Новости с переднего края шумерологии!
Когда возникла вера в астрологические прогнозы и бизнес, построенный на этой вере? Как публикации клинописных медицинских текстов помогли разобраться с процессом эволюции вавилонской зодиакальной системы? Почему в Междуречье боялись рожать детей в первый месяц года?
О результатах последних нескольких лет своих исследований рассказывает шумеролог, доктор философских наук, профессор Восточного факультета Санкт-Петербургского Государственного Университета Владимир Владимирович Емельянов.
Михаил Родин: Сегодня мы будем говорить об очень популярной теме: о зодиаке. Про предсказания по знакам зодиака. Но, естественно, мы будем подходить к этому с исторических позиций и обратимся к корням этого явления. Будем говорить о том, как возник зодиак, тот самый, наследником которого являются зодиакальные предсказания, встречающиеся у нас обычно в газетах, чаще всего жёлтых. Будем говорить, собственно, про Месопотамию, про III-I тысячелетие до н.э., когда возникло это явление.
А возникло оно в Междуречье. Был такой народ – шумеры. Как так получилось, что они начали связывать свою судьбу со звёздами на небе? Казалось бы, всё далеко от них.
Владимир Емельянов: Я буду говорить сегодня об истории вавилонского зодиака. Потому что существует множество зодиаков: есть египетский, есть китайский. Это отдельные семантико-символические системы.
Клинописный зодиак в настоящее время довольно неплохо изучен. И для того, чтобы разобраться в этом явлении не с астрономической точки зрения, а с культурологической и исторической, нужно проделать довольно большую работу. Нужно прежде всего прочесть те клинописные тексты, в которых упоминаются звёзды, созвездия, звёздное небо, боги звёздного неба.
Конечно, возникает вопрос: почему именно в древней Месопотамии так была развита астролатрия, то есть вера в могущество небесных тел? Можно предположить, что этому способствовали плоские крыши на домах ближневосточных людей. Дом зажиточного человека на Ближнем Востоке, и, в частности, в Месопотамии, был двухэтажный. И на крышах второго этажа была очень бурная жизнь. Люди выходили туда вечерами, расстилали тростниковые циновки, ложились на них и созерцали звёздное небо.
Михаил Родин: Это мы по этнографии знаем?
Владимир Емельянов: Мы это знаем и по современным примерам, те же плоские крыши сохранились до сих пор. Мы это знаем по клинописным текстам. И, конечно, очень важно иметь ввиду, что такие же смотровые площадки, подобные плоским крышам домов, делались в последствии у храмов. К этим смотровым площадкам вели пандусы или лестницы. И где-то на седьмом этаже башенного храма-зиккурата специальные люди созерцали звёздное небо, которое прекрасно видно на Ближнем Востоке.
Михаил Родин: Я так понимаю, изначально эта традиция возникла потому, что ночью там прохладно и уютно.
Владимир Емельянов: Конечно. Люди выходили на крыши для того, чтобы прохладиться. Потому что в домах было очень жарко. И они там ели, пили, смотрели на звёзды. Там же, кстати, приносили воскурительные жертвы очень часто.
Второй момент – это оседлость людей. Они воспринимали свою жизнь с точки зрения того места, вокруг которого вращается небо. И в начале третьего тысячелетия они заметили, что есть связь между ходом планет, восхождением созвездий и основными фазами сельскохозяйственных работ.
В результате всего этого возникает астролатрия, вера в то, что неподвижные, вечные небесные законы управляют законами земными. И поэтому в Месопотамии довольно рано, в начале третьего тысячелетия, возникают в текстах и на печатях солярные розетки, изображения Луны, звёздные символы и печати двухрегистрового уровня, когда в верхнем регистре изображаются Луна и звёзды, а в нижнем – копытные животные. То есть мир начинает делиться на верх и низ. На начало божественное и начало земное. Мы это очень хорошо видим уже на печатях начала третьего тысячелетия.
Михаил Родин: И там чётко обозначена, я так понимаю, сельскохозяйственность этого мира.
Владимир Емельянов: Безусловно.
Михаил Родин: Время года очень сильно влияет, и, естественно, все сельскохозяйственные работы – это цикл.
Владимир Емельянов: И вот дальше то, что мы видим – это деление звёзд. По началу в клинописных текстах звёзды описываются просто знаком «звезда». Они никак не именуются. Звёзды считаются стадом, которое пасёт бог Луны. Но дело в том, что само словечко для стада в последствии, в текстах II-I тысячелетий, стало обозначать планету. Поэтому небесные тела и в частности планеты – это стадо бога Луны. Он там главный.
Михаил Родин: Шумеры уже различали планеты и звёзды? Они понимали, что это разные вещи?
Владимир Емельянов: У них было слово для планеты, которое означает «дикая овца».
Михаил Родин: Потому что планета совершает более непонятное движение на небе.
Владимир Емельянов: Да. И было слово для звезды. Поэтому да, они различали. Я хочу сказать, что, судя по текстам конца третьего тысячелетия, они также выделяли созвездия равноденствия и солнцестояния. Потому что в шумерских заговорах упоминаются Небесный Бык, то есть Телец, и упоминается Скорпион.
В таком памятнике, как, например, цилиндр А Гудеа, говорится даже о знаменитом тетраморфе. Все, наверное, знают эти символы евангелистов: лев, орёл, человек и бык. Так вот, этот тетраморф впервые встречается в цилиндрах Гудеа, цилиндре А. Эти символы расположены вокруг бога Нинурты, который называется в этом тексте Нингирсу. Нингирсу, хозяин Лагаша. И там говорится, что по своей голове ты бог, то есть у тебя на голове бычья тиара, по низу твоему потоп, потоп будет потом символом Водолея, справа и слева от тебя львы лежат, это львиный символ, и кроме того ещё у него, видимо, на руке, орёл. Орёл – это одно из названий Скорпиона. Таким образом, этот тетраморф, все эти четыре созвездия равноденствия и солнцестояния, прочитываются уже в шумерском тексте XXII в. до н.э.
Кроме того, в цилиндре Гудеа говорится, что о построении храма бог возвестит через звезду, которая взойдёт на небе.
Михаил Родин: Сириус, подозреваю, какой-нибудь.
Владимир Емельянов: Не известно. Звезда не упоминается. Но понятно, что уже была в сознании людей связь между земным объектом, храмом, и звездой как объектом, на котором проживает бог данного храма. В последствии в текстах III династии Ура мы видим, что это довольно устойчивая связь.
И вот это очень интересное положение, когда выделяются звёзды, выделяются созвездия равноденствия и солнцестояния, но никаких астрономических текстов в это время ещё нет. И поэтому некоторые исследователи, историки астрономии и у нас и за рубежом, полагают, что в шумерское время звёзды как таковые не были ещё описаны и названы. Что названий звёзд в это время ещё не существует. Я с этим не согласен, потому что в это время, в третьем тысячелетии, вообще не существует научных текстов. А потом, во втором тысячелетии, сразу появляются и словари, и астрономические каталоги.
Конечно, названия для созвездий уже были. Мы это видим по заговорам. Но описываться непосредственно в клинописной письменности они стали гораздо позже, на столетие-два после конца шумерской цивилизации, в начале Старовавилонского периода. Это не значит, что они тогда же были поименованы. Это означает, что шумерское наследие, которое в это время уже было, обрабатывалось и систематизировалось. И в Старовавилонское время возникает такой жанр текстов, как научная литература. Поэтому уже известные в шумерское время созвездия попадают в звёздный каталог в начале Старовавилонского периода. Вот этот момент я хотел особо отметить, потому что у меня на эту тему существует полемика с историками астрономии. Я даже скажу больше: мы прекрасно знаем, что когда есть какой-то текст, известный нам по копии начала второго тысячелетия, это чаще всего означает, что у него был прототип в третьем тысячелетии.
Михаил Родин: Тут надо отметить, что когда шумерская цивилизация ушла в небытие, она всё ещё осталась для Аккада и вообще для всего Междуречья…
Владимир Емельянов: Да дело в том, что в начале Старовавилонского периода те же самые потомки шумеров, те же самые аккадцы получили новую возможность для систематизации материала. Вот и всё. Они это всё записывали. И религиозные тексты шумеры стали записывать не сразу. Первый подробно записанный ритуал – это только цилиндры Гудеа, XXII в. До этого ничего нет, только отрывки из гимнов существуют.
Михаил Родин: Собственно, вы в книге упоминаете такую важную вещь, что они записываться начали в тот момент, когда начали уходить. Потому что стало забываться. И чтобы не забыть, начали это всё фиксировать.
Владимир Емельянов: Да. Нужно было это всё систематизировать, пока это не забыто. Безусловно.
Уже в это время, когда создаются звёздные каталоги, появляется представление о том, что звёзды – это не стадо, а письмена. Это некое собрание знаков, сообщение. Я хочу сказать, что я нашёл пример гораздо более ранний даже. Это клинописный текст из Эблы, который датируется XXV в. до н.э. И там «гонец» пишется знаками, в состав которых входит знак «звезда». То есть он передаёт сообщения, как письмена. Это не просто земные письмена, а звёздные письмена. Уже тогда в Эбле сопоставляется клинописный текст с узорами звёздного неба как со знаками. Это очень важная дополнительная семантика, которая позволяет нам понять, что они и саму клинописную грамоту воспринимали как своеобразную копию небесных письмён.
Михаил Родин: В какой-то момент, я так понимаю, начали это так воспринимать.
Владимир Емельянов: Начали, да. Но вы видите, какой разрыв: есть эблаитский текст XXV в. и потом, через несколько столетий, уже в Старовавилонское время, они начинают называть звёзды небесными письменами. Тем не менее, традиция эта существовала уже давно. Просто был перерыв в самой письменности. Это необыкновенно интересно смотреть, как меняется их понимание звёздного неба.
К этому я хочу добавить, что когда уже в эпоху III династии Ура обожествлялись цари, то, например, в честь царя Шульги была названа звезда. И календарный месяц, и звезда. Поэтому у него было своё небесное жилище. Это означало, что царь является не просто богом земным, но и богом небесным. Это крайне важно для понимания того, как они возвышали своих правителей в это время. И потом, когда начался Старовавилонский период, это всё начало смешиваться. Звёзды названы в честь богов, названы в честь правителя. Всё это существовало в едином реестре. Но в это время не было представлений о том, что существует двенадцать или сколько-то созвездий, которые находятся на пути Солнца или Луны.
Михаил Родин: О созвездиях, или об их количестве, форме?
Владимир Емельянов: Нет. Дело в том, что звёздные каталоги, которые до нас дошли, учитывают разное количество звёзд. Они не подсчитывают общее число. Там именно нет результата. Что тоже довольно странно. Потому что в хозяйственных текстах, когда они ведут реестры, они обязательно в конце дают итог, сколько у них получилось. А здесь этого нет. Сколько звёзд – не известно.
Надо сказать, что проблема заключается в том, что они видели звёздное небо несколько хаотично. Они не разбивали его по началу на западное, северное, восточное и южное. Они просто записывали те звёзды, которые имели какое-то значение. Но при этом они не говорили, что эти звёзды главные, а другие – второстепенные. Просто такие реестры до нас дошли. Потому что они вообще любили всё описывать.
И до середины второго тысячелетия у нас нет никакого представления о зодиаке и о каких-то стоянках богов. Такое представление появляется только в вавилонском эпосе «Энума элиш». Это пятая таблица, где говорится о том, как Мардук устроил небо. И там говорится в первой-второй строках: «Он возвёл стоянки богам великим. Звёзды – их подобия, — дальше идёт слово «лумашу», — он установил». Здесь впервые нам встречается слово «стоянка бога», и впервые встречается слово «лумашу», которое впоследствии будет обозначать зодиак. Здесь сказано, что подобия звёзд – это лумашу. То есть здесь речь идёт о неких знаках, о подобии звёзд.
Михаил Родин: То есть они начали выделять созвездия?
Владимир Емельянов: Да. И, как показывают списки со второй половины второго тысячелетия до н.э., это были созвездия на пути Луны.
Я скажу несколько слов по поводу самого термина «лумашу». Его этимология не прояснена до сих пор. Оно берётся непонятно откуда. И я не встречал до сих пор, чтобы кто-то пробовал каким-то образом определить, что это за слово. Я думаю, что это сокращение названия первого и третьего зодиакального созвездия. Первое созвездие начинается со знака «лу», а третье – со знака «аш». Это Близнецы. И тогда получается такой гибрид.
Михаил Родин: Это примерно как в английском языке слово ABC, словарь.
Владимир Емельянов: Да, что-то в этом роде. Лумашу – это действительно символ определённого созвездия, которое находится по началу на пути Луны. И мы видим примеры такого лунного зодиака в астрологическом компендиуме «Энума Ану Энлиль».
Михаил Родин: Компендиум – это краткий свод знаний.
Владимир Емельянов: Да, состоящий из множества табличек. «Когда Ану и Энлиль». И в этом компендиуме впервые упоминаются восемнадцать стоянок на пути Луны. Мы знаем двенадцать, но помимо этих двенадцати также есть Плеяды, потом Старик, это Персей, дальше Посох, это созвездие Возничий, потом есть Большая Ласточка, и есть созвездие Ануниту. И ещё Орион, он назывался «Праведный Пастырь Неба». Таким образом у нас набираются восемнадцать стоянок Луны.
Михаил Родин: Это потому, что Луна идёт по другой эклиптике и проходит через другие созвездия.
Владимир Емельянов: Да. Их гораздо больше.
И вот получается так, что у нас первые примеры зодиакальных созвездий есть для конца второго тысячелетия. Есть предположение, что это влияние самого эпоса «Энума элиш», и что сама структура эпоса легла в основу будущей вавилонской герменевтики, в том числе астрологической. Вполне возможно, что это так. Мы действительно видим, что в середине второго тысячелетия в касситском Вавилоне на межевых камнях кудурру появляются изображения зодиакальных созвездий. Мы видим изображения Скорпиона, Стрельца, Козерога, Водолея. И это созвездия, которые охраняют территорию человека, которому пожалована данная земля.
Михаил Родин: Это значит, что ему земля пожалована в это время?
Владимир Емельянов: Совершенно непонятно. Это означает, что они наряду с великими богами охраняют территорию этого человека. Они всё видят сверху. Они являются свидетелями того, что был заключён этот договор, или того, что царём была пожалована эта земля и там был поставлен этот межевой камень кудурру.
Именно тогда, при касситах, появляются изображения зодиака. Тогда же появляется «Энума элиш», тогда же появляется слово лумашу.
Михаил Родин: То есть зодиак.
Владимир Емельянов: Да. Это впервые происходит в касситской Вавилонии.
Михаил Родин: Конец второго тысячелетия?
Владимир Емельянов: Середина второго тысячелетия. Где-то XV-XIV в. Но я хочу сказать, и это пока непонятный для меня вопрос, что ещё в шумерских царских списках, которые создавались в конце III-начале II тысячелетия, первые упоминаемые там цари носят имена зодиакальных созвездий. Там есть Калумум, Ягнёнок, Зукакип, Скорпион, Алулим, Краб, будущий Рак. Там есть несколько царских имён, которые действительно потом, или уже тогда, были именами зодиакальных созвездий. Что с этим делать – пока не понятно. Некоторые считают, что это просто тотемные имена. А очень многие считают, что это должно быть связано с созвездиями. Вполне возможно, что какие-то зодиакальные созвездия были выделены и понимались как таковые ещё в конце третьего тысячелетия, судя по царским спискам. Я всегда учитываю эти новые факты и оговорки. Потому что когда мы выстраиваем какую-то систему, нужно понимать, есть ли факты, которые ей противоречат. И что эта система, конечно, не будет полной, потому что всегда будут находиться тексты, которые мы ещё не знаем.
Следующий момент, который нужно затронуть обязательно, это понимание того, каким образом лунный зодиак стал солнечным.
Михаил Родин: Да, мы говорили о том, что изначально зодиакальный круг возник именно как лунный.
Владимир Емельянов: Именно лунный, созвездий было 18. И впервые они использовались в предсказательной астрологии вместе с атмосферными явлениями, с явлениями комет. То есть они никак не выделялись, как особый повод для влияния. Полому что в это время, в эпоху «Энума Ану Энлиль», считалось, что влияет абсолютно всё. Влияет погода, направление ветра, влияет лунное гало, влияет затмение, планеты и звёзды. Но никакого специфического акцента на зодиаке астрологическая предсказательная литература конца второго тысячелетия не делает.
Так вот что же происходит? Дело в том, что предсказательная литература впервые появляется не как зодиакальная, астрологическая, а как менологическая. Это предсказания по месяцам. Что случится в том или ином календарном месяце?
Михаил Родин: То есть это то, что происходит на земле, а не на небе. Правильно я понимаю?
Владимир Емельянов: Да, совершенно верно. Всё началось с того, что люди захотели узнать, что происходит с погодой и что у них происходит с самочувствием. Недавно была найдена и опубликована совершенно удивительная табличка с полным расписанием самочувствия человека на год в зависимости от календарного месяца. И на каждый месяц сказано, что какой-то орган у человека будет страдать, и с ним будут происходить какие-то нехорошие вещи. Это была первая попытка расписать человека как микрокосм, связь двенадцати месяцев с двенадцатью частями организма.
Михаил Родин: Владимир Владимирович – один из немногих людей в мире, которые знают шумерский язык, а во вторых, он занимался происхождением зодиака. У него есть книга, которая называется «Ниппурский календарь и ранняя история зодиака», там немножко про другое: вы там в первый раз описывали календарь как систему представлений. Так вот, всё Междуречье жило по ниппурскому календарю. Ниппур – это такой город, «идеологическая столица» Междуречья. Ниппурский календарь был двенадцатичастным. Там было двенадцать месяцев. Но до этого мы говорили, что зодиак возник как восемнадцатичастная структура. То есть он был лунным. Что потом произошло, как срослись эти две системы? Как они придумали, что по зодиаку можно что-то предсказывать в жизни человека?
Владимир Емельянов: Я вас несколько поправлю. По началу, в III тысячелетии, у каждого шумерского города был свой календарь. Календарей было столько же, сколько городов. Но в начале второго тысячелетия произошла унификация. Уже в эпоху I династии Исина стали централизовано обозначать всю хронологию по ниппурскому календарю. Потому что в это время у ранних амореев возникает культ Ниппура. Это не означает, что культ Ниппура впервые возникает только там. Культ Ниппура возникает и в аккадское время, задолго до I династии Исина, ещё при Саргоне. Там происходит первая попытка унификации календаря. Но почему это происходит? Потому что Ниппур – это столица священного союза шумерских городов, а в последствии городов Южной Месопотамии. Поэтому ему уделяется такое внимание.
У Ниппура не было царя, у него была своя особая администрация со своей системой должностей. Правитель Ниппура мог даже от своего имени писать царские надписи, хотя он не был царём. То есть это была особая культовая структура города. Там был самый точный календарь, эталонный, на который ориентировались все остальные города, не смотря на то, что у них были свои собственные календари. Но они так или иначе подгоняли их под ниппурский.
Поэтому действительно было очень важно сперва реконструировать систему ниппурского календаря. Что означает каждый месяц в ритуальном и мифологическом смысле? Я это сделал в своей кандидатской диссертации и потом в ряде других своих работ. И тогда же я обнаружил связь между ниппурскими календарными месяцами и названиями зодиакальных созвездий. И далее я обнаружил ещё дополнительную связь между семантикой календарных мифов и астрологических помесячных предсказаний. Мне стало понятно, что это одна система. И что сперва существовали предсказания по календарным месяцам, связанные с мифологией коллективных обрядов, а потом появились предсказания индивидуальные, уже гороскопного характера, когда возник тот солнечный зодиак, о котором все знают теперь.
Я хочу сказать, что каждый месяц ниппурского календаря нёс в себе определённую ритуально-мифологическую программу. У него было своё ядро, свой смысл. И потом на основе этого смысла стали выстраиваться уже дополнительные предсказательные системы. Вопрос: откуда берётся сам календарный смысл? Конечно, в его основе лежат геоклиматические явления каждого месяца.
Я попытаюсь это показать на одном примере, на примере самого первого ниппурского календарного месяца, который назывался «престол святилища», и который в последствии в вавилонское время стал называться «нисану». Нисану – это тоже название из шумерского языка и означает «первая жертва». История очень интересная, потому что март-апрель – это время начала года, время половодья, когда разливаются Тигр и Евфрат, время ярости молодого весеннего бога против сил хаоса, которые могут называться по разному. У шумеров сила хаоса, которая противостоит весне, называется Асаг, у вавилонян – Тиамат, и так далее.
И кстати заодно я хочу сказать по поводу хаоса: что это такое? Я тоже провёл большую работу, и публикации современных медицинских текстов помогли мне в этой работе. Оказалось, что хаос – так называемое плохое время календаря. Это февраль-март, на которые приходится пик эпидемий в это время. Потому что усиливаются дожди, дуют холодные ветры в феврале, грязная вода переполняет каналы и попадает в источники подземных вод. Начинаются массовые отравления, желудочно-кишечные заболевания. И этот последний двенадцатый месяц календаря называется месяцем, в котором господствует семеро демонов болезни. Когда я это понял, стало абсолютно понятно, что такое Тиамат, с чем воюет Мардук в первом календарном месяце. Он преодолевает силы, грубо говоря, связанные с инфекционными заболеваниями. Он закрывает водные источники, которые носят такой губительный характер из-за того, что туда попадает ил во время очень сильных штормов. И оказалось, что всё это может объясняться даже естественнонаучным способом. Когда пошли публикации именно медицинских текстов, я стал лучше понимать саму мифологию.
Михаил Родин: Современных медицинских текстов?
Владимир Емельянов: Нет, клинописных медицинских текстов. В настоящее время в Германии существует группа учёных, которая занимается публикацией клинописных медицинских текстов. Я связан с этой группой. И они мне стали давать новые тексты. Я стал очень хорошо понимать, что это за мифология, как она связана с природными явлениями, и главное, как она связана с состоянием здоровья человека.
И вот наконец, когда вышел совершенно замечательный текст, в котором указывалось на каждый месяц что у человека будет плохо и как ему лечиться, то всё стало на свои места. Стало понятно, что сначала предсказания были помесячными, и они прежде всего учитывали самочувствие человека.
Михаил Родин: А самочувствие зависит от времени года?
Владимир Емельянов: Конечно. Ничего мистического в этом нет. Потому что если тебе говорят, что в месяце нисану у тебя будет плохо с головой, будут разнообразные мании и так далее, март, апрель – это время, очень хорошо известное в психиатрии как «весеннее обострение».
Михаил Родин: В том климате это тоже действует?
Владимир Емельянов: Да. Потом я получаю текст, в котором сказано, что если человек попадает в этот месяц нисану, то он начинает вести себя как буйный, как эпилептик. Есть такое слово, которое обозначает состояние эпилептического припадка. Так вот, он в нисане будет как в припадке. Это невероятно интересно.
Вот я попытаюсь раскрутить всю эту цепочку. Что происходит в нисане? Происходит половодье, которое всё захлёстывает. Оно ассоциируется с богом Мардуком, который преодолевает силы хаоса, многочисленные болезни. Половодье несёт не только плодородие, оно имеет ещё и очищающий характер. В это время Мардук побеждает Тиамат, её войско.
Это миф, а политика, реальная жизнь, заключается в том, что в это время избирается царь. Либо избирается, либо переутверждается. И для того, чтобы началась весна, чтобы начался новый год правления царя, нужно приносить жертвы. В жертву приносятся преимущественно животные. Главной такой жертвой выступает белый ягнёнок без отметин. Поэтому мы сразу видим обоснование этого названия: «первая жертва». Ягнёнок, белый как первая жертва. Но это же самое представление переносится и на царя. Царь перед тем, как вступить на престол, подвергается временному унижению. Это мы знаем из записи вавилонского новогоднего ритуала селевкидского времени. Там говорится, что царя бьют по щекам, его дерут за уши. Он стоит на коленях и должен плакать, потому что если он не заплачет, то будет засуха, нападёт враг, и так далее. Он должен плакать и клясться в том, что на протяжении предыдущего года не приносил зла своему городу и своей стране. И желательно ещё перечислять свои достижения в этом году, находясь в этой позе: на коленях и плача. Потом его ставят на ноги и говорят: «Запомни: только Мардук, или только Ашшур, царь, а ты – никто».
Вторая особенность этого ритуала в том, что пока царь стоит на коленях, его на престоле замещает подменный царь. И когда роль этого подменного царя заканчивается, то его убивают. А если он царствует вместе со своей женой, то убивают и жену. Их хоронят с царскими почестями, и при этом считается, что они унесли с собой грехи реального царя. Поэтому роль жертвы в это время – колоссальная.
Таким образом мы получаем очень важную семантическую цепочку. Это царь, это жертва, это новогодний герой, который освобождает мир от хаоса. Это начало года, то, что называется «голова года». И так далее.
Это то, что нам сообщает миф и ритуал. А дальше мы сталкиваемся с предсказанием на рождение ребёнка в это же время, в месяце нисане. И там говорится, что если в месяце нисане родится ребёнок, дом своего отца он ногами размечет. То есть родится какой-то агрессивный ребёнок. И для того, чтобы пронести агрессию этого ребёнка мимо дома родителей, родители должны принести жертву богу реки и умолять его о том, чтобы он пронёс эту грозу мимо. И должны родители читать такое заклинание:
«Ты – река, сотворившая всё. Когда прорыли тебя великие боги, на берегах твоих добро установилось. Внутри тебя Эа поселился. Траву гнева, сияния и страха он тебе даровал, именем потоп несравненный назвал. Ты – потоп, рождённый несравненным, за которым смотрит Энбилулу. Ты совершенна. Перед тобой суд судят. Ты велика, ты высока, ты праведна. Твои воды всё в порядок приводят. Зла ребёнка, родившегося в нисану, я боюсь, страшусь, ужасаюсь. Река пусть возьмёт его от меня. Река пусть меня пожалеет. Пусть оно за то, что в нём, по заслугам получит, — то есть это зло, —пусть я опущу в неё,— непонятно, что – разбит клинописный знак, —Добро твоё пусть я увижу. Дни мои продли, жизнь мне подари».
Заговор этот перед рекой отец ребёнка прочтёт и в дом свой вернётся. И зло его будет удалено.
Вот мы видим, что здесь уже происходит перенос семантики коллективного ритуала на индивидуальную судьбу человека.
Михаил Родин: То есть это как сейчас говорят: если человек родится под знаком Овна, это как раз тот самый знак, который в это время, то у него будут определённые черты характера. Здесь мы наблюдаем, что черты характера будут нехорошие настолько, что стараются детей не рожать в это время.
Владимир Емельянов: Да, стараются детей не рожать. И более того, существует специальный ритуал пронесения родов мимо нисану. Матерям рекомендуется есть специальные травки, чтобы задержать роды и приносить жертвы богам, чтобы ребёнок родился в начале следующего месяца. А следующий месяц считается благоприятным.
В это время восходит первое зодиакальное созвездие, которое по-шумерски называется лю-хунга, что переводят как «наёмник». А на самом деле лю-хунга означает человека, который назначен на должность. Человек, который вступил на престол или на определённый пост заступил. Тот самый царь, который принял на себя новый срок и стал временной жертвой. И вот есть текст, в котором говорится: «Удаление человека с доверенного ему поста и назначение другого человека – территория созвездия лю-хунга». То есть они уже начали связывать семантику этого месяца с восходящим созвездием.
Я теперь могу ответить на вопрос, каким образом лунный восемнадцатичастный зодиак перешёл в солнечный. Это произошло тогда, когда появились менологические предсказания, сперва коллективные, потом индивидуальные, на двенадцать месяцев. Стали измерять зодиакальный путь по двенадцати месяцам, сопоставили его с путём Солнца. Но получилось это не сразу. Получилось это только в V в. до н.э.
Долго этот процесс происходил. Менологии создавались в новоассирийское время. Это VIII-VII в. до н.э. А первые зодиакальные гороскопы появляются в конце V века. Первый зодиакальный гороскоп – 409 г. до н.э. И вот там есть двенадцать знаков солнечного зодиака, которые полностью равны двенадцати месяцам. То есть фактически произошла астрализация календаря. Всё, что раньше считалось земным, стало считаться небесным.
И это очень интересный пример, потому что это один из примеров абстрагирования действительности. И таких примеров было много. Когда мы подходим к истории культуры с когнитивных позиций, я считаю, что это очень важно, то мы сразу увидим, что V век – это впервые определение первоэлементов Вселенной. Это начало атомизма. То есть начинают структурировать, моделировать мир. И на тот же самый V век приходятся двенадцать знаков зодиака и идея зависимости индивидуальной судьбы от неба. Это с точки зрения когнитивистики очень интересный пример абстрагирования. В это же время происходит постепенный переход от наблюдательной астрономии к вычислительной. Когда фактор времени вводится в расчёт цикла перемещения планеты.
Необыкновенно важное открытие совершил недавно Мэтью Оссендрейвер, который нашёл и перевёл клинописный текст, в котором говорится о введении фактора времени в расчёт перемещения планет. Вот это всё происходит одновременно. Это расцвет науки, которая создаётся в районе ойкумены. Это Персидская империя, это Греция и это Вавилон, который своих позиций не сдаёт. Но это работает в то время как единая культура. Это ещё преддверие эллинизма. Здесь ещё нет того синтеза культур, который нам известен. Но ойкумена работает полностью. Я к этому добавлю ещё Индию, в которой тоже в это время начинается учение об атомах, и в которой тоже начинается представление о зодиаке.
То есть мы видим, что астрологическое мировоззрение имеет одну позитивную черту: оно является следствием того, что человек начинает отвлекаться, абстрагироваться от каких-то земных конкретных событий и начал учиться моделировать мироздание.
Михаил Родин: Из этого следует, что зодиак – это не чисто вавилонское явление, а совокупность всех знаний ойкумены? То есть оно родилось не чисто на вавилонских культурных традициях?
Владимир Емельянов: Я думаю, что мы пока ничего точно не можем об этом сказать. Конкретно по поводу зодиака. Но в других случаях мы можем сказать. Расчёт движения планет в вавилонских текстах, скажем, IV-III в., по видимому, находится в зависимости от греческих практик. Но они влияли все друг на друга. Вавилонянин Берос повлиял на греков.
Поэтому я думаю, что основа этого мировоззрения шумеро-вавилонская. Потому что там была астролатрия. Но аппарат, разработанный для этого, и идея абстрагирования небесного от земного – это может быть уже и влиянием соседних культур. Я так думаю ещё и потому, что Геродот пишет о персах, что они предпочитали всем богам поклонение огню, воде и воздуху. И ровно то же самое, деление на три элемента, мы встречаем в вавилонской табличке V в. до н.э. Кто здесь раньше сказал «а», кто – «б» – очень трудно определить. Но то, что V век был временем таких откровений, которые в свою очередь подготовили математическую вычислительную астрономию и философию – это несомненно.
Михаил Родин: Я правильно понимаю, что эти астрологические предсказания, которые возникли в это время там, были ещё одноразовыми? Мы просто говорим о характере человека, который родился в определённое время, или это более гибкая система, как сейчас: собираясь на какое-то предприятие, будем выяснять, положительный месяц, или нет?
Владимир Емельянов: Это очень интересный вопрос. Дело в том, что когда мы получаем первые астрологические предсказания, то это уже совмещение планет со знаками зодиака. Это уже говорится, что если у человека Марс в Раке, то он будет такой. А если у человека что-то в Стрельце, то у него будет покровительство высшего начальства. Это мы уже видим начиная с 409 г., с персидской Вавилонии.
Но есть два вида гороскопов. Первый гороскоп, который создавался по заказу родителей, там всё замечательно. Там никогда не будет ничего плохого для ребёнка. Я прочитал все гороскопы, которые имеются на сегодняшний день, и хочу сказать, что гороскопы, составленные по заказу, всегда благоприятные. Но были астрологические тексты, которые создавались для самих учёных, которые занимаются этим. И когда мы читаем инструкции для своих, то мы видим огромное количество неблагоприятных предзнаменований.
Михаил Родин: То есть уже тогда это был бизнес. И немножко жульнический.
Владимир Емельянов: Я бы сказал, что они не хотели огорчать.
Я забыл сказать, что первые предсказания, не связанные с зодиаком, делались для ассирийских царей. И есть такое письмо: по поводу астролога пишет чиновник царю, что все его предсказания не сбываются. Сколько он ни говорит, всё время не попадает. Надо его менять на другого. А цари, в частности царь Асархаддон, очень доверяли астрологам. Они им доверяли вплоть до того, что астрологи им говорили, когда можно выезжать из дворца, когда можно ходить в лёгкой одежде, когда нужно укутываться и сидеть в колеснице. То есть весь регламент жизни царя в это время прописывался штатными астрологами, которые одновременно были его политическими консультантами.
Отсюда понятно, что практика предсказаний сперва была введена для царей. А потом, уже в персидское время, произошла демократизация. Уже стали брать просто заказы богатых людей на гороскопы рождения. И то, что они говорили богатым людям, не должно было огорчать семейства, где родился ребёнок. Причём там упоминается большое количество греческих имён. Это заказывали даже богатые греки. В этих гороскопах упоминаются имена Демократ, Аристократ.
Михаил Родин: То есть возникла мода даже среди греков.
Владимир Емельянов: Даже среди греков. У них была мода на халдеев, как они и писали. Они обязательно пользовались услугами вавилонских звездочётов для того, чтобы предугадать судьбу своего отпрыска. Это было престижно.
Вы можете стать подписчиком журнала Proshloe и поддержать наши проекты: https://proshloe.com/donate
© 2022 Родина слонов · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено
Добавить комментарий