Как ввести раба в зимнюю спячку? Кто был самым морозоустойчивым из греческих философов? Почему дионисийские праздники отмечали зимой, а не летом?
О том, насколько холоднее современного был климат классической древности рассказывает доктор исторических наук, профессор РГГУ, ведущий научный сотрудник Института всеобщей истории Сергей Георгиевич Карпюк.
Стенограмма эфира программы «Родина слонов» с доктором исторических наук, профессором РГГУ, ведущим научным сотрудником Института всеобщей истории Сергеем Георгиевичем Карпюком.
Михаил Родин: В гостях у нас сегодня доктор исторических наук, профессор РГГУ, ведущий научный сотрудник Института всеобщей истории РАН Сергей Карпюк. Казалось бы, что общего между Древней Грецией и климатом зимой? Почему мы заблуждаемся по поводу погоды в Древней Греции и в Древнем Риме?
Сергей Карпюк: Представление о том, что климат в Древней Греции равен современному – это сравнительно новое явление. Этому есть рациональное объяснение. Когда директор афинской обсерватории, профессор Эгинитис в начале XX в. сравнивал время цветения растений с древностью, с тем, что описано в трактате Феофраста, ученика Аристотеля, оно совпало. Потому что он пользовался данными конца XIX в., времени наивысшего похолодания в Европе. Это «малый арктический период».
Поэтому утвердилось мнение, что климат был таким же, как и раньше. Но в начале XX в. ученые поняли, что климат Древней Греции отличался от современного. По мнению климатологов, первая половина I тыс. до н.э. – это ранний субатлантический период в развитии истории климата. Средние температуры летом отличались до 2º, то есть на 1-2º ниже, а зимние – около 1º. Но у них не локализованные данные, по всему северному полушарию.
Михаил Родин: Чтобы было понятно: наше представление, что климат только сейчас катастрофически меняется из-за воздействия человека, неверное. Климат менялся всегда с определенной периодичностью. Как происходят эти похолодания и потепления?
Сергей Карпюк: Климатологи стараются построить климатические циклы. Но насколько они достоверно построены – судить трудно. По одному мнению, у нас сейчас глобальное потепление, а по другому – это маленький цикл, а большой цикл – это похолодание.
Но в Греции, это объективные данные, действительно климат был более холодный, потом он изменился. Расцвет Рима связан уже с климатическим оптимумом, потеплением до нынешних примерно температур.
Мешают восприятию греческого климата наши источники. Основной изобразительный материал, который дошел до нас, вазопись (живопись не дошла, скульптуры мало). Там или обнаженные, или в легких плащах, гиматиях. Кажется, там жара. Но наши источники как бы пристрастны. Такая культурная пристрастность. Потому что для древних греков очень важно было изображение красоты обнаженного человеческого тела.
А зимняя одежда? Были хлены, сисюры: дубленки, кожанки. Они были грубые, не изображались.
Михаил Родин: В I тыс. до н.э., где-то до II-I вв. до н.э., то есть до расцвета римской цивилизации, было прохладнее, чем сейчас. Потом римский климатический оптимум, где-то до IV-V вв.
Сергей Карпюк: Начало Рима – Тит Ливий пишет, что Тибр замерзал. Это IV-III вв. до н.э. А где-то с I века до н.э. стало теплее: Ганнибал переходил заснеженные Альпы.
Михаил Родин: И потом в IV-V вв. опять началось похолодание где-то до X в.
Сергей Карпюк: Да. Пролив Босфор замерзал, бывало.
Михаил Родин: Потом было примерно как сейчас. И новый цикл похолодания начался в начале Нового времени, это XV-XVII вв. И сейчас у нас опять волна потепления.
Давайте говорить о начале, где-нибудь VIII в. до н.э. Какая была температура? И как это отражалось в источниках?
Сергей Карпюк: Это самый ранний субатлантический период, некоторое похолодание. По источникам мы знаем, что воины-ахейцы при осаде Трои мерзли. И Одиссей, который отдал свою шубу (хлену) другому воину, мерз. Это есть в «Одиссее».
При этом Греция – это не Центральная Россия. Зима – это период дождей и иногда снег. Есть знаменитое место у Геродота, Вторая книга, 22 глава – он спорил с философом Анаксагором об истоках Нила. Анаксагор говорил, что от таяния снегов. А Геродот спорил: «Но ведь снег не может идти дольше пяти дней, он обязательно переходит в дождь». С точки зрения средиземноморского климата он прав.
Все знают знаменитую басню Крылова «Стрекоза и муравей». Это переложение басен Эзопа. В оригинале это муравей и жук. И результат такой, что с муравьем все то же самое, а жук… Наступила зима, дожди размыли навозную кучу, и он остался без корма. Почувствуйте разницу.
В зимний период могло замерзнуть вино, это должны быть очень большие холода. Аристотель описывает замерзание воды, сгущение оливкового масла, подледный лов на Черном море (думаю, в лиманах Северного Причерноморья).
Керченский пролив замерзал, как и в XIX веке. Поэтому и освоение Северного Причерноморья в результате греческой колонизации более позднее.
Михаил Родин: Что мы можем сказать про Древний Рим, там есть упоминания холодов?
Сергей Карпюк: Сколько угодно. Тит Ливий описывает, что Тибр замерзал. Виноделие – основа экономики Древней Италии – первоначально не распространялось к северу от Неаполя, было рискованным. Как и во Фракии (нынешней Болгарии), там лозу присыпали землей, чтобы не подмерзла.
Мы говорим «арктические холода», а древние греки говорили «фракийские холода». Конечно, это не надо сравнивать с нашей зимой. Но 0 – -1 вполне могло быть.
Михаил Родин: И снег мог лежать до 40 дней, почти полтора месяца?
Сергей Карпюк: Да. Это повторялось и в Средневековье, когда снова похолодало, когда в Голландии на коньках по каналам катались. Климат изменяется, и ничего нового в этом для истории нет.
Катастрофой изменение климата было только для кочевников, которые напрямую зависят от природных ресурсов. А земледельческие народы могли изменить тактику. В Древней Греции две основные зерновые культуры – пшеница и ячмень. Пшеница более вкусная и более урожайная. Почему выращивали ячмень? Ответ прост: потому что урожай пшеницы раз в пять лет в среднем может погибнуть от засухи, а урожай ячменя – раз в 20 лет. Если сушь, то изменение стратегии. У греков жилища были плохо отапливаемые, там были только открытые жаровни. Но они закаливались. Выработали свой модус приспособления к климату.
Михаил Родин: В древнегреческих источниках упомянуты снегопады?
Сергей Карпюк: Да, снегопады в Афинах. Ксенофонт в Hellenica, в «Греческой истории» упоминает. Это после Пелопоннесской войны, когда шла гражданская война в самой Аттике. Вот этот снегопад, который накрыл, правда, не сами Афины, а более холмистую местность – Аттику, Филу. Он повлиял даже на военные действия, потому что стало холодно, а у них не было подходящей обуви, и они эвакуировались в Афины.
А когда афинское войско в конце 30х гг. осаждало Потидею на полуострове Халкидики, это север Греции, были морозы. Это описано в платоновском диалоге «Пир», как Сократ поражал всех, босиком выходил на снег. А афинские воины построили что-то типа чумов и грелись там. Может, конечно, некоторые преувеличения есть, но, очевидно, так и было. Были суровые зимы, были снегопады. Но периоды похолоданий были кратковременными.
Войны в основном летом происходили. Марафонское сражение – сентябрь, было очень жарко. Греческие воины должны были преодолевать эту жару. Только отступление персидского войска из Греции зимой 479 г. до н.э. происходило зимой.
Михаил Родин: Как же они боролись с морозами?
Сергей Карпюк: Главная проблема древних греков – у них не было штанов. Такую одежду презирали, считали, что кроеная одежда – это привилегия варваров. А у них были различные плащи, использовали всякие овчины, кожанки, накидки. Проблема была с обувью. Греческая обувь – сандалии.
Михаил Родин: Но хотя бы была закрытая обувь?
Сергей Карпюк: На вазописи изображаются обнаженные гетеры с какими-то полусапожками, но насколько они защищают от холода и насколько это предмет украшения – вопрос открытый. Скорее, это украшение. Тем более, женщины свободные, не рабыни, сидели по домам. Плащи должны быть у мужчин. В так называемых женских комедиях Аристофана, где фигурируют женщины, они зимой, чтобы выйти, брали одежду своих мужей.
Михаил Родин: Можно поговорить, как архитектурно они приспосабливались.
Сергей Карпюк: Общественная архитектура – портики с колоннами, открытые и продуваемые. Частные дома, конечно, потеплее, из глинобитного слегка обожженного кирпича. Были жаровни, которые стояли в разных частях дома. Кровати были, одеяла. Спали часто вместе в одежде.
Михаил Родин: А это касается всех слоев населения? Или только бедных?
Сергей Карпюк: Скорее всего, и аристократов это касается: быт до эллинистической эпохи был очень прост. Древнегреческий поэт VII в. до н.э. Гесиод описывая крестьянскую жизнь Беотии, тоже описывает зимнюю стужу. Была специальная внутренняя комната без окон, и там было теплее. И вообще он рекомендует даже кормить рабов и работников поменьше, чтобы они зимой больше спали, то есть впадали в спячку.
Зима у них примерно с декабря по март. Слово «хеймон» – «зима» – обозначало и зимний период, и бурю. Это период бурной погоды, бурь на море. Вплоть до XVII в. Средиземноморье не было морем всесезонного мореплавания. Греки иногда в период войн плавали. Но вообще Родосский закон запрещал: не страховались суда, которые плавали зимой. Зима – это прекращение всякой деятельности. И неслучайно на зиму приходились дионисийские празднества, связанные с винопитием. Зимой употребляли (по-моему, есть у архаического поэта Алкея) глинтвейн – сладкое вино в горячем виде.
В принципе, жизнь замирала. Вообще, конечно, южная зима очень некомфортна. Почему у меня возникла идея писать книгу о климате? Я стал путешествовать. В феврале в Афинах снегопад. Был в Иерусалиме в декабре – завалило снегом. Но добило меня, когда в конце марта ехал по мосту через Босфор – Босфора не видно, снег.
Зимой в южных странах некомфортно. Я называю это «низкий период военных действий». Проходили иногда операции, но это было редкостью. И Фукидид, греческий историк, который в конце V в. описал Пелопоннесскую войну, крупнейшую войну внутри греческого мира, делил год на летнюю и зимнюю кампании. Причем летняя включала весну и осень. В принципе, зима – это у них некомфортный дождливый сезон.
Михаил Родин: Если вернуться к одежде, интересны детали… Вы сказали, что у них были накидки. Как это было устроено, из каких материалов сделано? Застегивалось ли это на пуговицы?
Сергей Карпюк: Фибулы были, застежки. А из материалов, естественно, овечья шерсть. Для утепления накидывали один на другой.
Не кроеная одежда. Есть прекрасная работа покойного профессора Кнабе об этом. Для греков и римлян кроеная одежда варварская. А некроеная держится на застежках, на фибулах. Плащи, гиматии, тоги – всё запахивалось и скреплялось. Войлочная шапка закрывала уши, защищала от дождя и снега, и от солнца летом.
Михаил Родин: А на ноги?
Сергей Карпюк: Сандалии и кожаные башмаки, довольно примитивные.
Михаил Родин: Обмотки может быть на ноги?
Сергей Карпюк: Не знаю. Мы зависим от источников. Археология никаких обмоток не сохранила. Есть сообщение о знаменитом походе 10 тысяч греков, который описал древнегреческий историк Ксенофонт в «Анабасисе», когда эти 10 тысяч греков маршировали вглубь Персии, чтобы захватить власть для царевича Кира, их предводителя. Потом они стали отступать через Армянское нагорье в нынешней Турции, западнее озера Ван. Был уже декабрь, довольно теплый, 401 г. до н.э., им повезло, скорее всего. Они переваливали через перевал Тахталы, это около 1400 метров, и у многих замерзали ноги. Но большая часть воинов выжили. Они были физически закаленными.
Михаил Родин: А как закалялись?
Сергей Карпюк: Греки, граждане, они же воины, занимались в гимнасиях обнаженными. Жарко, холодно – должны были привыкать. И постепенно приспосабливались к климату.
В архаический период зимой практически всякая деятельность прекращалась. Например, интересно: Дельфы, главный греческий оракул зимой не функционировал. Потому что считалось бог Аполлон улетает к гипербореям. А вместо этого дионисийские празднества. И они предавались пьянству.
Кстати, очень смешно: надпись (она до сих пор сохранилась на стене стадиона в Дельфах), по-моему, начало V в. до н.э., о штрафе за пронос вина на стадион. Причем большой – 6 или 8 драхм. Люблю, когда бываю в Дельфах, фотографироваться с этой надписью, но с бутылкой воды хотя бы.
Постепенно греки осваивали зиму. Например, в Афинах около 440 г. до н.э. был учрежден второй театральный фестиваль в январе-феврале, потому что это сезон, когда нет земледельческих работ и все могут прийти на театральное представление. Они мерзли. Масса шуток в комедиях Аристофана насчет того, что холодно. И вообще у них болезни мочеполовой сферы были довольно распространены.
Михаил Родин: Странная особенность – в архаический период Рима считалось неприличным носить одежду с длинными рукавами. Потом уже, в имперские времена, возникла одежда с длинными рукавами. Это считалось распущенностью нравов. Притом, как мы сейчас с Вами поговорили, в этот момент стало теплее. Получается, архаичные римляне как раз когда было холодно, не одевались, в тоги кутались?
Сергей Карпюк: Наверное, это показывало, что они хорошие воины, могут переносить невзгоды. Изначально архаический Рим решал эту проблему, как и греки – закаливанием. А потом они цивилизовались, завоевали половину Средиземноморья, стали достаточно богатыми и стали решать эту проблему несколько другим путем. Но, с другой стороны, этот идеал оставался. И есть ссылки римских поэтов и писателей, что римляне раньше были такими замечательными, а потом изнеженными.
Очень интересны жалобы Овидия, которого сослали в Томы, это Румыния. Климат этой части Румынии не сильно отличается от Рима. Просто он жаловался, чтобы привлечь внимание, что его заслали в такую глушь. Да, римляне больше стали использовать технические средства для приспособления. Культура римских бань очень большую роль в этом сыграла.
Михаил Родин: Тут мы плавно вышли на такую тему: как изменения климата повлияли на цивилизацию античности? Насколько сильно влияние климатического фактора? И можно ли вообще говорить о климатическом детерминизме?
Сергей Карпюк: Нет, не прослеживается определяющего влияния климата. Его влияние исследовать нужно. Но нужно понимать, что это только один из факторов, причем, наверное, не самый главный.
Расцвет Греции при похолодании, расцвет Рима при потеплении. Но говорит ли это об определяющем влиянии климата? Нет, конечно. Но это повлияло и на древнегреческую, и на римскую культуру. Это один из факторов. Вообще в истории очень трудно выделить какой-то определяющий фактор, их много, как правило.
Михаил Родин: А можем по археологии или по письменным источникам проследить, как менялась сама культура и цивилизация с этими волнами похолодания и потепления?
Сергей Карпюк: Сложно, потому что источники очень отрывочные. Скорее не потепление и похолодание, а даже более важный фактор – больше или меньше засух. Это тоже связано с изменениями климата. И археологи считают, что, например, Темные века в VII в. до н.э. в Аттике (это район Афин), упадок, уменьшение населения были связаны с большей засушливостью. Но тут еще вопрос в том, что в каких-то регионах Греции была засуха, а в каких-то – наоборот. Считается, что Западная Греция, там, где Олимпия, была очень хорошо развита в ранний архаический период – VIII-VII вв., но потом не стала развиваться из-за сильного переувлажнения, как это ни покажется странным.
Михаил Родин: Кстати, мне кажется, еще очень важный фактор – изменение уровня моря, которое заставляет переносить какие-то центры цивилизации.
Сергей Карпюк: Оно не настолько глобально, как кажется. Например, Фермопильский проход, его же сейчас нет. Море отступило, и там шоссе идет, супермаркеты стоят. Береговая линия изменяется, но не настолько быстро и не катастрофически.
Михаил Родин: То есть главный вывод, который мы можем сделать: начиная со времени появления цивилизаций климат не влияет на них настолько сильно, чтобы они только по причине ухудшения климата могли исчезнуть с лица земли или, наоборот, развиться только потому, что сложились благоприятные погодные условия. Все-таки цивилизация, техника позволяет спокойно реагировать на эти изменения.
Вы можете стать подписчиком журнала Proshloe и поддержать наши проекты: https://proshloe.com/donate
© 2022 Родина слонов · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено
Добавить комментарий