, в которой проживали, видимо, ремесленники, изготавливавшие бронзовые изделия. Потому что мы обнаружили очень много тиглей, выплесков бронзы, обломков бронзовых изделий. И было понятно, что на протяжении всего существования этого города здесь проживали ремесленники-бронзолитейщики. И там застройка была очень тесная.
Но в других местах между жилищами могло быть несколько метров. И площадь хозяйственных двориков может доходить до 20-30 квадратных метров как минимум. Я думаю, здесь по-разному. Потому что мы раскопали разные памятники в разной степени. Мы не можем про все сейчас поговорить. Но вот на этих двух памятниках во всяком случае ситуация складывалась именно такая.
М. Родин: Думаю, нужно перейти к политике. Судя по всему, у этого государства была очень бурная, хоть и короткая жизнь. Оно существовало меньше двухсот лет. Какие основные вехи мы можем выделить?
Е. Гельман: Это, безусловно, постоянные тесные контакты с Китаем на всём протяжении. Политика в отношении Китая менялась в зависимости от ситуации в Бохае и степени его укрепления, как самостоятельного государства. На раннем этапе, когда они бежали из Китая и создали государство, Китай был слабым и не мог воспрепятствовать. Это позволило начать государственное строительство и укрепиться.
В дальнейшем, когда Китай усиливался, то Бохай вёл дипломатичную переписку, посылал родственников правителя, как правило, в качестве почётных заложников для того, чтобы продемонстрировать, что он не собирается воевать с Китаем. Однако, когда Бохаю было не выгодно это, они поступали так, как требовали этого насущные задачи, и всячески демонстрировали самостоятельность. Поэтому утверждения китайских исследователей, что Бохай был в полной степени вассал Китая, не имеют никаких оснований. Они старались дружить и не ссориться, но если была необходимость, например, во время войны могли послать флот в порт Дэнчжоу на Шаньдуне, захватить его, ограбить и вернуться назад, продемонстрировав Китаю свою силу. А затем попросить прощения и опять жить в мире и дружбе.
С Японией были очень дружественные отношения. Потому что дипломатические отношения, которые были установлены с Японией, были направлены на то, чтобы приобрести союзника в борьбе, например, с корейскими государствами Силла и впоследствии с Корё. И Япония рассматривала Бохай как надёжного союзника для того, чтобы начать войну с Силла. И всячески подбивала Бохай на начало таких боевых действий. Но Бохаю удалось избежать такой войны, хотя он и демонстрировал всячески дружественное отношение к Японии.
М. Родин: У нас есть конкретная дата, завершающая историю государства Бохай: 926 г. Насколько я понимаю, это завоевание империей киданей, которая начала формироваться. Как к этому пришли и как так получилось?
Е. Гельман: К этому периоду Бохай несколько ослабел, поскольку расширение границ Бохая требовало постоянного ведения войн. А постоянное ведение войн было необходимо для прирастания новых ресурсов. Именно они давали экономическую стабильность.
Судя по тому, что мы почти не знаем ничего о правителях последних лет жизни государства Бохай, обстановка тогда была не очень стабильной. Мы даже видим это по археологическим материалам и по тому, как устроены верхние горизонты строительные на памятниках. Видимо, это была общая ситуация. Одновременно крепли кидани, которые в первую очередь столкнулись с Китаем, а Бохай был для них просто промежуточным звеном в дальнейшем развитии событий. И они рассматривали совершенно спокойно, что они эту территорию завоюют достаточно легко. Именно так это и произошло.
И когда в 926 г. кидани захватили Лунцюаньфу, верхнюю столицу Бохая, они пленили бохайского правителя Да Инчжуана, и, пожурив его, отпустили, продемонстрировав, что они уже здесь хозяева. Но правитель Бохая, вернувшись в город, решил восстать. И это восстание привело к тому, что верхняя столица была снова захвачена. И сам правитель с супругой был вывезен во внутренние районы Ляо, и в качестве наказания им были даны имена лошадей киданьского правителя. В дальнейшем завоевание Бохая проходило гораздо легче. Тем не менее бохайцы неоднократно восставали вплоть до начала XI в. и даже создали государство в отдалённых регионах Бохая, куда, видимо, киданьские войска длительное время не добирались, и периодически вели войны с киданьскими войсками.
В конце концов кроме этого на территории Бохая было создано марионеточное государство Дундань, во главе которого был поставлен родственник киданьского правителя, и он управлял этой территорией от его имени. Но тем не менее он был недоволен своим положением и в конце концов бежал. И эта территория подверглась новым разграблениям. И многие сотни тысяч бохайцев были вывезены во внутренние районы Ляо. В результате чего территории бохайцев обезлюдели, часть бежала в Корею, часть – в независимый от киданей Китай.
Таким образом, длительное время здесь территории пустовали. А затем были заняты перманентными врагами хэйшуй мохэ, которые были завоёваны во время того, как Бохай поднимался, но как только ослабилось давление, они приступили к завоеванию бывших территорий Бохая.
Вы можете стать подписчиком журнала Proshloe и поддержать наши проекты: https://proshloe.com/donate
© 2022 Родина слонов · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено
Добавить комментарий