30.03.2021      130      0

РС 32 Старая хронология


Павел Кузенков в «Родине слонов»

Сколько было хронологий за историю человечества и есть ли среди них хоть одна «официальная»? Как люди, одновременно живущие в соседних городах, могут жить в разных эрах? В чём уникальность христианской хронологии и можно ли её подтасовать?

О «хронологии здорового человека» рассказывает кандидат исторических наук, доцент Кафедры истории Средних веков Исторического факультета МГУ Павел Владимирович Кузенков.

Стенограмма эфира программы «Родина слонов» с кандидатом исторических наук, доцентом кафедры истории Средних веков исторического факультета МГУ Павлом Владимировичем Кузенковым.

Михаил Родин: Сегодня мы будем говорить о том, как на самом деле историки строят хронологию. Потому что это странное явление, «Новая хронология», как мне кажется, порождено тем, что люди слабо себе представляют, как работают историки. Людям кажется, что есть «официальная хронология», которую можно подделать. Люди представляют ее, как некую линейку, которую сделал в XVI в. некто Скалигер. И теперь историки бессмысленно прикладывают везде эту линейку и совершенно спокойно заблуждаются.

Павел Кузенков: Я в каком-то смысле даже благодарен Анатолию Тимофеевичу Фоменко, который вбросил в общественное пространство тему пересмотра исторической хронологии, потому что это подвигло профессиональных историков наконец-то разобраться и создать выверенную систему всемирной хронологии, которую пытались создать историки самого древнего времени. Потому что, по большому счету, мы привыкли доверять справочникам.

Особенно для русского человека это характерно – недоверие официальным источникам. Важно то, что люди хотят разобраться, выверить те даты, которые им показывают в справочниках.

Михаил Родин: В общественном доступе есть большое количество так называемых хронологий, где перечислены даты и события. Люди думают, что вся история – такая.

В любой цивилизации была своя хронология, своя мера времени. К примеру, мы берем Тита Ливия. Что мы там видим? «Консулы Марк Валерий и Публий Постумий. В этом году была удачная битва с сабинянами. Консулы праздновали триумф». Дальше идет перечисление событий, которые произошли в этом году. Следующая запись: «Консулы Гней Фульвий Центумал и Публий Сульпиций Гальба, вступив в должность в мартовские иды, созвали на Капитолий сенат», – и дальше идет перечисление того, что было.

Римляне не нумеровали годы. Они называли их именем консулов, которые в этот год правили.

Павел Кузенков: Такая шкала резко затрудняет фальсификацию. Чтобы что-то сдвинуть, надо менять список всех консулов абсолютно во всех источниках. И это одна из тех шкал, которые помогают нам выйти на верифицированную, универсальную хронологию.

Дальневосточная система измерения времени базируется на шестидесятилетнем цикле. Словесные описания годов тоже трудно сфальсифицировать. Там сдвиг на один год невозможен, потому что тогда изменятся названия всех других годов.

Это якорь, который даёт возможность верифицировать даты; то, что называется синхронизм.

Михаил Родин: У нас есть огромная независимая шкала, которую мы можем приложить и через неё проверить.

Павел Кузенков: Более того, она привязана к астрономии. Китайцы, почитающие небо, скрупулёзно фиксировали все астрономические события: затмения, кометы… Академик Фоменко не учёл, что сами астрономы свои вычисления, в частности, движения Луны, рассчитывают, опираясь на древние исторические источники. На Дальнем Востоке всё очень привязано к фазам Луны. И пользуясь этим дополнительным лунным календарем, которым пользуется до сих пор весь Восток, мы можем выверять исторические события, указанные не в лунной системе координат.

Михаил Родин: Я упомянул римскую систему хронологии – по консулам. Какие еще были в античности хронологические системы?

Павел Кузенков: Чем интересна античность – так это огромным количеством разных эр. В каждом городе была своя система счёта лет, дней года. Календари хотя пользовались одними месяцами, но совершенно по разному их считали.

Бывало, что они называются одинаково, но соответствуют разным временам года – один осенью, другой весной в соседних городах. Этот сбой возникает из-за коррекции лунно-солнечного цикла, когда вставляется месяц. Как сейчас делают иудеи. Иудейский лунно-солнечный календарь сейчас используется в Израиле. Он удобен тем, что мы всегда знаем по числу месяца, какая фаза Луны. Это удобно агрономам, медикам… Римляне за Луной не следили и передали нам систему, где месяц с месяцем небесным никак не связан.

Греки нуждались в единой системе летоисчисления. Они не нашли ничего лучше, чем записывать имена победителей в беге на Олимпиадах. Олимпиада – одно из немногих общегреческих мероприятий, каждые четыре года.

Михаил Родин: Отдельные государства ведут своё летоисчисление. И если мы видим смычку, например общую войну между ними, сопоставим эти линейки и дальше можем синхронизировать системы летоисчисления.

Павел Кузенков: Проблемы начинались там, где надо было с греческой историей сплести историю Востока – египетскую, месопотамскую. Для Востока характерен счёт времени по царствам. Приходит на престол новый царь – начинается новая эра, умирает – она заканчивается.

Возникает трудность: в один и тот же год правил умерший и новый царь. Этот год считается дважды. Из-за этого бывают сбои в хрониках. Иногда это приводит к погрешностям +/-1 год. И здесь огромную работу проделал Клавдий Птолемей, потому что именно астрономам была нужна универсальная система счета лет. Опирался он на вавилонскую хронологию, потому что вавилоняне древнее всех наблюдали за астрономией.

Так называемый канон Птолемея лежит в основе всех астрономических штудий. Там счет идёт на доли суток, потому что астрономические явления требуют хронологической точности. И по сути мы имеем эту смычку между Греко-Римским и Восточным мирами. Опираясь на нее, Евсевий Кесарийский создал «Хронологические каноны» – столбцы параллельных хронологий Греции, Рима, Востока.

Михаил Родин: Есть шкала, в которой записано, в каком году правили какие консулы. И это более тысячи лет. Есть другой столбец, в котором выстроены египетские цари и годы их правления. И совместив их между собой (условно, что консул взаимодействовал с фараоном и это зафиксировано в обеих хронологиях), мы понимаем, как эти столбцы между собой взаимосвязаны.

Как видим, попытки создания единых хронологий уже были приняты в античности. Это постоянный процесс.

Павел Кузенков: Представьте: у вас есть десятки эр. А вы торгуете чем-то. И вы всё время перемещаетесь из одной части империи в другую. Нужна некая общепринятая система, которая не терпит регионального эгоизма.

Основная эра в то время – это эра освобождения. Эра освобождения – это на самом деле время оккупации Римом. Рим умел вести войны так, что его победы воспринимались как освобождение от тирании. Было множество эр освобождения, потому что в разные города Рим приходил в разное время. Освобождали иногда по несколько раз – помпеянские, цезарианские эры есть, и т.д.

В конечном счете встал вопрос: нужно создать какую-то единую систему. По консулам считать тоже неудобно: список очень длинный. Часто бывают сбои, ошибки. Многие люди неграмотны. Возникла идея считать от какой-то точки. Идея поиска единой системы счета времени носилась в воздухе. И тут как нельзя кстати пришлись христиане.

Необходимо было создать универсальную шкалу, опирающуюся на абсолютно авторитетную дату. И таких вариантов стало два: от основания мира и от Рождества Христова. Эти два типа эры и характерны для христианского мира.

Михаил Родин: Насколько я понимаю, языческие воззрения на мир в принципе не позволяют допустить существование шкалы, что где-то было начало мира, а где-то будет конец.

Павел Кузенков: Античная греческая философия исходила из цикличности макропроцессов. Жизнь космоса циклична в макромасштабе.

Но христианство берет из Ветхого Завета иудейскую модель линейного, векторного типа истории. Причем очень обозримого. Человеческая история оказывается очень недалекой в прошлое и в будущее. Из этого возникает и эсхатология: мы знаем, что мир вот-вот кончится. И в то же время для учёных возникает сама возможность создать общую шкалу.

Христианство принесло с собой целый букет инноваций. Это, действительно, религия абсолютно нового типа, первая в истории человечества, претендующая на абсолютную глобальность. И возникает понимание того, что можно и нужно создать систему счета общечеловеческой истории.

Античные люди вообще не считали людей даже генетическими родственниками. Для античного человека разные народы – это разные виды, они друг другу абсолютно чужды. Эллины и варвары похожи друг на друга, но не более того. Христианство, как и иудаизм, декларирует, что все люди – потомки одного человека, Адама.

Возникает запрос на создание единой хронологической шкалы. Это заказ амбициозный, его не так просто выполнить. Но Юлий Африкан в III в., примерно в 240 г., такую задачу выполняет. Юлий Африкан – личность очень интересная: военный, генерал. Но любитель древностей: искал гору Арарат, остатки Ковчега, по ходу командуя армиями. Он создал так называемую «Хронографию». Она не дошла до нас в полном виде, но ее развил Евсевий Кесарийский в тех самых «Канонах». Авраам – это первый год, точка отсчета. И от неё идет уже счёт Авраама, с которым синхронизированы годы консулов, годы афинских архонтов-эпонимов, годы олимпиоников, годы царей египетских, персидских, афинских и прочих. И эта система лежит в основе и нашей в том числе научной хронологии.

То, что записано Евсевием, соответствует общепринятой хронологии, потому что он действительно работал с первоисточниками, был человек скрупулезный и работал аккуратно. Конечно, есть кое-где сбои, но по сравнению с другими вариантами, это образцовая хронология. IV век – это эпоха расцвета позднеантичной науки.

И что характерно – в качестве эры берется год Авраама. Не сотворение мира, которое уходит в глубокую древность. И сам Евсевий пишет: а что мы знаем о сотворении мира и откуда мы об этом знаем? В Библии существует несколько вариантов хронологии патриархов.

Уже в древнееврейской традиции существовало две разные версии счета лет от сотворения мира. Современные иудеи пользуются короткой хронологией. И у них еще длится шестое тысячелетие. А у нас уже восьмое тысячелетие идет.

В Библии нет никакой эры. Авторы Священного писания, Моисей и последующие Пророки, воздерживаются от этого. А примерно в V веке в христианском мире возникло дерзновение посчитать. Тем более все понимали, что мир вот-вот кончится. Круглые цифры всех будоражили: видели, что сейчас кончается пятитысячный год, на носу – шеститысячный. А шеститысячный год кому-то пришло в голову сравнить с шестью днями творения и седьмым – днём отдыха. А у Господа день – как тысяча лет. Значит седьмое тысячелетие будет субботним – что-то такое будет невероятное.

Это вызвало к жизни так называемую эру от сотворения мира. 5508 лет, пересчитывая на нашу. Но при пересчете на внутреннюю систему, до Рождества Христова в ней считалось 5500 лет. Или 5504 года в константинопольском варианте, чтобы ложилось на индикты, потому что увидели, что нужный год правления Тиберия в эту схему не укладывается – чуть-чуть пришлось модернизировать и круглое число 5500 исчезло.

По этой системе жили византийцы. И древнерусские тексты опираются на нее. Европейцы пошли по другому пути. Они предпочли взять в качестве точки отсчета Рождество Христово. И здесь тоже надо понимать, что дата этого события нам не известна. В Новом Завете очень косвенные, неопределенные указания на то, когда именно это произошло.

30-33 гг. – это год крестной смерти и воскресения. А год рождения вообще не понятен, потому что точный возраст Христа не известен. В Библии ведь сказано «около тридцати». Судя по всему, год рождения Христа – в районе 6-5 г. до н.э.

Эра, которую мы ведем от Рождества, в общем-то, на самом деле не от Рождества. Но она удобна для расчета пасхалий. У пасхальных таблиц своя логика. Это лунно-солнечные циклы. Эта эра возникла как пасхалистическая, но уже в X веке в папских документах по ней стали ставить годы.

Михаил Родин: И тогда возникла самая длинная хронологическая линейка. Потому что от ноля мы можем пронумеровать годы до бесконечности, и в обратном направлении. Даже если мы сломаем эту линейку и что-то в ней исправим, ничего не изменится. Никто никуда не девал старые источники и старые хронологические системы, которые мы всегда можем взять и еще раз пересчитать. Это делается историками постоянно в своей работе. Плюс существовали и параллельные длинные линейки – в арабском, персидском мире, по которым можно проверить.

Павел Кузенков: Есть эра Хиджры. Хиджра – это год исхода Мухаммеда и его сторонников из Мекки в Медину. И самое важное здесь даже не то, что возникает новая точка отсчета, но и то, что мусульманский год лунный. Лунный год короче солнечного на 11 дней. Поэтому мусульманский новый год постоянно приходится на разное время года.

Но если мы, допустим, выбросим пару сотен лет, как якобы сделали по версии Фоменко, то для этого нам недостаточно выбросить столько же лет из мусульманской эры. Потому что эти смещения на 11 дней каждый год разрушат всю картину. Точно такой же сбой будет, если сравнить с индийскими, с монгольской, китайской эрой, которые основаны на своих внутренних циклах. И это то, что служит самым веским аргументом для того, чтобы ответить на вопрос о фальсификации.

Конечно, чисто теоретически возможно, что некий злокозненный гений организовал фальсификацию и там. Заставил и мусульман, и индусов не просто сфальсифицировать, но внести ошибку в их расчеты. Но мне что-то говорит о том, что это слишком бы дорого стоило.

Михаил Родин: А чем отличается арабская хронология от персидской? И те, и другие – мусульмане.

Павел Кузенков: У них одна и та же эра. Но персы ведут счет не по лунным, а по солнечным годам – так называемая солнечная Хиджра. Поэтому персидская эра Хиджры меньше арабской. И это создает еще одну дополнительную возможность верификации.

Персидский год точнее, чем григорианский. То есть здесь мы получаем не просто систему верификации годов, у нас здесь получается верификация дней. И это для историков очень важный момент.

Другое дело, что между западом и востоком Евразии не было так много общих событий. Контакты были слишком спорадическими.

Михаил Родин: Но есть арабские завоевания, крестовые походы, которые создали огромное количество общих событий и для арабской и для нашей хронологии.

Павел Кузенков: Да, с Ближним востоком именно крестоносцы позволяют. А монголы сделали еще больше: они соединили крайний запад и крайний восток, еще и мусульманский мир. Это создает универсальную шкалу. Монголы были очень хорошими интеграторами, как никто другой умели сочетать разные традиции, культуры. Эпоха монголов создаёт общеевразийское пространство.

Михаил Родин: Одним из аргументов «Новой хронологии» является то, что как раз могла быть единая страна, по чьим интересам могли переписать везде хронологию. Но тут мы вспоминаем о неудобном факте существовании Японии, которая у себя на островах оставалась независимой и, как я уже говорил, нельзя прийти и сказать: «Давайте мы пороемся в ваших архивах и всё перепишем».

У них до сих пор существует альтернативная независимая хронология, которая строится по принципу, подобному древнеегипетскому, где счет вёлся по началу правления нового фараона. Япония – это родина самой древней династии, которая существует в мире. Она царствует, по-моему, около 2600 лет. И прописан каждый год.

Павел Кузенков: Ну, почти так.

Михаил Родин: Понятно, что я упрощаю. Дело в том, что там все эти годы прописаны, к тому же встречаются монголы, которые пытались их завоевать, но у них не получилось. В XVI в. встречаются европейцы – португальцы, которые пришли к ним и пытались торговать. В XVII в. они закрылись от всего мира и это четко прослеживается и в нашей и в их хронологии. И это абсолютно независимая шкала и поди выкини оттуда пару-тройку веков – ничего не получится.

Павел Кузенков: И монгольская, и японская цивилизация, как и все восточные, это цивилизация лунно-солнечного календаря. И там события, в том числе астрономические, датируются по фазам Луны. И это то, что для астрономов очень важно. Допустим, если они регистрируют то или иное астрономическое событие, например, лунное затмение, то мы можем точно понять, какой это год, потому что ни в прошлом ни в будущих годах не может быть в этой точке лунного затмения.

Поддержите «Родину слонов»:
https://www.patreon.com/rodinaslonov

Кнопка «Поддержать проект». Она находится под аватаркой группы. https://vk.com/rodinaslonov?w=app5727453_-98395516

Яндекс.Деньги https://money.yandex.ru/to/410018169879380

QIWI qiwi.com/p/79269876303

PayPal https://paypal.me/rodinaslonov


Об авторе: Михаил Родин

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Для отправки комментария, поставьте отметку, что разрешаете сбор и обработку ваших персональных данных . Политика конфиденциальности