Зачем Наполеон Бонапарт создавал газеты? Как он смог захватить почти всё информационное пространство континентальной Европы? И почему для него было так важно руководить общественным мнением?
Об информационных войнах Императора Французов рассказывает кандидат исторических наук, научный сотрудник лаборатории «Мир в эпоху Французской революции и Наполеоновских войн» ИВИ РАН Николай Владимирович Промыслов.
Стенограмма эфира программы «Родина слонов» с кандидатом исторических наук, научным сотрудником лаборатории «Мир в эпоху Французской революции и Наполеоновских войн» Института всеобщей истории РАН Николаем Владимировичем Промысловым.
Михаил Родин: Мы знаем Наполеона как блестящего полководца, политика, но мало кто думает, что он был еще и замечательным пропагандистом и создал свой собственный миф.
Николай Промыслов: Есть такая часть его истории – наполеоновская легенда, которую он сам творил на протяжении своей карьеры. И многое из того, что мы сейчас считаем нашими знаниями о нем, на самом деле в той или иной степени им самим придумано. Конечно, это опирается на факты, но это его собственная трактовка, созданная в определенных политических целях.
Михаил Родин: Молодой талантливый артиллерийский офицер, как черт из табакерки, выскочил на политической арене Франции.
Николай Промыслов: В эпоху Французской революции карьеры делались очень быстро. Достаточно было один раз в сражении красиво выступить, и можно было стать героем для общества.
Михаил Родин: Первое активное его выступление было под Тулоном, тогда его имя подхватили газеты.
Николай Промыслов: Наполеон там командовал только артиллерией, не всей операцией. Он оказал большое влияние на победу революционных войск над роялистами, но все-таки не был командующим. Но его фигуру ярко описали газеты, и он стал одним из многих революционных генералов, выскочек, ставших заметными за счет одной победы.
После этого была итальянская эпопея 1796-1797 гг., когда Наполеон тоже довольно неожиданно стал командующим, в общем, второстепенной армии. И практически с первых дней кампании на его образ победителя и защитника революции работали парижские и две специально им созданные итальянские газеты.
Михаил Родин: Как генерал, пусть уже звездный, вообще получил доступ к управлению СМИ, создал себе две газеты, влиял на редакции в Париже?
Николай Промыслов: На редакции в Париже влиял не столько он, сколько его братья Люсьен и Жозеф и другие представители группы, к которой примыкал Бонапарт. А в Италии с первых же побед Наполеон набирал в виде реквизиций значительные финансовые ресурсы, на которые и были организованы эти газеты. Он нашел станки, журналистов отчасти выписал из Франции. Наполеон с первых же шагов в Италии – уже самостоятельный политик, начинает ставить себя как лидера для всего общества. Именно поэтому газет две: одна условно левая, другая условно правая.
Во многом он своими указаниями руководил этими газетами: нашел людей, поставил главными редакторами, и объяснял им, чего хочет. Между прочим, одна из газет в Италии просуществовала, пока туда не пришли войска Суворова. Бонапарт давно ушел, уже был в Египте, а газета продолжала выходить, оказалась успешной.
Михаил Родин: А что они писали? Как работали на его имидж?
Николай Промыслов: Подробно описывали кампанию в хвалебных тонах. Много писали о парижских событиях с точки зрения той группировки, которую представлял Бонапарт. Бонапарт всю итальянскую кампанию является республиканским генералом, выступает против возможной монархии. Роялисты в этот период имели довольно большую силу во Франции, им нужно было противостоять. В том числе с помощью газетных публикаций.
Михаил Родин: И через эти газеты он выстраивал отношения с руководством страны?
Николай Промыслов: Он уже начал ставить себя как самостоятельного лидера. Итальянская кампания закончилась тем, что Бонапарт вопреки полномочиям, подписал мирное соглашение с Австрией, которое Директория была вынуждена принять. Возможно, другой дипломат мог бы добиться более выгодных условий для Франции в целом, но они были бы менее выгодны для Бонапарта. Потому что заключенный мир зафиксировал его победы, а не победы, которые произошли на Рейне в этот момент. В результате он оказался главным победителем во всей войне против антифранцузской коалиции.
Михаил Родин: Он использовал все возможные ресурсы и методы давления на общественное мнение. Расскажите про художников, драматургов, кого он еще привлекал для этого?
Николай Промыслов: Газеты все-таки читает не все общество. Даже для Франции конца XVIII в. процент грамотных – где-то четверть населения. А все остальные читать не умеют, но до них тоже надо доносить информацию, оказывать влияние. Соответственно, каждая политическая группа, каждый самостоятельный политик начинали выпускать различные карикатуры, ставить пьесы.
Михаил Родин: Как он манипулировал общественным мнением с помощью театра? Быстренько писались пьесы на потребу дня?
Николай Промыслов: Пьесы иногда писались действительно довольно быстро, могли быть небольшие по времени. Могли брать какое-то классическое произведение, что-то в нем менять на злобу дня. Брут, убивающий Цезаря, мог становиться героем республиканцев, защитившим республику от претензий тирана, и Наполеон мог выступать в роли Брута. Достаточно выпустить на сцену Брута в треуголке – и уже понятно. А в другой момент он мог оказаться злодеем, который убивает законного властителя.
Михаил Родин: А картины?
Николай Промыслов: Давид отметился картинами, прославляющими Наполеона. Есть рисунки, изображавшие поход Наполеона в госпиталь то ли прокаженных, то ли больных чумой (там разные вариации). Классическая картина «Битва у пирамид». На самом деле битва была довольно далеко от пирамид, но нужно было показать, что это именно Египет. Показали пирамиды, то, что все всегда знали про Египет.
Михаил Родин: Уходя в египетский поход, Наполеон прямо ассоциировал себя с Александром Македонским, за которым в походы следовали ученые, хотел быть похожим на него, и поэтому взял с собой чуть ли не всю Академию Наук?
Николай Промыслов: Далеко не всю, но действительно целый ряд ученых. Да, романтический образ завоевания Востока у него явно в голове имелся. Хотя в целом он был политиком абсолютно реалистичным. Зачем нужны ученые? В том числе для того чтобы составить карту. Он потом столкнется в России в 1812 г., что с подробными картами было не очень хорошо.
Михаил Родин: А чем египетский поход отличается от итальянского? В смысле пропаганды и управления общественным мнением.
Николай Промыслов: Наполеон попытался применить примерно те же технологии. Он точно так же в Египте создает две газеты. Построены они были по-другому: одна для низов, армии, другая, скорее, для интеллектуалов. Но египетское население по-французски не читает, на них воздействие через эту прессу бессмысленно. А воздействовать на Париж не получилось после того, как французский флот сгорел в Абукирском сражении, и регулярная связь с Францией прервалась.
Поэтому эти газеты остались просто как некоторый феномен и артефакт. Там можно найти очень интересную информацию. Но с точки зрения информационной политики это оказалась не самое успешное предприятие.
Михаил Родин: Чего достиг Наполеон с помощью своей информационной политики до того момента, когда захватил власть в стране?
Николай Промыслов: Он из Египта, по сути, бежал, бросив армию, без приказа. Но когда он приезжает во Францию, его не только не арестовывают, но преподносят как спасителя республики. Потому что в этот момент опять тяжелая война. Хотя Суворов уже ушел, угроза полностью не ликвидирована. Внутри страны Директория крайне непопулярна. И в газетах сразу начинают говорить, что Наполеон – спаситель республики, проскальзывают намеки на то, что он может взять власть целиком.
Это и есть наполеоновская легенда. Наполеон проиграл в Египте, в России, при Ватерлоо, но все равно остается в памяти очень многих, как великий политик и полководец. Хотя итог его деятельности, в общем, отрицательный.
Михаил Родин: Что дальше? Как он смог вырулить из этой ситуации?
Николай Промыслов: Вырулил он довольно просто – совершил государственный переворот 18-19 брюмера. И довольно скоро начал издавать указы, которые касались печати. В частности сокращает число газет. Из 73 парижских газет 60 закрыты в один день. Формулировок он предпочитал не давать. Просто закрыты. И всё.
И, что важно, запретил создавать новые. За период революции сменявшие друг друга правительства не раз пытались закрывать неугодные издания. После чего те открывались вновь с новым названием. Теперь такой путь был закрыт. Подобная мера готовилась еще Директорией, но указ выйти не успел.
Наполеон начал выстраивать целую систему управления общественным мнением, в том числе через прессу. Все французские газеты ставились под жесткий контроль полиции. Информационная политика в стране стала абсолютно единообразна.
В нужные газеты Наполеон целенаправленно и на регулярной основе приказал направлять информацию из министерств. И постоянно писал разным министрам: полиции, внутренних дел, иностранных дел, госсекретарю: «Напишите в газету такую-то по такому-то вопросу».
Михаил Родин: И не обязательно держать собственного корреспондента где-нибудь в России, потому что из министерства иностранных дел Франции все равно придут новости о России?
Николай Промыслов: Для конца XVIII в. собственный корреспондент где-то за границей – это очень дорого. Как правило, это были какие-нибудь торговые агенты. Французы или голландцы, говорящие по-французски, которые живут в России; их просто просили время от времени писать для газет. Естественно, этот корреспондент получал гонорар за материал. Теперь зачем это нужно, если через министерство иностранных дел вся информация приходит и так?
Михаил Родин: То есть он медвежью услугу оказал газетам: наладил им постоянный поток информации, за которым не нужно гоняться. И мог скармливать им любую информацию.
Николай Промыслов: Им еще и объяснили, что если вы будете находить информацию сами, то можете за это поплатиться.
Для конца XVIII в. важным источником информации была перепечатка газет других государств. И этот поток информации Наполеон успешно регулирует. С одной стороны, из иностранных газет, в Германии, Нидерландах, Англии, отбираются те публикации, которые угодны правительству. С другой, при Наполеоне французские войска захватывают территории, которые были центрами газетной информации – Нидерланды и Германию.
Во французском обществе остается память, что это внешний источник информации (хотя тот же Франкфурт уже к 1810-1811 г. давно территория Французской империи). К ним немножко больше доверия. Поэтому Наполеон точно так же дает указания министрам: «Опубликуйте во «Франкфуртской газете» информацию про то-то и то-то». Эта информация выходит во Франкфурте и потом перепечатывается в парижских изданиях, со ссылкой на «Франкфуртскую газету».
К 1812 году единая цельная информационная система Франции, включавшая и региональную прессу, была выстроена. После 1810 года парижских газет осталось четыре. Нельзя сказать, что все они писали вообще одно и то же. Для тех, кто застал советские газеты: вспомните, «Правда» и «Известия» отличались, но не радикально. Так и здесь.
Официозный Moniteur Universel был далеко не самой читаемой газетой, потому что официоз читать не очень интересно.
Кроме того, в силу ряда технических особенностей, Moniteur часто на один день с новостями опаздывал по сравнению, например, с Journal de l’Empire. Они верстали и печатали долго. Процесс печати был еще практически, как в XV в. И если газета большая, информации много, то пока мы наберем ручками каждую буковку, пока отпечатаем ручками, пройдет много времени. Газеты меньшего формата выходили быстрее.
Поэтому Moniteur проигрывал по некоторым направлениям другим газетам. Но у него была монополия на некоторые виды сообщений: бюллетени воюющей армии из России всегда публиковались Moniteur первыми.
Михаил Родин: А что писали? Ведь Наполеон рассчитывал на быструю победоносную кампанию и не был готов к сложной затяжной войне. Как он в прессе оправдывался?
Николай Промыслов: В прессе информационная подготовка к войне против России шла примерно год. Шла очень аккуратно: Россия постепенно на страницах газет переставала быть главным другом Франции. Это можно проследить. Никакой критики России, боже упаси.
Еще интересные явления. На протяжении почти всего XVIII в. были традиционные сообщения о страшных русских морозах. Существовал целый набор штампов про то, как в России птицы замерзают на лету. Но в конце 1811 г. вдруг эти штампы пропадают из газет: Наполеон уже знает, что в следующем году идет в Россию, и чтобы не волновать общественное мнение, эту информацию убирает.
Дальше больше. Французские войска приходят в Россию, и в официальных бюллетенях начинают писать о хорошей погоде в России, чтобы всех успокоить. И только в последних двух бюллетенях: «о ужас, всё замерзло, лошади падают массово, неожиданные русские морозы испортили всю кампанию».
Хотя в начале 1812 г. Наполеон получил подробные донесения об экономике, военном положении, географии России, в том числе и о климате, где описывалось, когда обычно в России наступает холодный сезон. Причем его предупредили, что могут быть оттепели, оттепель и случилась: на Березине он вынужден был переходить реку не по льду, а в ледяной воде. В общем, как предупреждали, так и случилось. Но легенда о неожиданных морозах до сих пор в популярных сочинениях и даже в некоторых исторических работах присутствует.
И впоследствии многочисленные авторы мемуаров о войне 1812 г. этот образ хорошо восприняли. Это очень приятное для проигравших объяснение: мы все сражения выиграли, но ударили морозы, и мы проиграли.
Михаил Родин: А о чем еще писали из французской армии? Например, о захвате Москвы.
Николай Промыслов: В разных газетах сообщения немножко отличались. Если Moniteur публиковал только бюллетени, официальную информацию, то другие газеты – еще некоторые письма из армии. Кто их на самом деле писал – надо разбираться. Но в целом они выстраивали очень интересный образ страны с определенным восточным колоритом. В том числе применительно к московскому пожару: такой образ русского варварства, русские сами себя сожгли.
Там появляется миф о сгоревших в московском пожаре по приказу губернатора Москвы Ростопчина 30 тыс. русских раненых. Их и не 30 тыс., и многие потом еще вернулись в русскую армию, а часть из них Наполеон тащил в качестве пленных, их партизаны отбивали. Но все равно эти 30 тыс. (или 22, две цифры фигурируют, то одна, то другая) сгоревших русских раненых до сих пор ставятся в качестве упрека русскому командованию.
Наоборот, то, что Наполеон в Вильно бросил несколько десятков тысяч обмороженных своих солдат не ставится в вину, потому что, в общем, для того времени это обычная ситуация. Если раненых не могут увезти, их оставляют на милость противника. Про это, конечно, вообще не писали. Плохие новости французские газеты старались не сообщать.
Михаил Родин: Наполеон проиграл очередную свою войну, как до этого в Египте. Он опять возвращается во Францию. Что он сделал с общественным мнением, как пытался выкрутиться?
Николай Промыслов: Для французского или вообще для европейского общества неожиданным был сам факт поражения Наполеона. И сам факт того, что он признал это поражение, настолько всех впечатлил, что объяснение причин уже приняли как данность: «Ну, видимо, действительно из-за того, что морозы».
Но дальше ситуация развивалась очень быстро. Начинается постепенное крушение его империи. Наполеон пытается поднять общество на борьбу с надвигающимися многими тысячами иностранных солдат. Он видел, что происходило в Испании, в России. И хотел, видимо, повторить что-то подобное во Франции.
Хотел патриотического подъема французов, который помог бы ему мобилизовать все ресурсы Франции и, возможно, все-таки отстоять себя. Но общество устало от войн: Франция вела почти непрерывные войны с 1792 г. Устало, видимо, и от самого Наполеона. Поэтому несмотря на большое количество страшилок и патриотических призывов, общество не поднялось масштабно на борьбу с завоевателями.
Михаил Родин: В той критической ситуации даже его информационных ресурсов не хватило, чтобы поднять народ?
Николай Промыслов: И не хватило в том числе доверия к власти. Потому что после многих лет массированной пропаганды общество спокойнее отнеслось ко всем призывам и «пугалкам».
Вы можете стать подписчиком журнала Proshloe и поддержать наши проекты: https://proshloe.com/donate
© 2022 Родина слонов · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено
Добавить комментарий